Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
20 мая 2011 года

Плоды оптимизации

/ Кому было выгодно закрыть после трагедии в Подъельске специализированные дома ветеранов?

Пожар в Подъельском доме ветеранов, случившийся два года назад, аукнулся на работе всех подобных учреждений на территории нашей республики. Не только в плане проведения противопожарных мероприятий. Некоторые из стариковских пристанищ после трагедии были закрыты, другие упразднены, поменяли статус. Самыми серьезными последствиями трагедия в Подъельске обернулась для домов ветеранов, располагающихся в деревянных зданиях. Все они,
за исключением одного-единственного, были расселены. Продолжающий функционировать деревянный дом ветеранов расположен в удорской глубинке – в селе Важгорт. Какой драмой обернулось для его обитателей ужесточение противопожарных мер сразу после трагедии в Подъельске, «Республика» подробно рассказывала два года назад («Старики остаются без «Надежды», 13 марта 2009 г.). Недавно наш корреспондент снова посетила этот отдаленный уголок.
А заодно проанализировала ситуацию с домами ветеранов
в целом по республике.

«Надежда» для стариков

Комплекс деревянных зданий, выкрашенных в зеленый цвет, в селе Важгорт расположен в живописном месте – в сосновом бору. После прошлого приезда сюда в облике сельского дома ветеранов на первый взгляд ничего не изменилось. Разве что подевалась куда-то вывеска с названием этого соц-учреждения – «Лача», что в переводе с коми означает «Надежда».

Дом ветеранов в селе Важгорт открылся в 1995 году. Массовое закрытие предприятий обрекло тогда множество людей на нищету. Удорские села, как и многие российские веси, в это же время сильно обезлюдели. Чтобы как-то помочь пожилым согражданам, российское правительство объявило о повсеместном строительстве и обустройстве специализированных домов ветеранов, Министерство соцзащиты РФ выделило регионам на эти цели немалые средства. Тогда благоустроенные дома для граждан пожилого возраста были возведены в Корткеросском, Усть-Вымском районах, в других уголках Республики Коми. А во многих крупных селах, таких как Важгорт, открылись дома малой вместимости или отделения временного проживания пожилых граждан и инвалидов.

В создание дома ветеранов в удорском селе Важгорт свою энергию и душу вложила местная жительница Надежда Лукина. Не случайно название этого учреждения – «Надежда» – для многих людей ассоциировалось с его организатором и директором. За десять с лишним лет уютный комплекс становился домом для более чем сотни стариков и инвалидов со всей округи. Надежда Васильевна расширила ветеранский комплекс, организовала подсобное хозяйство, а главное, всем жильцам дала почувствовать себя здесь как дома. Учреждение почти все время со дня организации, можно сказать, находилось на самофинансировании. Все же просьбы директора в адрес Агентства РК по соцразвитию взять его на свой баланс, как и в случае с Подъельским домом ветеранов, натыкались на глухое молчание.

Трагедия в Подъельске в одночасье изменила судьбу многих подобных учреждений. Ее последствия в Важгортском доме ветеранов приняли, можно сказать, фантасмагорические формы. Впервые за 14 лет прибывшие в стариковскую обитель в Важгорте сотрудники Госпожнадзора недоделки и упущения увидели в каждом углу. И счетчик, оказывается, неправильно привинчен к стене, и сотрудник, растапливающий печи, не прошел специальный инструктаж по этому, в общем-то обыденному для сельчан, делу... Надежду Лукину затаскали по судам. В итоге суд принял решение приостановить деятельность «Надежды» сначала на 30, а затем на 60 дней. Тут же из райцентра в Важгорт явились судебные приставы. Так как для 24 стариков и инвалидов в селе не было предусмотрено никакого места для временного расселения, ретивые исполнители готовы были выставить их из обжитых стен и оставить прямо на снегу. Сотрудники «Надежды» этого не допустили, разместили постояльцев в своих домах. Шансов, что деревянный дом ветеранов в Важгорте распахнет двери снова, почти не оставалось. Однако к лету, после устранения неполадок, он вновь открылся. Правда, после всей этой нервотрепки Надежда Лукина со своей работы ушла. Теперь здесь новый руководитель, быв-
ший завхоз детсада Евдокия Афанасьева.

