Общество |
26 июня 2014 года |
Без разъяснений не обойтись/ Тарифы на ЖКУ традиционно поднимутся в середине года
С 1 июля произойдет очередное – неприятное, но, увы, неизбежное повышение тарифов за жилищно-коммунальные услуги. Раньше подобный перерасчет производился ежегодно с 1 января, но уже третий год, как перенесен на середину лета. В СЛУЖБЕ РК по тарифам полагают, что люди к этому успели привыкнуть, так что для них изменившиеся в августовской платежке цифры не станут полной неожиданностью. Однако уверенность чиновников отнюдь не разделяют общественники. Заранее предупрежденный потребитель отреагирует спокойнее, но если ему о грядущем повышении стоимости ЖКУ не напомнили, реакция может оказаться крайне болезненной, считают в Общественной палате РК. Поэтому на очередном заседании координационного совета «ЖКХ Контроль» в ОП РК его участники потратили изрядное количество времени для выяснения, какая разъяснительная работа проводится профильным ведомством и насколько она эффективна. Первым делом представитель Службы РК по тарифам Дмитрий Коротич рассказал, что на сколько подорожает. Тарифы на тепловую энергию (отопление и горячее водоснабжение) возрастут на 5,2 процента. Холодная вода подорожает на 4,7 процента, сетевой газ и электроэнергия – на 4,2 процента. Причем, как подчеркнул докладчик, каждый год, начиная с позапрошлого, происходит снижение темпов роста тарифов. Однако полностью остановить повышение цен на ЖКУ, к сожалению, пока невозможно. На тариф влияют инфляционные процессы, в него закладываются оптовые цены на газ и его транспортировку, а еще учитывается низкая экономическая и энергетическая эффективность ресурсоснабжающих организаций, которым необходимо откладывать средства на модернизацию оборудования. Во избежание социальной напряженности для некоторых категорий граждан у нас в республике действуют льготные тарифы. Для сельчан и тех горожан, которые пользуются электроплитами, применяется максимально низкий коэффициент на электроэнергию – 0,7. Для сельских жителей действует льготный тариф на тепловую энергию. ЗАТЕМ Д.Коротич во всех подробностях расписал проводимую Службой по тарифам информационную работу. Все заседания, на которых принимаются тарифы, являются открытыми – любой гражданин или общественная организация могут на них присутствовать. На сайте ведомства можно найти информацию о том, какие расходы заложены в тариф той или иной организации – сколько идет на зарплату, топливо и так далее. Есть особый раздел «Вниманию потребителей», где размещены все важные нормативные акты, которыми служба руководствуется при регулировании тарифов. Любой гражданин может обратиться к специалистам в электронной форме. Информация о предельных максимальных индексах отправляется в муниципалитеты. Регулярно проводятся заседания общественного совета при Службе по тарифам, работает горячая телефонная линия, руководство и специалисты выезжают в районы для встречи с населением. Однако недавно проведенный порталом «Коми ЖКХ» опрос показал, что половина населения либо о грядущем повышении тарифов даже не догадывается, либо не может до конца разобраться, из чего складываются тарифы и почему они повышаются. Как справедливо подчеркнула руководитель портала Александра Афонина, когда человек этого не понимает, у него пропадает желание платить. Поэтому главное, что надо сделать, – объяснить людям все понятным языком, а не публиковать сухие и трудные для восприятия юридические выкладки. НА ЭТО возразила начальник департамента ЖКХ при Минархстрое РК Марина Рудавина. «Любое упрощение законодательства приводит к его неправильному пониманию», – заявила она. Это утверждение вызвало жаркий спор. Исполнительный директор Общественной палаты РК Галина Кравченко обрушилась на представителей ведомств с критикой, указав, что разъяснительная работа проводится формально. М.Рудавина и Д.Коротич пытались доказать, что создать компактную и понятную всем шпаргалку по расчетам за коммуналку – дело практически невозможное. Расчеты сильно разнятся в зависимости от поставщиков энергоресурсов, видов представляемых услуг и прочих факторов. В одном доме кухонная плита электрическая, в другом – газовая, в третьем – автономная котельная и так далее. Словом, универсальных расчетов не существует, поэтому разъяснять каждый раз приходится в индивидуальном порядке. Как бы то ни было, информировать о предстоящем повышении тарифов и разъяснять людям их суть все равно придется. Ресурсоснабжающие организации уже начали печатать на обратной стороне платежных квитанций такую информацию, правда, как правило, очень мелким шрифтом. Не помешает и расклейка на стендах в подъездах соответствующих объявлений. Этим должны заняться управляющие компании. И, конечно, надо теснее сотрудничать со СМИ, общественностью, депутатами. ЗАШЕЛ на встрече разговор и о стартующем сборе средств на капитальный ремонт многоквартирных домов. К сожалению, как посетовала Марина Рудавина, подавляющее большинство собственников квартир до сих пор не определились в способе формирования фонда капремонта: открыть собственный спецсчет в банке или передать управление своими средствами региональному оператору. Чтобы сделать первое, придется поднапрячься: выбрать банк, определить размер ежемесячных взносов и прочее. Зато не надо дожидаться своей очереди на проведение капремонта. Однако на сегодня по всей республике открыто всего 48 спецсчетов, то есть жильцы только 48 домов решили копить на капитальный ремонт самостоятельно. И всего один дом – в Усинске – подал заявку в адрес регионального оператора. Словом, население не проявляет никакой активности, хотя до начала формирования фондов остается всего месяц. Проблема заключается в том, что до той поры, пока не будет полной информации на сей счет, федеральный Фонд содействия реформированию ЖКХ не начнет перечислять средства республике. Галина Владис. |