Общество |
9 ноября 2012 года |
Мигранты или Гости?
Чтобы избежать межэтнических конфликтов, Совет при Президенте РФ по межнациональным отношениям предложил в стратегии государственной национальной политики вместо терминов «внутренние мигранты» и «нацменьшинства» употреблять политкорректные наименования разных категорий россиян. «У нас в Конституции закреплен «многонациональный народ», а не «национальное большинство» или «мононациональная страна», – рассказал газете «Известия» источник в совете. А вы бы какими определениями заменили термины «внутренний мигрант» и «нацменьшинства»? Владимир Сулимов, доцент кафедры культурологии КГПИ: – Следует заменять такие термины, не надо никого обижать. Я предложил бы применять определение «приезжие». Все люди бывают приезжими, бывают оседлыми. Это нейтрально. Мигрантами обзывать не надо, тем более внутренними. У нас по Конституции страна единая, и никто нигде не мигрант, а гражданин Российской Федерации, если речь идет о выходцах из республик Северного Кавказа, например. Михаил Герцман, композитор: – Хорошо, если названные термины уберут. Что касается замены им, мне кажется, новые формулировки должны отражать не различия, как это любят подчеркивать националисты, а сходство. Помните, как Иешуа в «Мастере и Маргарите» говорил: «Это добрый человек». Что-то в таком роде. Рейнгольд Бихерт, журналист: – На мой взгляд, ничего обидного в обоих терминах нет. Суть не в определении, а в том, насколько серьезно государство относится к проблемам этих людей. В Германии, например, есть уполномоченный федерального правительства по делам национальных меньшинств и поздних переселенцев (к которым, в частности, относятся российские немцы) Кристоф Бергнер. Он, кстати, уже бывал в Коми. Как видите, на цивилизованном Западе тоже употребляется выражение «нацменьшинства». С точки зрения международного права и нашей Конституции это определение, как и термин «внутренний мигрант», вполне допустимы. Поэтому считаю, надо не слова менять, а больше внимания уделять этим людям. Надежда Мирошниченко, поэт: – Об этой проблеме я говорю со времени принятия последней Конституции, в которой политическое устройство поставлено впереди Отечества – Российская Федерация вместо России. Это дало право считать Родину не единым целым, а политическим устройством. До той поры, пока мы не вернем имя «Россия» на первое место, нам придется искать термины. Вновь избранный Президентом США Барак Обама в своем телеобращении ни разу не сказал «Соединенные Штаты Америки», но говорил об Америке, о ее многонациональном едином народе. Дело не в поисках подходящих терминов, а в изменении Конституции, чтобы произошло очищение мозгов. Иначе возникает вторая проблема: русские тоже становятся мигрантами в национальных республиках России. Геннадий Левицкий, генеральный продюсер телеканала «Юрган»: – В термине «нацменьшинство» слышится какая-то ущербность. Поэтому я бы назвал таких людей «малыми народами». Это более уважительно и даже в какой-то степени ласково: их надо беречь, они малые. Конечно, национальность и народ – вещи разные, но, на мой взгляд, в данном случае это было бы более уважительно. А внутренние мигранты – это кто? Дагестанцы, приезжающие в Москву? Если да, то такой термин я бы вообще убрал. У нас достаточно иных общих определений, например, приезжие. Считаю, что «внутренние мигранты» – понятие для статистики, для учета передвижения граждан по стране. Неправильным будет считать, что преступность у нас увеличилась потому, что «понаехали». Внутренняя миграция означает свободу передвижения внутри страны, когда человек может жить и работать там, где хочет. Я, например, внутренний мигрант, я приехал из Воркуты. И слава богу, что в стране происходит миграция. Ее не было только тогда, когда колхозникам не давали паспортов. Павел Лимеров, ведущий научный сотрудник Коми научного центра УрО РАН. – Если говорить о понятии «внутренний мигрант», то что изменится, если термин заменим, а явление останется? Слово «мигрант» мне вовсе не кажется оскорбительным. Что касается выражения «нацменьшинства», то, по-моему, оно сегодня вообще малоупотребимо. Даже в советские времена его зачастую употребляли в обозначении совсем даже не малых народов. Например, и бурятов, и коми называли нацменьшинствами, хотя их вряд ли можно отнести к этой категории. И в термине «нацменьшинства» тоже не вижу ничего оскорбительного, он вообще нейтральный. И если его иногда и употребляют в оскорбительном контексте, то дело тут опять же не в самом слове, а в тех, кто это слово искажает. Владимир Овчинников, обозреватель газеты «Трибуна»: – Термин «мигрант» несет в себе явно отрицательное отношение не к приезжим, а лишь к определенной их части. Никто не называет сербов, работающих на строительстве Сереговского санатория мигрантами или гастарбайтерами, – это рабочие или специалисты из Сербии. А вот узбеки и таджики – обязательно мигранты. Но почему же они для нас не рабочие из солнечного Узбекистана или братского Таджикистана, а именно мигранты? Тут есть о чем задуматься. Мне кажется, стоит только поменять отношение к этим людям – и язык тут же отреагирует на это изменение необидным и уважительным словом. Самое политкорректное определение для мигрантов придумали в X веке новгородцы. Все, кто приезжал в Новгород из Европы, из Степи или других княжеств, были Гости. А вместо нацменьшинств лучше всего точно указывать имя народа, о котором идет речь, – коми, ненцы, калмыки, оренбургские казаки, словом, нерусские. |