Общество |
7 июня 2013 года |
Помочь жителям глубинки могут аптеки на колесах / В российских регионах ратуют за легализацию передвижных аптечных киосков
Жители отдаленных населенных пунктов не имеют возможности купить лекарства. Содержать аптеки в глубинке убыточно, а ФАПы есть не везде. Проблему могли бы решить передвижные аптечные пункты, но такая форма работы не предусмотрена федеральным законодательством. Что можно сделать, чтобы аптеки на колесах стали законной формой снабжения людей лекарствами, обсудили недавно в Комитете Госсовета РК по социальной политике. Примечательно, что обсуждение состоялось по инициативе ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми». Руководство этой организации обратилось в республиканский парламент с просьбой добиться поправок в Федеральный закон «Об обращении лекарственных средств». Однако в процессе обсуждения участники совещания пришли к выводу, что принимать поправки в федеральный закон нецелесообразно. Лучше подготовить обращение в Минздрав России с просьбой пересмотреть ведомственный приказ, регулирующий деятельность аптечных организаций, и внести в него соответствующие изменения, дополнив перечень аптечных организаций новым видом – «передвижные аптечные пункты, организованные при аптечных организациях». Прокомментировать ситуацию, которая заставила вспомнить об аптеках на колесах (а такой опыт в нашей стране есть, и немалый), нам согласилась генеральный директор ГУП РК «Государственные аптеки Республики Коми» Елена Майер. Из ее слов стало понятно, что корень проблемы заключается в несовершенстве законодательства. Это, кстати, прекрасно понимают не только практики, но и законодатели федерального уровня. В Законе «Об обращении лекарственных средств» говорится, что реализацию лекарственных препаратов могут осуществлять аптечные организации и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность. К таковым относятся амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры и отделения общей врачебной практики, расположенные в сельских поселениях, где отсутствуют аптечные организации. Передвижные аптечные пункты в этом списке не значатся. К сожалению, проза жизни такова, что стационарные аптечные пункты, прежде существовавшие во многих селах и даже в глубинке, практически повсеместно исчезли. Содержать их бизнесу невыгодно, а бюджету – накладно. Поэтому сплошь и рядом сельчанам приходится добираться за лекарствами в райцентр. Однако всякий раз отправляться в райцентр или в город за лекарствами затратно по времени и деньгам. Поэтому-то так и актуальна идея возродить передвижные аптечные пункты. По мнению директора ГУП, создание передвижных аптечных пунктов благотворно сказалось бы на лекарственном обеспечении сельского населения, в том числе и льготников. А кроме того, избавило бы от кадрового голода и необходимости содержать убыточные аптеки. Тем более что за опытом далеко ходить не надо: долгие годы Почта России, Сбербанк и учреждения здравоохранения решают аналогичную проблему путем организации выездного обслуживания населения. Если же посмотреть в целом по стране, то ранее доставка лекарств в отдаленные населенные пункты практиковалась в Красноярском крае, на Кубани, в Ленинградской и Астраханской областях. Даже правительство Москвы в 2001 году издало распоряжение «Об автоаптеках», а в 2002-м – «Об эксперименте по организации фармацевтической выездной торговли». Однако работа таких аптечных пунктов была прекращена из-за того, что этот вид деятельности не был зафиксирован в законодательной базе Российской Федерации. В последнее время региональные власти вновь стали поднимать этот по-прежнему злободневный вопрос. Например, по поводу легализации передвижных автоаптек в Госдуму РФ обратились в прошлом году депутаты заксобрания Приморского края. А в Хакасии в конце прошлого года даже поставили вопрос о закупке автофургонов для передвижных аптек. Так что наши парламентарии в своей инициативе не одиноки. Кстати, три года назад, в 2010 году, нижняя палата российского парламента рассматривала вопрос об аптеках на колесах, но тогда законодателей остановили возражения Прокуратуры РФ. Суть прокурорских замечаний сводилась к невозможности обеспечить надлежащий государственный надзор за соблюдением требований транспортировки и отпуска лекарств. Что же необходимо сделать на законодательном уровне, в какие нормативные акты внести изменения, чтобы аптеки-передвижки получили право на существование? – В первую очередь, – отмечает Елена Майер, – надо, чтобы этот вид деятельности подлежал лицензированию. Чтобы лекарственная помощь жителям сельской глубинки была качественной, передвижные аптечные пункты должны являться структурными подразделениями стационарной аптечной организации. Это позволит предотвратить случаи продажи фальсифицированной и недоброкачественной продукции. И, конечно, в аптечных автопунктах должны работать люди с высшим или средним фармацевтическим образованием, имеющие сертификат специалиста. Автомобили, предназначенные для аптечных пунктов, должны быть оснащены оборудованием, которое гарантирует надлежащие условия хранения медикаментов в соответствии с нормативно-технической документацией. Галина Бобракова. Завод «Авто-Профи» в Нижнем Новгороде даже разработал передвижную автолавку «Аптека» – специализированный автомобиль для организации передвижного аптечного пункта. Но законодательство не позволяет выйти этой модели на большой российский рынок. Фото avto-profi.net. По данным Росздравнадзора, сейчас на долю глубинки приходится лишь 14% аптек страны, притом что 27% россиян (около 39 млн. человек) живут и работают в сельской местности, а в 22 регионах сельское население достигает 40%. Вот и приходится сельчанам (а каждый пятый из них, к слову, уже вышел из трудоспособного возраста) ездить за таблетками в райцентр. |