Общество |
8 ноября 2012 года |
"Языковые гнезда" оценили в рамках международного семинара, прошедшего в Сыктывкаре
В Сыктывкаре в конце октября прошел международный семинар по современным подходам в организации двуязычного образования в дошкольном возрасте. Его участниками стали около полусотни специалистов из разных финно-угорских регионов и стран, проявивших большой интерес к опыту по этому вопросу, накопленному в Республике Коми. Семинар проходил на базе лаборатории национальных проблем дошкольного образования, работающей при республиканском институте развития образования. Заведующая лабораторией кандидат педагогических наук З.Остапова в нашей республике и является, образно говоря, локомотивом по организации в детских дошкольных учреждениях специальных групп, где малыши были бы погружены в коми язык. Сегодня такие языковые группы созданы и работают в Сыктывкаре и еще в трех сельских районах. По словам З.Остаповой, идея начала воплощаться в жизнь с прошлого года, когда во всех финно-угорских регионах, в том числе и в Коми, прошли информационные семинары для специалистов. А нынешний семинар в какой-то мере стал первым смотром работы так называемых языковых гнезд. Его участники имели возможность ознакомиться с деятельностью инновационных садиков, выезжали в Усть-Куломский район. В селе Усть-Кулом по методу «языкового гнезда» работает один из райцентровских садиков. Его персонал рассказал, что первоначально многие родители с опасением отнеслись к нововведению, а некоторые даже перевели своих чад в другие дошкольные учреждения. Но уже вскоре все они обратно захотели водить детей в этот садик с языковыми группами. Такая же ситуация складывается и в селе Кослан, где один из садиков внедрил систему «языкового гнезда». Сейчас, чтобы попасть туда, родители вынуждены даже вставать в очередь. – Этот интерес закономерен и оправдан, – говорит З.Остапова. – За последние годы в республике разработаны разнообразные программы в области национального дошкольного образования, подготовлено множество дидактических материалов, методичек. Создана большая база мультимедийных обучающих материалов. Все это подстегивает интерес к обучению коми языка как со стороны воспитателей, так и со стороны родителей. К тому же опыт показывает, что именно в дошкольном возрасте языки усваиваются лучше и быстрее всего, как никогда. Участники пятидневного семинара побывали и в сыктывкарском детском саду № 93, который недавно обрел статус федеральной стажировочной площадки по формированию двуязычия. Для его оснащения и развития уже выделены 1,5 миллиона рублей. В ближайшие годы число садиков с «языковыми гнездами» как в целом по республике, так и в Сыктывкаре планируется увеличить. – Единственное, что вызывает опасение, – это востребованность коми языка в разных сферах жизни в республике. Иначе может получиться так, что полученные в детском саду, а затем и в школе знания второго государственного языка не найдут применения, и все усилия пропадут втуне, – подчеркнула З.Остапова. Анна СИВКОВА. Об опыте обучения дошколят коми языку по методу «языкового гнезда» в детском саду № 93 мы рассказывали год назад («Республика», 10 ноября 2011 года). Теперь этот опыт признан на федеральном уровне. |