Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
13 апреля 2012 года

Андрей Кораблев: "Нашим детям нужен реабилитационный центр"

В прошлом году Республика Коми оказалась в первой пятерке российских регионов с самым низким процентом младенческой смертности. Такой показатель держится в регионе уже не первый год, и медики этим по праву гордятся. Однако заведующий отделением выхаживания недоношенных новорожденных РДБ Андрей Кораблев уверен, что почивать на лаврах здравоохранению Коми несколько преждевременно. Андрей Вадимович, обладатель звания «Лучший врач 2003 года» по оценке российского союза педиатров и лауреат конкурса «Медицинской газеты» «Врач года-2009» по неонатологии, кандидат медицинских наук, занимается проблемами недоношенных детей более 20 лет. По его мнению, детскому здравоохранению необходимо развиваться самостоятельно, не оглядываясь на Москву, а эффективность республиканской медицины, в частности педиатрии, стоило бы оценивать по другим параметрам...

– Андрей Вадимович, этот год для российских педиатров и в частности для неонатологов – специалистов, которые занимаются выхаживанием младенцев, стал в некоторой степени знаковым. Появились новые «стандарты» новорожденных детей…

– С этого года российская медицина начала работать по международным критериям, согласно которым новорожденным считается младенец с массой тела от 500 граммов. Формально в нашей стране это правило действует уже много лет, но была, однако, лазейка в законодательстве, уточняющая, что ребеночек, родившийся с весом от 500 граммов до одного килограмма, мог регистрироваться в документах только после 168 часов жизни. Если же он умирал в течение первой недели после рождения, то его оформляли как мертворожденного, будто бы он и не жил совсем.

К переходу на новые стандарты мы готовились в течение нескольких лет, и сам факт этого перехода заставляет серьезно посмотреть на проблемы, которые возникают при выхаживании детей с экстремально низкой массой тела – до 1-1,5 кг. Благодаря реформам в акушерстве и детском здравоохранении, которые произошли в середине 90-х годов прошлого века (и наша республика в этом плане считается модельным регионом), удалось добиться значительного снижения показателей младенческой смертности.

Но, к сожалению, этот показатель для руководителей федерального уровня является самодовлеющим. Была бы моя воля, в качестве показателя достижений нашей медицины я использовал бы не процент младенческой смертности как таковой, а складывал бы этот показатель с показателем инвалидности у недоношенных детей, достигших полутора лет. Это было бы честнее. Такой подход дает объективную картину состояния медицины любого региона.

– А много ли в Коми рождается глубоко недоношенных младенцев?

– Ежегодно появляется на свет 100-130 детей с массой тела менее 1,5 кг. Существуют различные методики, рекомендации, которые позволяют проводить интенсивное выхаживание таких детей. Но вот система их последующей реабилитации не прописана на федеральном уровне. Такой системы просто нет. И это как раз не тот случай, когда нужно слепо ориентироваться на федеральные стандарты. В течение последних лет в Республиканской детской больнице мы внедряем элементы дальнейшего ведения тяжело больных новорожденных. Достигнув хороших показателей в спасении жизни недоношенных, мы должны озаботиться и развитием системы, улучшающей качество их жизни.

– Как бы цинично ни прозвучал мой вопрос, но не могу его не задать. Есть мнение, что недоношенных новорожденных с маленьким весом тяжело и главное – очень затратно выхаживать, можно сохранить им жизнь, но такие дети заметно отстают в развитии и нередко становятся инвалидами. Поступают предложения вовсе не выхаживать таких новорожденных... А Вы что думаете?

– Вопросами выхаживания недоношенных в нашей стране начали серьезно заниматься на
20-25 лет позже, чем на Западе. Такой взгляд – наследие тех времен, когда результаты выхаживания действительно мало кого радовали. Увы, не только на бытовом уровне приходится слышать мнение о том, что, дескать, «все недоношенные – инвалиды на голову». Печально, но даже в нашей профессиональной среде у некоторых врачей-педиатров есть мнение, что средства, которые затрачивают на таких малышей, полезнее было бы пустить по другим адресам.

