Личное Дело |
9 октября 2014 года |
Нарты из Вертепа/ Любимое транспортное средство оленеводов Петр Хозяинов делает вручную и без гвоздей
Испокон веков одним из самых надежных средств передвижения по тундровому бездорожью являлись нарты. Оленеводы и по сей день в основном предпочитают запряженные оленями нарты новомодным снегоходам. Но, несмотря на всю свою востребованность, нарты нельзя купить в магазине или заказать через интернет. Профессиональных мастеров по изготовлению нарт в России осталось совсем немного. Один из них живет в ижемской деревне Вертеп. Мы побывали в гостях у мастера. Петр Хозяинов родился и вырос в семье потомственных оленеводов. Школьные каникулы он проводил с родителями в тундре, помогал им и перенимал опыт. После школы отслужил три года мотористом на подводной лодке Тихоокеанского флота, вернулся домой и вскоре уехал работать в тундру. – Там нет ремонтных мастерских, и оленеводам приходится все делать самостоятельно, – вспоминает Петр Хозяинов. – Я с детства видел, как отец мастерит или ремонтирует нарты. Иногда чинить их приходилось даже по ночам в чуме. Обычно нарты служат по нескольку лет, нужно только вовремя чинить их и менять стершиеся полозья. В тундре я провел много лет. Обычно уходили в апреле, а возвращались домой только к Новому году. Но потом у меня начались проблемы со здоровьем, и я вынужден был распрощаться с любимой работой. Остался жить в деревне. Но сидеть на диване перед телевизором не могу, вот и начал мастерить нарты. Это у меня сейчас такое хобби. По словам Петра Хозяинова, простенькие нарты опытный оленевод может сколотить и за один день. Только вот прослужат они недолго. – У меня в среднем на изготовление нарт уходит около месяца, – рассказал мастер. – Обычно оленеводы делают нарты весной. А я же работаю зимой, летом на это просто не хватает времени. Хотя в этом году есть заказы, и пришлось делать нарты летом. Работа начинается с выбора нужного материала. Легкие и прочные нарты делаются из еловой древесины, только некоторые детали из березы. Выбирать ель для нарт нужно у ручьев, при этом важно учитывать, куда «смотрит» дерево и сколько на нем веток. Для крепких полозьев нужна кокора – ствол с корнем. Необходимо правильно его загнуть, чтобы дерево не треснуло и не сломалось. На нартах ездят не только зимой по снегу, но и летом – по болоту. Поэтому раньше полозья стирались быстро, и их ежегодно приходилось менять. Сейчас оленеводы надевают на полозья разрезанные пластиковые трубы, и под такой защитой можно ездить до трех лет. Зимой в нарты запрягают трех оленей, летом – четыре или пять. Петр Хозяинов показал свою мастерскую и объяснил, что, несмотря на то что у него есть современный инструмент, нарты он делает по старинке – вручную. – Так надежнее. Нарты – это не ящик с прямыми стенками и углами, здесь все детали пригоняются друг к другу под разными углами, – пояснил мастер. – Так под определенным углом соединяются с полозьями копылья. В этом и сложность работы. Вообще, сделать нарты для оленьей упряжки значительно сложнее, чем сани для поездки на лошадях. Еще одна сложность – нарты я делаю без гвоздей. Как рассказал мастер, нарты бывают как ездовые, так и грузовые – снабженные специальным сундуком-ящиком. Грузовые нарты отличаются от ездовых меньшим количеством копыльев, большей прочностью и массивностью. В хозяйстве оленеводов было четыре-пять грузовых нарт, одни из которых предназначались для перевозки грузов, другие – для перевозки разобранного чума. К сожалению, у единственного ижемского мастера по изготовлению нарт нет учеников, и ему некому передать свой бесценный опыт. А ведь нарты по-прежнему являются незаменимым транспортом для тундры... Артур АРТЕЕВ. Фото автора. |