У прилавка |
9 ноября 2012 года |
Скрытая комиссия/ Как магазины навязывают дополнительную гарантию
В продовольственных магазинах зачастую прибегают к уловке, когда на ценнике указывают одну цену продукта, а на кассе пробивают другую – чуть ли не в два раза выше обозначенной. В магазинах бытовой техники прибегают к противоположной тактике – на ценнике указывают стоимость товара, в которую входят и дополнительные услуги. Сыктывкарка Л.Иванова минувшей весной купила в одном из магазинов крупной торговой сети стиральную машину-автомат Siemens. Заплатила за нее почти 25 тысяч рублей. Пришла домой и, пролистав техпаспорт с гарантийным талоном, вдруг обнаружила, что автомат стоит на самом деле не 25 тысяч рублей, а 22 тысячи 200 рублей. Оказывается, две тысячи 800 рублей сверх этой суммы она заплатила за два дополнительных года гарантии. По своему опыту покупательница знала: если техника исправно работает в течение года (тот гарантийный срок, который обычно устанавливает завод-изготовитель), то и в последующем работает без сбоев. Устанавливать дополнительный срок гарантии она вовсе не просила, а в магазине ей никто не удосужился сказать, что на ценнике указывалась стоимость машинки с дополнительной гарантией. Иванову все это возмутило до глубины души, и она обратилась за консультацией к юристу общественной организации «Потребительский надзор». Специалист посоветовала недовольной покупательнице обратиться в адрес магазина с письменной претензией. Нарушения продавца заключались, во-первых, в том, что покупательнице не предоставили информацию о подлинной цене товара (на ценнике выставочного экземпляра была указана цена без стоимости двух дополнительных лет гарантии, но очень мелкими буквами), во-вторых, лишили потребителя права самостоятельного выбора. По сути Л.Иванову обманули, навязав при покупке товара дополнительные услуги. Магазин рассмотрел претензию и в досудебном порядке вернул две тысячи 800 рублей. Автомат с гарантией производителя в один год сыктывкарка оставила у себя, и пока техника работает исправно. – В последнее время подобные случаи – довольно типичное явление. Конечно, магазин вправе устанавливать дополнительную платную гарантию сверх того срока, который дает производитель. Но добросовестный продавец предлагает приобрести дополнительно гарантию на последующие второй и третий годы обслуживания за дополнительную плату, – комментирует ситуацию юрисконсульт «Потребительского надзора» Галина Кузнецова. – Магазин не должен был включать в цену товара скрытую комиссию. Соглашаться на дополнительный сервис или отказаться от него – это право потребителя. Безусловно, и сам покупатель должен внимательнее смотреть и активнее интересоваться, что включается в цену товара. Эта информация отражается и в гарантийном талоне. Но если уж покупатель попал впросак, то имеет смысл, как в описанном случае, обратиться с жалобой в адрес владельца магазина. Обычно претензию заполняют на тех бланках, которые предоставляют непосредственно в торговой точке. Обращаться следует в отдел урегулирования претензий (если таковой имеется) либо к старшему продавцу. Ольга АЛЕКСАНДРОВА. Обращаться за помощью к специалистам организации «Потребительский надзор» можно по адресу: г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 40, офис 1. Кроме того, можно записаться на прием по телефону 285-331. |