Обретения и потери

Уменьшилось в доме ветеранов и количество обитателей, их сейчас 14. Удивляет, что некоторых постояльцев привезли сюда с других концов Удорского района. Е.Афанасьева объясняет это тем, что желающих из числа местных жителей почти нет. (Это при том, что еще два года назад, чтобы попасть в «Надежду», выстраивались длинные очереди.) За прошедшее время дом ветеранов в Важгорте из «фантома» превратился в статусное соцучреждение, работающее под юрисдикцией республиканского агентства по соцразвитию.

Е.Афанасьева рассказала и о других нововведениях. Для обитателей дома ветеранов построили новую баню. Если раньше дежурство в здании обеспечивал один сотрудник, то теперь таковых по штату полагается два. За счет высвобождения площадей удалось обустроить специальную бельевую комнату. Заказаны для пациентов новые кровати. В кабинете руководителя появились новая мебель, принтер, компьютер. Ну и, конечно, верхом достижения для этого отдаленного от центра соцучреждения стало его подключение к единой дистанционной диспетчерской службе, о чем говорит внушительная «тарелка» на здании. (Правда, так и осталось непонятно, как звонок на тревожную кнопку в райцентре обеспечит безопасность пациентов этого стариковского пристанища.)

Дом ветеранов в глубинке выжил и даже развивается, чему можно лишь порадоваться. Однако жизнь этого соцучреждения далеко не беспроблемная.

Реформы, предпринятые в доме-интернате в Важгорте после подъельского пожара, сказались не только на его материальном положении. Всех здешних обитателей, которые не подпадали под определение «одиноких», спешно отправили по домам. Даже если там оставались спившиеся великовозрастные дети, которым до больных стариков нет никакого дела. Дом ветеранов стал именоваться домом временного проживания. А это значит, стариков отсюда в любое время могут отправить в другие специализированные заведения социального профиля. Например, в поселок Усогорск, где есть такое же, более вместительное учреждение. Мысль, что они не будут похоронены на родине, здешних стариков сильно удручает. К слову, общение интернатовских постояльцев с привычным кругом людей, природой, поддержание традиционного уклада прописано и в специальной резолюции Генеральной ассамблеи ООН.

А вот другой дом ветеранов –  на другом конце Удоры, в селе Пысса, – отстоять не удалось. Как рассказала руководитель администрации этого села Милада Букина, он был обустроен тоже в 90-е годы и приютил 16 здешних стариков и инвалидов. «Я убеждена, что никаких предпосылок для закрытия в Пыссе ветеранского дома не было, – говорит Милада Яковлевна. – Только-только, перед пожаром в Подъельске, в нашем учреждении было обустроено пожарное депо, отремонтировали печки, централизованно поступала вода... Ни одного нарекания, ни одной жалобы... А тут сразу встал вопрос ребром о закрытии. Мы нашли было выход – перевезти стариков в каменное здание бывшего детсада, там требовалось лишь перегородки сделать. Но на эту мелочь не нашлось средств. Сколько старики слез пролили тогда... А для некоторых стресс, сопряженный с неожиданным переездом из обжитого дома в незнакомое место, стоил жизни».

Конец «Золотой осени»

В результате оптимизации сети социальных учреждений для пожилых людей в Коми за два года их осталось всего 15, в половине муниципальных образований республики дома ветеранов и вовсе исчезли. Причем в одночасье были ликвидированы и учреждения в кирпичном исполнении, в которых были созданы все условия для комфортного проживания пенсионеров и инвалидов.

В 1998 году специализированный пятиэтажный кирпичный комплекс для ветеранов был воздвигнут в Корткеросе. Название ему дали «Зарни ар» («Золотая осень»). Создание такого учреждения приветствовали пенсионеры из сел и поселков района и районные власти. 34 однокомнатные благоустроенные квартиры сразу же заселили ветераны. Освобождавшиеся после их кончины площади никогда не пустовали, старики выстраивались в очередь, чтобы попасть в «Зарни ар».

Кроме благоустроенного жилища к услугам обитателей дома ветеранов была специализированная служба из соцработников и медиков, работавшая под одной крышей с ними. Круглосуточное дежурство на этажах несли вахтеры. Дом был снабжен лифтом, работала баня.

– Такое даже в дурном сне не могло привидеться, что наш дом расформируют, – говорит ветеран труда, инвалид I группы, долгожительница «Зарни ар» Евдокия Федоровна Шестакова. – После пожара в Подъельске сначала пошли слухи, что его упразднят, а вскоре нам сказали, чтобы приватизировали свои квартиры. Это означало одно: нас, немощных людей, лишают социальной помощи. Против приватизации мы, обитатели дома ветеранов, выступили все вместе, сообща даже судились с районной администрацией. Но ничего сделать не смогли. Нас со своими квартирами отпустили на все четыре стороны.

