Домашний Очаг |
7 декабря 2012 года |
Детская жестокость
Проблема детской жестокости существовала всегда. Однако в ХХ в., по данным статистики, волна детского насилия захлестнула благополучные страны Европы и Америку. В Польше девочка повесилась после того, как над ней издевались одноклассники и сняли на видео. В школах Великобритании зафиксирована настоящая эпидемия буллинга – систематического физического насилия, словесных оскорблений и запугивания детей со стороны одноклассников. В Америке с 1960-х гг. подростковая преступность возросла в 5 раз. И в нашей стране эти данные не утешительны. Около 8% преступлений в стране – то есть до 155 тыс. преступлений в год – совершается детьми и подростками. По оценке экспертов, большинство современных детей от 8 до 17 лет согласились бы быть истязателями. 6% школьников готовы на убийство, если оно будет оплачено. И так далее… Перечислять все эти факты нет особого желания. К сожалению, сейчас в школах это совсем не редкость. Как правило, объектами жестокости становятся более слабые и неуверенные в себе дети. Дети с физическими или умственными отклонениями – не такие, как все. Причины детской жестокости могут быть самые разнообразные, и они индивидуальны для каждого отдельного ребенка. Это могут быть как отклонения в психике, так и ошибки в воспитании. Без квалифицированного специалиста не обойтись. Забегая вперед, хочу донести до родителей, что своевременная помощь специалиста, в данном случае детского психолога, может помочь предотвратить беду. Это касается и ребенка-агрессора, и малыша, который подвергся детской жестокости. Часто родители замечают, что их ребенок проявляет агрессию и жестокость, но делать с этим ничего не хотят. Так удобнее, и это же «стыдно» повести ребенка к психологу. Я не говорю о рядовых случаях проявления агрессии, ведь и мы, взрослые, умеющие контролировать свои эмоции, иногда не справляемся с ними. Дети еще не умеют контролировать свои эмоции, и задача родителей – научить ребенка распознавать эти чувства, дать им волю так, чтобы это было безопасно для ребенка и его окружения. Например, можно повесить в комнате груш,у и пусть малыш вволю отрывается на ней. Так вот я немного отвлеклась. Я говорю, что задуматься о поведении ребенка нужно, когда вы видите, что ребенок специально делает «плохие» поступки, когда он получает от этого удовольствие. Пример: недавно мы катались с детьми на машине на радиоуправлении, рядом ездил мальчик лет девяти, который все время специально в кого-нибудь врезался, подрезал. Ему не раз были сделаны замечания, но он не то что не реагировал на них, а создавалось впечатление, что его глаза загораются еще большим жестоким блеском. Его родители в стороне пили пиво и не сделали сыну ни одного замечания. Выводы делать не берусь. Что могут сделать родители, чтобы предотвратить жестокость ребенка? – С самого детства надо приучать к самостоятельности и ответственности за свои поступки, а главное – формировать способность к сочувствию и сопереживанию. – Учить здоровым отношениям между детьми, где никто не отвергнут и не унижен. – Прививать ребенку моральные ценности только личным примером, который научит его видеть в каждом человеке доброту. – В семье должны прекратиться физические наказания. Иначе не удивляйтесь детской жестокости – ведь ее проявления для ребенка в порядке вещей! – Аккуратно и корректно контролируйте, с кем ребенок дружит, чем занимается, что смотрит и читает. Ограничивайте время просмотра телевизора и компьютерных игр. Но не прямым приказом или запретом, а предложением других интересных занятий, желательно активных и на свежем воздухе. – Не закрывайте глаза на жестокость своего ребенка и не оправдывайте его поступки, опасаясь обвинения в собственной несостоятельности и беспомощности. Если проблему игнорировать, то изменения в личности ребенка могут стать необратимыми. – Найдите для ребенка занятие по душе, где он сможет дать выход накопившейся энергии и получит возможность самоутвердиться и чего-то достичь. – Чаще беседуйте с ребенком о его отношении к разным социальным явлениям, другим людям, обсуждайте фильмы и книги. Это заполнит культурный вакуум. – Научите выражать собственное мнение и способность неагрессивно отстаивать свою точку зрения в общении. – Научите правильно реагировать на агрессоров (не обращать внимания или превратить происходящее в шутку и др.). – Любому подростку требуется ваша убежденность: «Ты — сильный!» Уверенный в себе человек не станет доказывать свою значительность жестокостью. – Окружите ребенка вниманием и любовью. Дети, которых любят, жестокими бывают редко. Постарайтесь всегда поддерживать доверительные отношения.
|