Домашний Очаг |
20 ноября 2009 года |
Маленькие воришки
Недавно столкнулась с любопытным случаем. Мама пятилетней девочки пожаловалась на то, что дочка постоянно приносит домой чужие игрушки, ластики, колечки, ручки… Родительница искренне опасается, что из ее чада вырастет настоящий воришка. Как правильно вести себя, обнаружив в руках детей чужое? Как узнать, кто из них скоро поймет, что брать чужое без спроса нельзя, а кто станет преступником? Как научить их с младых ногтей не брать ничего чужого без разрешения? Рассмотрим ситуацию. Допустим, вы нашли в ящике с игрушками чужие вещи и сразу спросили, откуда они взялись. Вы поступили совершенно верно! После того как ваша дочка уверенно ответила, что эти игрушки ей дала соседская девочка, следовало сказать следующее: «Ты наигралась. А теперь мы пойдем к подружке, поблагодарим ее и вернем эти игрушки, потому что она не может давать тебе ничего без разрешения ее родителей». Если дочка упирается, стесняется идти, вы можете спокойно сказать: «Похоже, ты не хочешь пойти со мной, чтобы вернуть игрушки. Может, ты взяла их без спроса?» Девочка по-прежнему настаивает на том, что подружка позволила ей забрать игрушки домой? Не старайтесь уличить ее во лжи, возможно, она говорит правду. А если она лжет, значит, боится наказания. В обоих случаях спокойно и уважительно повторите, что вам обеим следует сейчас же пойти к соседке и вернуть игрушки. Помогите дочке найти подходящие слова. «Что ты скажешь подружке и ее маме? Поблагодаришь? Скажешь, что тебе было весело и приятно играть с ее бусами и лаком? Предложишь поиграть в свои игрушки?» Я понимаю, вы боитесь, что мама соседской девочки обвинит вашего ребенка в краже. Это мало вероятно, потому что каждая мама рано или поздно сталкивается с подобной проблемой. Но если это произошло, подготовьте соответствующие слова, призванные оградить вас и вашего ребенка от стыда: «Наверное, моя девочка ошиблась и подумала, что ваша дочка позволила ей взять домой эти вещи. Извините за недоразумение. Мы возвращаем их вам с благодарностью. Постараемся, чтобы такое больше не происходило». Когда вернетесь домой, похвалите дочку за то, что она хорошо справилась с обязанностью вернуть чужую вещь и поблагодарить владельцев. Не читайте ей лекцию о том, что красть грешно, – дети не способны воспринимать длительные нотации. Достаточно одной фразы: «Впредь спрашивай позволения взять чужую вещь. Если тебе что-то одолжила подружка, расскажи мне, чтобы я спросила у ее мамы, знает ли она об этом. Если она скажет, что разрешила, мы спросим, как долго можно играть и когда следует вернуть игрушку». Так нужно поступать всякий раз, когда вы находите у ребенка чужие вещи. Не делайте вид, что не заметили чужую вещь, не притворяйтесь, что ничего не произошло, потому что ребенок истолкует молчание как руководство к действию: вы станете натыкаться на чужие вещи все чаще и чаще. Если ребенок стащил жвачку или любую иную мелочь в супермаркете, следует снарядить туда экспедицию, даже если этот магазин находится у черта на рогах. Объясните ребенку, что вы не заплатили за эту вещь, а значит, непременно нужно вернуться, извиниться и заплатить за нее. А если вы не разрешаете вашему чаду жевать жвачку, придется выбросить всю упаковку в мусорный ящик после того, как вы вместе оплатите покупку. Помогите ребенку заранее отрепетировать, что он скажет продавцам: «Я взяла жвачку, за которую мы не заплатили. Мы вернулись, чтобы заплатить. Извините, что так получилось». Если ребенок не в состоянии произнести эти слова, потому что боится или смущается, скажите их сами, не заставляйте извиняться из-под палки. Ваши поступки и слова куда более важны. Они помогают ребенку понять следующее: скверный поступок необходимо исправить. Это сопряжено с ощущением неловкости и стыда. Мама помогает мне исправить проступок и учит, как справиться с неловкостью. Мама делает справедливую и правильную вещь, когда возвращает игрушку законному владельцу или платит за покупку. Конечно, маленький ребенок не может оформить свои чувства в эти стройные предложения, но он понимает все происходящее и живо реагирует на него. Бить, ругать, обзывать, угрожать, запрещать прогулки и игры со сверстниками – все эти методы вызовут у ребенка чувство боли, стыда, горечи и раздражения. Но даже избитый или опозоренный, он так и не узнает главного: как исправить содеянное. Не нужно наказывать! Нужно помочь ребенку научиться отвечать за свои поступки и регулировать свои импульсы. Ему важен урок, из которого можно сделать полезные выводы, понять, что нельзя пользоваться нечестно добытыми благами, что ему придется вернуть их, испытать неловкость и стыд. |