Культура |
11 мая 2012 года |
Долгая жизнь в искусстве/ В Сыктывкарском университете презентовали книгу об Ие Бобраковой
9 мая исполнилось 40 дней со дня кончины народной артистки России Ии Бобраковой, стоявшей у истоков создания Государственного театра оперы и балета РК. Накануне в Сыктывкарском университете организовали вечер ее памяти, на котором презентовали книгу «Ия Бобракова: жизнь в искусстве». Гости вечера, почитатели таланта Ии Петровны были поражены, насколько быстро после ее кончины была написана эта биографическая книга. Но на самом деле все происходило, конечно, не так. Как рассказала автор – доктор культурологии, профессор СыктГУ Майя Бурлыкина, книга была написана еще три года назад, но из-за отсутствия денег не была напечатана. В память об И.Бобраковой, которая, как напомнил ректор СыктГУ Василий Задорожный, была членом Петровской академии наук и искусств, причем членом активным, университет решил издать книгу о ней за свой счет. Тираж составил 200 экземпляров, причем по распоряжению ректора продаваться в стенах университетской библиотеки издание будет всего за 100 рублей. В 44 главах – вся большая судьба Ии Бобраковой, состоящая из удивительных встреч, счастливых совпадений и обстоятельств. К примеру, если бы ей, пятилетней пажгинской девчонке, не встретился слепой музыкант Родион Елькин, она бы не получила приглашение выступить на смотре художественной самодеятельности в Сыктывкаре, где самую маленькую и голосистую участницу наградили огромной куклой. Уже тогда основоположник коми национального театра Виктор Савин особо выделил девочку и напророчил, что из нее вырастет артистка. Если бы много десятилетий спустя худрук сыктывкарского музыкального театра Ия Петровна Бобракова, отдыхавшая в сочинском санатории «Актер», не застряла в лифте с тогдашним министром культуры РФ Юрием Соломиным, не появился бы фестиваль «Сыктывкарса тулыс». Спустя полгода И.Бобракова прилетела в Москву в однодневную командировку, чтобы получить разрешение минкультуры провести фестиваль, и напомнила министру об их вынужденном знакомстве и получасовой беседе в лифте, после чего тот дал свое «добро». Если бы Ия Петровна не вспомнила, какие замечательные романсы на стихи Ивана Куратова написал в молодые годы коми композитор Сергей Носков, уехавший жить в Англию, и не убедила его заняться написанием большого музыкального полотна о судьбе основоположника коми литературы, не появилась бы первая национальная опера «Куратов». Эта постановка стала лебединой песней И.Бобраковой. И таких «если» в жизни Ии Бобраковой было очень много. Значит, так было угодно Судьбе. Лина ПЕРОВА. |