Пользуясь случаем, хочу развенчать этот миф. С конца семидесятых годов прошлого века, когда за рубежом начали активно работать в этом направлении, удалось повысить выживаемость новорожденных с маленьким весом. Потом наступил второй – очень важный этап в неонатальной медицине, когда появились методики, технологии, которые не просто позволяли сохранить жизнь недоношенным детям, но и значительно снизить их шансы быть инвалидами. По данным последних десяти лет, показатели инвалидизации детей, родившихся с массой тела до 1,5 кг, за рубежом составляют не более 10-15 процентов. Это очень хороший показатель! При этом на Западе не ставят самоцелью выхаживание младенцев, родившихся с массой тела до 750 граммов или до 25 недель беременности. Такие малыши там выхаживаются по заявлению родителей.

– А у нас в республике какой показатель?

– За последние десять лет мы наблюдаем более чем двукратное снижение неблагоприятных исходов. На сегодня это 22 процента от всех детей, родившихся с очень маленьким весом. Как видите, есть за что бороться, ни о какой повальной инвалидности таких детей речи не идет.

– Вы наверняка обратили внимание, в каких семьях и у каких мам дети появляются на свет раньше срока...

– Большинство недоношенных детей рождаются у сельских женщин. А если быть точнее – в семьях не очень хорошего социально-экономического положения. Это подтверждает и наша статистика. В силу материальных и психологических возможностей таких семей, их менталитета, образованности родителей дальнейшая реабилитация недоношенных детей зачастую очень и очень затруднена, ими никто не занимается. С другой стороны, этот ребенок не даст своей семье улучшить положение. Вот такой замкнутый круг. Более того, как показывают исследования наших коллег из Петербурга, очень часто такие семьи просто распадаются…

– Говорят, что еще при рождении от недоношенных деток часто отказываются…

– Это заблуждение. Через наше отделение проходит много так называемых отказников, но их бросают не потому, что у них какие-то проблемы со здоровьем – таких мало, а совсем по другим причинам. Как это ни странно, но отказываются в основном от здоровых или относительно здоровых ма­лышей.

Что же касается деток, выживших с тяжелыми проблемами, то некоторые молодые мамочки из городской среды совершают просто настоящие подвиги, ухаживая за младенцами. Они не допускают возможности отказаться от больного ребенка либо воспользоваться «временным устройством» в дом ребенка, а забирают детей домой и осуществляют очень сложный уход и наблюдение. Такие детки не могут самостоятельно глотать и дышать. Мамы кормят их через зонд, ухаживают за трахеостомами, с помощью которых младенцы дышат. Конечно, предварительно мы обучаем их, все показываем и рассказываем. И в дальнейшем такие родители активно пользуются всеми возможностями реабилитации своих детей.

– Что именно появилось, изменилось в нашей медицине, благодаря чему мы достигли таких передовых показателей по сохранению жизни детям?

– Дело в том, что кардинальные изменения произошли в самом подходе к выхаживанию недоношенных младенцев. В первую очередь это касается дыхательной терапии. От того, как лечится дыхательная недостаточность, в значительной степени зависит и кровообращение в головном мозге. Новые антибиотики и иммуноглобулины позволяют успешно бороться с различными инфекциями, от которых прежде погибали многие дети. И, самое главное, бережное отношение к новорожденным. Когда я только начинал работать, во главу угла ставилось лечение и еще раз лечение. А сегодня мы применяем такой подход, как выхаживание, создаем ребенку оптимальные условия для жизни, чтобы его организм сам восстанавливался. Мы уже не пытаемся к чему-то ребенка подтолкнуть, что-то у него простимулировать, как это было раньше.

Очень тесно и успешно в этом вопросе сотрудничаем с республиканским перинатальным центром. Благодаря отлаженной системе ведения беременных большая часть глубоко недоношенных детей появляется на свет именно в этом учреждении, где созданы наиболее благоприятные условия для оказания первой помощи новорожденным. Не в неприспособленных районных больницах, как часто происходило в сельской местности до середины 90-х годов, а в специализированном роддоме. Выживаемость недоношенных детей с массой тела до 1,5 кг здесь такая же, как и в лучших российских клиниках, – более 90 процентов.

После перинатального центра глубоко недоношенных детей выхаживают в нашем отделении. Сейчас мы работаем над тем, чтобы в течение первого года жизни они проходили плановую диспансеризацию, не исчезали из нашего поля зрения даже при не очень заботливых родителях. Через год из местных поликлиник и сельских амбулаторий участковые педиатры присылают нам заключения о состоянии здоровья этих детей. Так что мы имеем возможность отслеживать их судьбу. Кстати, подобного опыта наблюдения за недоношенными младенцами нет в других российских регионах, здесь мы оказались первыми.

