Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
28 марта 2008 года

Станислав Хахалкин: "У ветеранского движения начинается новый этап"

Мы уже сообщали о том, что вице-спикер Госсовета РК, председатель правления республиканского Союза ветеранов Афганистана Станислав Хахалкин возглавил Коми республиканскую общественную организацию ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов. По мнению Станислава Юрьевича, у ветеранского движения начинается новый этап, когда ветераны старого поколения объединяются с молодыми. Подробнее

об этом и многом другом С.Хахалкин рассказал в беседе с нашим корреспондентом.

– Станислав Юрьевич, само понятие «ветеран» больше ассоциируется с пожилым возрастом. А вы достаточно молодой. Любопытно, когда обсуждалась ваша кандидатура, не возникали разногласия, своего рода конфликт поколений?

– Что такое «среднестатистический «афганец»? Мне 42 года. Это старый или молодой? Хорошо, пусть будет молодой. Я вернулся из Афганистана в 1985 году. Еще раньше там были другие ребята, которым сейчас уже по 50 лет. Война в Афганистане, как вы знаете, шла на протяжении десяти лет. Есть немало офицеров, прошедших эту войну, они давно на пенсии. Поэтому поколение «афганцев» – то самое поколение, которое пришло на смену ветеранам Великой Отечественной войны.

В ветеранском движении я с 1985 года. Меня пригласили сразу же, как только я вернулся домой после службы в армии. В 2000 году избрали председателем Союза ветеранов Афганистана РК, и я переехал из Усинска в Сыктывкар. Должность, которую я занимаю сегодня, – не моя заслуга, а результат большой командной работы. Это не Станислав Хахалкин, это целая группа единомышленников, которая проводит определенную работу. Я посоветовался со своими коллегами, получил их поддержку. Наша организация на протяжении двадцати лет жила сама по себе. И только в последнее время за счет грантов у нас появилась возможность получать какие-то средства. Ветераны старшего поколения оказали мне большую честь, доверив возглавить совет ветеранов. Это дорогого стоит.

Мы давно и тесно работаем с различными ветеранскими организациями, в некоторых городах и районах «афганцы» возглавляют местные советы. Но сейчас, я думаю, начинается новый этап во всем ветеранском движении: ветераны Великой Отечественной войны объединяются с ветеранами молодого поколения.

– С получением дополнительных полномочий, по идее, круг общения должен сильно расшириться. Поможет ли вам новая должность в вашей законотворческой деятельности?

– Как заместитель Председателя Госсовета, я рассматриваю руководителей районных ветеранских организаций как своих помощников. Почему? Потому что это уважаемые люди, с которыми советуются главы местных администраций. Они не боятся говорить многие вещи, о которых другие, может быть, промолчат. Это очень важно, потому что, находясь в Государственном Совете, необходимо понимать, правильно мы работаем или нет. Те ли законопроекты мы инициируем и принимаем?

– По мнению избранного Президента РФ Дмитрия Медведева, каждый ветеран ВОВ, не получивший прежде квартиры, должен быть непременно обеспечен благоустроенным жильем. Интересно, за чей счет государство намерено выполнять этот долг: республиканский или федеральный?

– Дмитрий Медведев заявил об этом на заседании Госсовета РФ. Дело в том, что республика уже давно занимается жилищным вопросом ветеранов. Как вы знаете, на республиканские деньги уже построены два дома по Сысольскому шоссе, в которых более 140 ветеранов получили благоустроенные квартиры. На сегодня ветеранская очередь составляет более 200 человек. Что касается дальнейшего финансирования, то деньги будет выделять федеральный бюджет.

Почему сегодня и у ветеранов боевых действий так остро стоит вопрос по жилью? Потому что есть ветераны Великой Отечественной войны, до сих пор не получившие благоустроенного жилья. И сегодня мы в какой-то степени не имеем морального права требовать квартиру раньше, чем ее получат люди, защищавшие нашу Родину в сороковых годах прошлого столетия. Хотя, наверное, это несправедливо и по отношению к молодым ветеранам. Дети, которые воспитываются в семьях ребят, служивших в Афганистане и Чечне, не могут понять, почему их отец, защищавший Родину, у которого есть правительственные награды, не имеет нормального жилья! Это люди, от которых во многом зависит, в какой стране мы будем жить дальше, кто будет воспитывать подрастающее поколение. Я уже приводил в пример сочинение одной восьмиклассницы из Усть-Куломского района, которая написала, что «советские войска оккупировали Афганистан». Это не ее вина – скорее всего, она взяла эту информацию из интернета.