На нет и суда нет?

С Евдокией Федоровной согласны и все ветераны, которых заставили приватизировать квартиры, можно сказать, насильно. Уже несколько квартир в бывшем доме ветеранов проданы, их заселили молодые семьи. Этажи еще вчера тихого, уютного здания сотрясают крики, пьяные вопли. Так как не стало вахтеров, сюда в любую минуту, днем и ночью, могут проникнуть праздношатающиеся, всякий сброд. После приватизации отключили и лифт, а ведь многие инвалиды живут на верхних этажах. «И что самое печальное, – говорит ветеран труда Анна Ивановна Киселева, – уже никто из наших земляков не может надеяться дожить свой век на родной стороне. Если уж такой отличный дом ветеранов разбазарили, то замены ему точно не построят никогда».

После пожара в Подъельске таким же образом избавились от учреждений соцзащиты для стариков и в Усть-Вымском районе. По сценарию Корткероса в сжатые сроки здесь провели приватизацию квартир в специализированных жилых домах для ветеранов в Кожмудоре и Айкино. Теперь в Усть-Вымском районе тоже некуда пристроить своих ветеранов.

И зачем нужно было весь этот огород городить? Ответов на этот вопрос я ни от кого не услышала.

Анна СИВКОВА.

 

В цивилизованных странах одинаковое развитие получили обслуживание инвалидов и пожилых как на дому, так и в специализированных учреждениях. Причем во многих странах преобладают небольшие дома-интернаты на 15-20 человек. Большинство таких пансионатов – частные, многие существуют на спонсорскую помощь от частных лиц и религиозных организаций. Государство выдает таким учреждениям лицензию, а также оказывает поддержку в форме дотаций. 80 процентов домов-интернатов в США приносят их владельцам прибыль. В каждом муниципалитете в Германии предусмотрены на 1000 жителей два стационарных койкоместа для людей старше 65 лет.

 

На фото: «Такое даже в дурном сне не могло привидеться, что наш дом расформируют», – говорит ветеран труда, инвалид 1-й группы, долгожительница «Зарни ар» Евдокия Федоровна Шестакова.

 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №103 (4500) - 20 мая 2011 года

Парламентарии Баренц-региона встретились в пятый раз

Мошенники посягают на материнский капитал

За пармой будут следить из космоса

Министерство промышленности "избавили" от энергетики

Маргарита Колпащикова возглавит отделение ВОИ

Голубику будут выращивать на плантациях

Еще раз о "дачной амнистии" рассказали специалисты кадастровой палаты

Вопрос - ответ

Точность и достоверность измерений гарантирует международная метрическая система, созданная в мире по инициативе русского химика Менделеева

 №102 (4499) - 19 мая 2011 года

Иван Поздеев сдержал слово / Началась расчистка площадки под сквер на месте вырубленного лесопарка

Знамя Победы увидят в городах Коми / Филиал МРСК Северо-Запада "Комиэнерго" вновь проводит патриотическую акцию

Очередь в детсады сокращается / Власти Сыктывкара намерены за два года решить проблему дефицита мест в дошкольных учреждениях

В столице родился тысячный младенец

Общественность поможет нуждающимся детям

Президент вступился за абитуриентов / Изменения в перечне вступительных экзаменов в вузы переносятся на следующий год

Продолжены традиции партнерства

Накануне путины на Печоре

Ферма на карантине / ООО "Гамское" не может выйти из полосы невезения

В теории одно, на практике - другое / Госдума собирается принять закон об основах охраны здоровья

Демография в исторической ретроспективе обсуждалась учеными на международной конференции в Сыктывкаре

 №101 (4498) - 17 мая 2011 года

Общественная палата берет под контроль переселение вдов

Главе - перепелок, спикеру - кролика / На Днях культуры Койгородского района не хватало только инопланетян

"Власть - это ответственность, а не малинник" / Марина Истиховская внесла в Совет Федерации предложения республики по противодействию коррупции

Валерий Будовский покидает кресло градоначальника / В Воркуте отменили всенародные выборы руководителя муниципалитета

В поисках легендарной чуди / Сельские предприниматели обменялись опытом

Москвичей зовут на Север

О скромных пенсиях и непродуманных законах говорили пожилые люди на прямой линии

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 103 (4500)
20 мая 2011 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»