Конечно, радует, что стало меньше таких серьезных заболеваний, как детский церебральный паралич, водянка головного мозга или эпилепсия. Однако такие дети требуют дальнейшего медицинского наблюдения, неординарных методов педагогической и психологической поддержки. В Санкт-Петербурге уже проводятся научные исследования, которые посвящены не тяжелым болезням, возникающим у недоношенных детей, а именно качеству их жизни, созданию для них особой среды, подходов в обучении. У нас же, повторюсь, пока все направлено на то, чтобы сохранить жизнь таким детям, – и не более того.

Можно относиться к этой проблеме цинично: достигли хороших показателей, а дальше – хоть трава не расти… К тому же есть «успокоительное лекарство» в виде отсутствия федеральных указивок. Но, на мой взгляд, нашей республике стоит самостоятельно развивать систему дальнейшего медицинского сопровождения детей, которые появились на свет намного раньше срока.

– Что для этого нужно?

– Нужна значительная переоценка ценностей, отказ от «магии простых чисел» и установки «федеральное – значит от Бога». Наблюдаться и проходить реабилитацию дети с проблемами, исходящими из новорожденности, должны централизованно, с участием не только медицинских работников, но и психологов, педагогов, специалистов по развитию. Если шире смотреть на проблему, то как таковая реабилитация больных детей – не только недоношенных, но и с неврологическими проблемами, онкологией, детей, которые выписываются после нейрохирургических операций, в нашем регионе, к сожалению, практически отсутствует. Этот вопрос уже неоднократно обсуждался на уровне правительства республики и чуть было не сдвинулся с мертвой точки при Владимире Торлопове, прежнем Главе Коми. Но потом что-то опять застопорилось. Медицинские специалисты потратили много лет на то, чтобы разработать концепцию такого реабилитационного центра. А чтобы он появился, необходима политическая воля нашего руководства и строительство нового корпуса или пристройки РДБ.

Беседовала Ольга КЕРМАС.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №69 (4706) - 13 апреля 2012 года

В числе приоритетов - "детский" вопрос

Проверочный диктант для всех желающих

В поселке Дежнево строят пиратскую шхуну

Лесопожарному центру дали лицензию на тушение

Платить за отопление будем только зимой

Цифровая связь дошла до Пузлы

Прилузцы помогут музею

Сбербанк проводит акцию для корпоративных клиентов

Шанс для "малышей" / Закон "О политических партиях" вызывает неоднозначные оценки

Частные детсады выводят из тени / В российских регионах им оказывают максимальную поддержку

Надо ли пересаживать чиновников на отечественные авто?

Прописать нельзя выселить / Глава республики поручил решить проблему студенческих общежитий межведомственной комиссии

Ижемский иллюзионист / Учиться фокусам Евгений Волков начал еще в детдоме

Шедевр из самоцветов отправился в Москву

Шатровое чудо в поселке Зимстан

 №68 (4705) - 12 апреля 2012 года

Кошкин дом готовится к новоселью / Местные жители уже выражают недовольство таким соседством

В этнопарке построят центр научно-технического творчества

"Воргашорская" войдет в ОАО "Воркутауголь"

Партпроект "Сельский клуб" дошел до Картаеля

В Питер без пересадки

Электронная регистратура всех проблем не решит / В медучреждениях Коми по-прежнему не хватает современного оборудования и квалифицированных специалистов

В Усинске прошли гонки на снегоходах

Новые светильники экономны и надежны / В Вуктыле завершены работы по реконструкции системы уличного освещения

"Летучая бригада" против браконьеров / ООПТ республики начала инспектировать специальная опергруппа

Репутация, проверенная временем / В этом году Сыктывкарский кооперативный техникум проводит свой 81-й набор

 №66-67 (4703-4704) - 11 апреля 2012 года

Генеральная уборка

С отставанием от графика идет строительство спорткомплекса в Воркуте

Для упрощения учета / Выдачей паспортов на объекты капстроя займется Кадастровая палата

В Сыктывкаре будут работать мобильные дворники

У судебных приставов появился "Автоматический секретарь"

Дело - за малым

У ТЭКа новый куратор

Установка по утилизации ртути начала действовать в Сыктывдинском районе

"Тайные клиенты" проверили качество пенсионного обслуживания / Самую низкую оценку сотрудники ПФР получили за этику общения

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 69 (4706)
13 апреля 2012 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»