Общество |
17 мая 2011 года |
"Власть - это ответственность, а не малинник"/ Марина Истиховская внесла в Совет Федерации предложения республики по противодействию коррупции
«Если бы в нашей стране никто не брал взяток, жизнь в России была бы невозможна» – эту парадоксально-горькую истину отметил еще Александр Герцен. Спустя полтора столетия она, к сожалению, остается все такой же актуальной. Не случайно герценовскую цитату привел председатель Совета Федерации Сергей Миронов, открывая очередное заседание Совета законодателей, посвященное общественному контролю в сфере противодействия коррупции и его законодательному обеспечению на федеральном и региональном уровнях. Заседание впервые прошло в режиме видеоконференции. ОТ КОМИ в заседании Совета законодателей приняла участие спикер республиканского парламента Марина Истиховская. Выступая с докладом, председатель Госсовета РК отметила: для того, чтобы чиновник воспринимал власть как ответственность, а не как малинник с неограниченными возможностями, необходима многоступенчатая система общественного контроля над властью. Особая роль в этом должна быть отведена общественным палатам регионов: – Практически во всех регионах, где существует этот общественный институт, приняты законы, которые, как правило, являются слепой копией федерального, имеющего большие недостатки. Например, не закреплено понятие «общественной экспертизы», что порой существенно снижает ее актуальность, значимость и качество. Мы считаем, что общественная экспертиза должна дать ответ на вопросы: соблюдается ли баланс интересов государства и гражданина, удобен ли гражданам будет данный закон? Поэтому депутаты Госсовета РК пошли еще дальше и приняли в прошлом году решение предоставить право Общественной палате республики на проведение антикоррупционной экспертизы. Надеемся, что наша палата пройдет все положенные по закону процедуры и начнет работать в этом направлении. ПО МНЕНИЮ М.Истиховской, на обеспечение прозрачности деятельности власти работает и Закон «Об обеспечении доступа граждан к информации о деятельности органов власти и местного самоуправления». Однако и он требует совершенствования. Спикер привела такой пример: – Статья 20 устанавливает, что государственный орган, равно как и орган МСУ, вправе не предоставлять информацию о своей деятельности по запросу, если эта информация опубликована в средстве массовой информации или размещена в интернете. Поэтому у чиновника есть право отказать в предоставлении информации какой-нибудь Марье Ивановне Сидоровой, проживающей в деревне Коровий Ручей Усть-Цилемского района, где нет ни одного компьютера, да и единственный на всю деревню телефон работает крайне нерегулярно. И таких уголков в нашей необъятной стране огромное количество. Обратила внимание участников совещания спикер Коми парламента и на еще один момент. Закон установил требования к достоверности предоставляемой информации, но ничего не говорит о ее полноте. К примеру, статья 13 устанавливает перечень информации к размещению в интернете. В этом перечне есть и тексты проектов законов, внесенные на рассмотрение в законодательный орган власти. Но при этом нет обязанности размещать другие документы, которые идут в пакете к законопроекту. – Я сомневаюсь, что гражданину будет очень понятен закон, который говорит, например: «исключить статью 2, дополнив статью 3 после слов таких-то словами такими-то». Считаю, что необходимо размещать и пояснительные записки к законопроекту. Госсовет РК изначально принял такое решение и размещает пояснительные записки к проектам законов. ДРУГИМ важным условием обеспечения прозрачности деятельности власти является проведение общественных обсуждений по социально значимым законопроектам. Однако далеко не всегда у регионов есть такая возможность. Спикер объяснила почему. Оказывается, на демократические процедуры обсуждения попросту не хватает времени: – Большое количество законов в субъектах принимается в связи с внесением изменений в федеральное законодательство. В республике это в среднем за последние три года порядка 35 процентов от общего количества принятых законов. В соответствии с законодательством необходимо в течение трех месяцев привести законодательство субъекта в соответствие с федеральным. Разработка нового проекта занимает от одного до трех месяцев, так на обсуждение готового законопроекта с институтами гражданского общества экспертным сообществом времени уже не остается. В связи с этим М.Истиховская предложила регионам предоставить больше времени для работы над законами, принимаемыми вослед федеральных, а также законодательно закрепить обязательность проведения публичных обсуждений принимаемых законов. – 131-м федеральным законом для местного самоуправления установлено обязательное проведение общественных слушаний по определенному перечню вопросов. Это проекты бюджетов, уставов муниципальных образований, планы развития муниципалитетов, проекты строительства крупных промышленных объектов и так далее. В отношении же субъектов РФ только Бюджетный кодекс рекомендует проведение общественных слушаний по принятию бюджета региона. Но есть и другие социально значимые вопросы, в отношении которых, по моему мнению, также необходимо проводить общественные обсуждения, – подытожила свое выступление председатель Госсовета РК. Галина ВЛАДИС. |