– Станислав Юрьевич, а как вы относитесь к тому, что многие участники Великой Отечественной войны проживают в сельской местности, они привыкли к своему деревенскому дому, соседям и ни в какую благоустроенную квартиру переезжать уже не хотят. Получив жилье или машину от государства, они передают их своим детям, внукам, другим родственникам. Откройте какую-нибудь рекламную газету: сплошь объявления, что в домах по Сысольскому шоссе, о которых вы упомянули, сдаются или продаются квартиры…

– А, по-вашему, нормально, что на пороге 63 годовщины Великой Победы еще остались ветераны, которые до сих пор не имеют благоустроенного жилья? Если бы государство своевременно отдавало свои долги, наши старики-ветераны еще пожили бы в комфортных условиях. Лучше поздно, чем никогда. Эти люди радеют, думают о своих детях, близких, и если свое имущество они передают им  – это их право.

Нужно твердо усвоить, что есть определенные социальные гарантии, которые государство должно выполнять. Почему у нас негативное отношение к армии? Еще вчера мы свято верили в свое государство, служба в армии была для нас святым долгом. Я помню, как я рвался служить, когда был молодым. Но теперь другие времена. Пацан, который идет в армию, должен быть уверен и спокоен, что государство за него в ответе. Если он служил в армии, он уже отличается от других, он должен получать определенные преференции, льготы, социальные гарантии. Если не дай бог с этим пацаном в армии что-то случится, его семье должна быть гарантирована помощь. Жизнь – она бесценна, мы все говорим об этом, но мало еще делаем.

Отсюда и возникают вопросы: для чего я пойду служить Родине, зачем я буду патриотом, если моя страна, в случае чего, не сможет оказать помощь ни мне, ни моей семье? Один мой знакомый, обращаясь к ветеранам, сказал такие слова: «Я желаю, чтобы Родина любила вас так же, как ее любите вы». Патриоты ведь не перевелись, они готовы защищать свою страну, отдавать свою жизнь, но эти чувства должны быть взаимны...

– А вообще, как вы оцениваете патриотическое воспитание молодежи? На каком оно уровне? Может, стоит вернуться к тем временам, когда в школах были военруки?..

– По этому поводу идет множество разных споров: надо ли возрождать НВП, военную муштру и т.д. Я считаю, что в начальной военной подготовке ничего плохого не было. Лично мне это казалось интересным. И не только мне, но и нашим одноклассницам. Знания, которые я получил на сборах, выездах на природу, пригодились мне в обычной жизни, в армии. Может быть, просто надо пересмотреть учебную программу НВП, исключить такие моменты, как марширование, изучение уставов. А так в этой подготовке много чего полезного, особенно будущим призывникам.

Чего там говорить, есть разные воинские части: где-то больше порядка, где-то меньше. Понятно, что это зависит от командования. Я знаю замечательную войсковую часть, в которой был три раза – она находится в поселке Бугры Ленинградской области.

Я не знаю, что плохого в том, если пацан отслужит один год. Чем сегодня занимается молодежь: компьютером, гулянками, хорошо, если каким-нибудь спортом. А вот придет он в войсковую часть и целый год будет жить по режиму: вовремя умываться-бриться-подшиваться, каждый день делать зарядку, соблюдать режим питания, что тоже идет на пользу. Молодой человек попадает в организованную обстановку, он возмужает, повзрослеет, станет иначе смотреть на многие вещи, начнет ценить то, что происходит за воротами войсковой части. Он уже по-другому будет воспринимать семью, друзей. Наверное, есть и какие-то минусы, но плюсов, я думаю, все-таки больше.

– У вас очень большая нагрузка: вице-спикер Госсовета, председатель Союза ветеранов Афганистана РК, недавно вас назначили председателем постоянного комитета по молодежной политике Парламентской ассоциации Северо-Запада России, а теперь вот руководство ветеранской организацией. Когда успеваете?..

– Еще раз хочу подчеркнуть, что это командная работа. Я реально оцениваю свои возможности, понимаю, почему и благодаря кому я занимаю высокие посты. Сегодня я надеюсь даже не на свои силы, а на свою команду.

– Вы многодетный отец, воспитываете троих детей. У вас самого как обстоят дела с жильем?

– Слава богу, у меня все хорошо. Я взял кредит и купил квартиру.

– А при такой нагрузке на семью время остается?

– Выходные я стараюсь проводить с родными. Моя семья, как говорят военные, это мой тыл. И он у меня крепкий…

Беседовала Ольга КЕРМАС.

Фото Юрия ОСЕТРОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №58 (3732) - 26 марта 2008 года

Татьяна Замятина: "Жилищное законодательство нуждается в серьезной доработке"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 60 (3734)
28 марта 2008 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»