Общество |
28 марта 2008 года |
На тропе испытаний/ В Ижемском районе прошли традиционные охотничьи состязания
В субботу, 22 марта, в Ижемском районе прошел традиционный праздник охотника, который проводился уже четвертый раз. В охотничьих состязаниях на тропе испытаний приняли участие 20 охотников. Самому молодому из них было 13 лет, самому старшему – 59. Четыре года назад этот праздник зародился по инициативе известного в Ижме общественника, потомственного охотника Алексея Канева из деревни Ласта. Лет десять назад, вернувшись в родное село после долгого отсутствия, Канев со свойственным ему энтузиазмом принялся отучать от пьянства местных мужиков. Группу добровольцев, пожелавших бросить пить, он вывез в лесную охотничью избушку за много километров от села и там, вдали от искушений, рассказывал им о Боге и о том, как можно полноценно жить без алкоголя. Ему удалось вытащить из алкогольного плена нескольких односельчан, которые впоследствии стали его соратниками в общественной деятельности. Идея проводить праздник охотника, по словам Алексея Канева, витала в воздухе. Ведь ижемский народ испокон веков жил за счет охотничьего промысла и оленеводства. При советской власти промысловики получали государственную поддержку, им выделяли «Бураны», принимали от них мясо и пушнину. Во время перестройки промысловики оказались невостребованными. Профессиональных охотников сегодня в Ижме осталось всего двое: Петр да Василий Каневы. Они до сих пор живут исключительно охотой да сбором грибов-ягод. «Цель праздника – возродить угасшие охотничьи традиции, сохранить культуру этого промысла», – говорит Алексей Канев. Эту идею поддержали его друзья и соратники из общества «Изьватас» и в декабре 2005 года впервые провели в деревне Ласта праздник охотника. Деньги на это мероприятие собирали всем миром. Весь бюджет состоял из добровольных пожертвований самих сельчан и организаторов. Собрать тогда удалось... всего три тысячи рублей. Конечно, первый блин, как и водится, был комом. В первую очередь потому, что сельчане, не привыкшие к таким мероприятиям, стеснялись выступать на людях. Но праздник затронул людей за живое, всколыхнул в них забытое чувство причастности к культуре своих предков. «Дети тогда развели костер, чтобы согреться, – вспоминает Алексей Канев, – к ним присоединились взрослые. Откуда ни возьмись появилась гармонь, люди пели и плясали. Мы увидели, что народу действительно не хватает такого общения». На следующий год помощь с призами для победителей оказало республиканское охот-общество. А в 2007-м появились уже богатые спонсоры: деньги на проведение Дня охотника выделили «Севергазпром» и «ЛУКОЙЛ». В декабре праздник проводился только один раз: световой день в это время года слишком короткий. Поэтому решено было впредь проводить охотничьи состязания в конце марта, когда по промысловому календарю заканчивается зимняя охота. А 21 марта, день весеннего равноденствия, по древним языческим обычаям считается началом нового года. С каждым годом люди все смелее участвуют в конкурсных состязаниях, все более массовым становится праздник. В прошлом году, правда, участников было больше на девять человек, да и народу на празднике прибавилось. По мнению устроителей, причина здесь в том, что в этом году День охотника будет отмечаться два раза: один раз по традиции в Ласте и второй раз - в Ижме. Просто в этом году районное начальство предложило перенести празднование в райцентр, но ластинцы заупрямились: мол, это наш «брэнд», мы этот праздник придумали и будем продолжать его проводить в своей деревне. К тому же именно ластинцы всегда специализировались на охоте, и именно здесь в 1927 году образовался первый охотничий кооператив. Что касается самих состязаний, то охотники метали в цель копья и топоры, стреляли из лука, ходили на ходулях, съезжали с горы на лыжах, лазали по турнику, преодолевали снежные преграды с помощью шеста. В этом году к организации праздника подключился также отдел культуры районной администрации, было прекрасное музыкальное сопровождение, художественная программа. Жюри оценивало не только профессиональные навыки охотников, но и то, насколько их обмундирование соответствовало традиционной экипировке ижемского охотника. Надо отметить, что праздник получился очень зрелищным. Женщины и девушки в традиционных народных костюмах, мужчины в одежде охотника, охотничьи упряжки – все это создавало неповторимую атмосферу старинной ижемской деревни. По окончании состязаний в местном клубе состоялся концерт творческих коллективов из разных сел района. После продолжительных соревнований на открытом воздухе желающие могли отведать горячей рассыпчатой гречневой каши с шаньгами и чаем. По окончании концерта состоялась торжественная церемония награждения победителей соревнований. Победителей определяли в следующих номинациях: «лучший молодой охотник», «женщина-охотник», «самый опытный охотник» и «лучшая охотничья амуниция». Самым опытным охотником был признан 55-летний Виктор Филиппов – житель Ласты, бригадир животноводческой бригады СПК. Надо отметить, что в праздничных соревнованиях он участвует каждый год и каждый раз берет первые места. В прошлом году в соревнованиях участвовали пять женщин, а нынче всего одна: жена охотника Вера Канева. Ей соответственно и достался приз в «женской» номинации. Правда, женщина есть женщина, даже если она пытается заниматься мужским делом. Веру подвела обувь, которая явно не может быть использована в охотничьих лесных переходах. Сапожки на ней были хоть и на низком, но все же на каблуке. Этот злосчастный каблук помешал ей уверенно съехать на лыжах с горы и пройти по бревну. Самую высокую оценку жюри за охотничью амуницию получил 17-летний Алексей Канев из Мохчи. По словам судей, он был одет и снаряжен «правильнее всех». Как рассказал мне Алексей Канев, День охотника – это только часть большой программы, которую они разработали с единомышленниками из «Изьватас». А программа эта нацелена ни много ни мало на изменение сознания жителей села, на выработку у них активной жизненной позиции. «Наши люди привыкли всегда ждать помощи со стороны по принципу: вот барин придет, он и рассудит. От этого и спивается деревня – от неумения быть хозяином собственной судьбы, – говорит он. – Мы не нравоучаем людей, а просто стараемся им показать другую жизнь, отличную от той, которой они привыкли жить. Усилия даром не проходят: многие бросают пить, находят работу. Кто-то устраивается у себя в селе, кто-то работает вахтовым методом». Сподвижники Канева не так давно организовали общество «Яг морт», которое возглавил потомственный охотник Дмитрий Попов. Члены общества, среди которых два человека из Мошъюги, остальные – из Ласты, решили «жить по старинке», возрождать культуру и философию предков. У каждого из них есть в лесу свои охотничьи родовые угодья. А на окраине Ласты недавно отстроен новый туристический комплекс. Чтобы комплекс заработал, надо вдохнуть в него жизнь, продумать туристические маршруты по охотничьим тропам. Конечно, вряд ли все туристы захотят жить в охотничьих избушках, без всякого комфорта. Поэтому в планах ластинцев – построить на своих заимках новые дома на пять-шесть человек и бани. Конечно, многие односельчане считают это фантазией: мол, ерунда это все! Кто поедет в такую даль за охотничьим экстримом? Но сподвижники свято верят в свою затею. «Мы хотим, чтобы после такой охоты человек вышел из лесу другим, обновленным, чтобы он почувствовал, что природа – это наш общий дом», – делится своими мечтами Алексей Канев. Может, они и впрямь не пустая фантазия? Ведь когда-то сельчане посмеивались и над желанием энтузиастов отучить мужиков от пьянства. А сегодня трезвость для многих становится нормой жизни... Галина ГАЕВА. Фото автора. |