И оперы очарованье, и джаза вкрадчивую страсть услышали зрители фестиваля "Сыктывкарса тулыс"
В Государственном театре оперы и балета РК 30 апреля большим гала-концертом завершился ХХII Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктывкарса тулыс». Как и было обещано администрацией театра, в фестивале блистали молодые таланты. О замечательном, легком оперном спектакле «Черное домино», который поставил молодой режиссер Филипп Разенков, мы уже рассказывали. Спектакль, как заверил зрителей в день открытия фестиваля председатель Союза композиторов Михаил Герцман, был сдобрен «хорошими хулиганскими находками», на которые более решаются молодые и дерзкие. Новые актерские краски добавил в образ капитана Цуниги в опере «Кармен» молодой солист театра Ефим Завальный, имя которого зрители запомнили с премьеры прошлого года – мюзикла «Мертвые души». Вообще эта премьера открыла целый каскад молодых имен: Ефим Завальный, Елена Лодыгина, Галина Маликова... И в рамках нынешнего фестиваля мюзикл также был встречен зрителями на ура, несмотря на то что сыктывкарские театралы уже имели возможность посмотреть его неоднократно. А вот обещанных на встрече с журналистами директором театра Валентиной Судаковой «сюрпризов» в спектакле как-то не обнаружилось. Впрочем, не это главное. Что же касается страстной и гордой цыганки – красотки Севильи, то исполнительница главной партии – солистка Михайловского театра Наталья Ярхова также не обманула ожидания зрителей, показав абсолютно «свою» Кармен. Удивительно, что благодаря совершенно разным образам, которые пытаются выстраивать приглашенные на эту роль актрисы, зрители фестиваля каждый раз как будто видят новый спектакль. Впрочем, то же самое касается и партии Хозе, которую на этот раз исполнил солист Михайловского театра Сергей Гранквист. Замечательно сыграл Эскамильо солист академии молодых певцов Мариинского театра Ядгар Юлдашев. Совершенно иной, более независимой в отличие от прежних героинь получился благодаря Ольге Сосновской образ невестки Хозе – Микаэлы. Любители русской оперы, похоже, соскучились по такому шедевру Римского-Корсакова, как «Царская невеста». Как мы уже сообщали, фестиваль проходил под знаком памяти бывшего художественного руководителя театра Ии Бобраковой. На фестивале были представлены две ее постановки. Именно поэтому «Царская невеста» была показана в традиционном варианте, а не в более «модерновом», который труппа театра вывозила для зрителей Швейцарии. Опять же надо отдать должное Ольге Сосновской, убедительно сыгравшей роль Марфы, особенно сцену сумасшествия девушки. Кстати, за кулисами актриса поделилась с кем-то, что некоторые краски «сумасшествия» она подсмотрела в спектакле театра драмы «Гамлет», где певица играет Гертруду. Великолепного Грязного сыграл солист Большого театра Владимир Редькин. Новую Любашу подарила зрителям солистка нашего театра Галина Маликова. Весьма убедителен в роли Грозного был и Евгений Гаврилов. Второй раз в фестивале принимает участие дирижер из Санкт-Петербурга Андрей Великанов. Год назад маэстро дирижировал оперой Моцарта «Сosifantutte». На постановку вместе с ним приезжали артисты – студенты Санкт-Петербургской консерватории. На сей раз Андрей Великанов дирижировал оперой «Богема» Пуччини, которую на сыктывкарской сцене поставил итальянский режиссер Паоло Паницца. Надо отдать должное организаторам фестиваля, которые не только стараются представить всю широту вокального и актерского мастерства, но и непременно приглашают на «Сыктывкарса тулыс» дирижеров разной школы, что, безусловно, делает этот проект еще богаче и разнообразнее. Помимо дирижера приглашенным участником оперы «Богема» был также и Медет Чотобаев, сыгравший поэта Рудольфа. К сожалению, почему-то после каждого антракта оперы зал несколько пустел. Возможно, это связано с итальянским языком, за которым не сразу угадывался сюжет оперы. Тем не менее надо отметить, что «Кармен» вот уже несколько лет традиционно исполняется на французском языке, и потерь в зале при этом не наблюдается. Как всегда, с аншлагами прошли и балетные спектакли. На высоте были Наталья Супрун и Роман Миронов в «Спящей красавице» и приглашенные танцоры, солисты Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Александра Чижик и Игорь Оношко в «Лебедином озере». Гала-концерт организаторы назвали «… И оперы очарованье, и джаза вкрадчивая страсть». По традиции заключительного концерта фестиваля оркестр театра играл на сцене. За дирижерским пультом друг друга сменяли Тигран Ахназарян и Антон Ледовский. Заключительным аккордом первого отделения стало трио теноров. Владимир Юрковский, Анатолий Журавлев и Сергей Гранквист сорвали аплодисменты зрителей исполнением знаменитой «О, Sole Mio». Второе отделение было посвящено джазу. И этот выбор был не случаен: джазовая программа, подготовленная артистами театра в рамках проекта «Музыка on-line», в конце минувшего года была отмечена республиканской премией в области культуры. В рамках джаз-программы зрители услышали такие знаменитые композиции, как «In the Mood», «The Shadow of Your Smile», «Chattanooga Choo Choo», «My Funny Valentine», а также арию Магдалены из рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда». На следующий день после гала-концерта в театре оперы и балета выступила американская балетная труппа River North Chicago Dance Company. Понятно, что по причине дороговизны билетов попасть на американский балет смогли далеко не все. Тем не менее у тех, кому и довелось посмотреть долгожданное зрелище, мнения разделились. Одним было жаль потраченных денег, другие получили свою порцию удовольствия. Марина ЩЕРБИНИНА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |