Культура |
26 июня 2014 года |
Сердце в бетонных руках/ Скульптурная безвкусица на улицах столицы стала темой круглого стола в Национальной галерее
«Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи». Смысл фразы, которую приписывают барону Ротшильду, как нельзя кстати подходит к ситуации с установкой малобюджетных и малохудожественных скульптур в городах республики. Эту ситуацию обсудили за круглым столом в Национальной галерее РК 24 июня. В ОБСУЖДЕНИИ приняли участие представители Обще-российского народного фронта, министерства культуры республики, муниципальной власти, художники, преподаватели. Поводом для встречи стало открытое обращение заслуженного художника РФ, народного художника РК Анатолия Неверова к Владимиру Путину («Республика», 5 июня). Скульптор и несколько его коллег пожаловались президенту на царящую, по их мнению, скульптурную безвкусицу в городах республики. Открывая круглый стол в галерее, Анатолий Неверов рассказал о том, что побудило его написать это обращение. Он посетовал на то, что художественных конкурсов сейчас не проводится, затратные скульптуры не ставятся, а к профессиональным скульпторам никто не обращается. В качестве яркого примера безвкусицы и китча он назвал сквер перед столичным «Детским миром», недавно установленную на Стефановской площади доску почета с «глобусом Коми» и бетонное сердце в Кировском парке. – Это просто ужас! Бетонные руки хватаются за бетонное сердце. Оно все в надписях. Глядя на него, хватаешься за свое сердце. Кто лепил эти гигантские руки? – вопрошал А.Неверов. Кстати, это несчастное сердце не нашло сочувствия ни у одного из участников встречи. Все высказались за то, что оно только уродует парк и его нужно снести. АНАТОЛИЙ Неверов «прошелся» и по сыктывкарскому проекту «Городские легенды», в рамках которого в городе планируется установить одиннадцать малых архитектурных форм. По мнению скульптора, для их изготовления нужно было обращаться к профессионалам. – Оказывается, голосование шло в интернете. И что в результате выбрали? Какие-то сапоги и сундуки, – возмущался Анатолий Неверов. В связи с этим ведущий дискуссии, сопредседатель регионального штаба ОНФ в Коми Павел Поташов напомнил, что в Перми установлен «легендарный» памятник «Пермяк – соленые уши». И все гости города фотографируются с этими ушами, просунув голову в отверстие. Этот, казалось бы, простой арт-объект стал одним из самых узнаваемых и брендовых в России. – А у какой скульптуры в Сыктывкаре сейчас можно сфотографироваться? – риторически спросил он. Ответа не последовало. Площадку у «Детского мира» решил отстоять главный архитектор Коми Николай Некрасов. Он напомнил, что ее проект был признан лучшим в своей номинации на республиканском конкурсе зодчества, а на качелях и горках площадки дети просто «визжат от удовольствия». МИНИСТР культуры Коми Артур Рудольф отметил, что не все так уж и хорошо. В частности, детская площадка с трех сторон окружена проезжей частью, и здесь почти отсутствует зеленая зона. Проект детской площадки был подготовлен институтом «Комигражданпроект». Главный архитектор этой организации Алексей Гришин предсказуемо подтвердил, что он и его коллеги довольны проделанной работой. Им удалось оптимизировать транспортные пути и пешеходные потоки. – Мы справились с поставленной задачей – сделать детскую площадку, – добавил он. – А скульптуры занимают менее одного процента от всей сметы проекта. Это обычные садовые скульптуры. И не нужно делать из этого трагедию. Корабль – это всего лишь модель парусника. Она не может быть ни плохой, ни хорошей. А высоко мы его подняли только потому, что опасались вандализма. Конечно, есть недостатки, но я считаю, что идея воплощена великолепно, сквер стал популярным, детям все нравится, поэтому с задачей своей мы справились. НАЧАЛЬНИК управления архитектуры, градостроительства и землепользования Сыктывкара Александр Заборский поддержал коллег и рассказал, что концепцию застройки у «Детского мира» обнародовали в газете «Панорама столицы», и сыктывкарцы могли высказаться, но все промолчали. В том числе и профессиональные скульпторы. – Надо участвовать в процессе, а не махать кулаками после драки, – попенял он. – Денег в бюджете немного, поэтому было принято решение использовать здесь малые архитектурные формы, которые можно купить в магазине и при необходимости легко заменить. А последняя скульптура, установленная в Сыктывкаре, – это памятник учителю работы Анатолия Неверова. Александр Заборский напомнил, что проект «Городские легенды» обсуждали полгода, и столичная администрация ничего не скрывала от народа. – Все открыто обсуждается, а не принимается келейно, – сказал он. – Горожане высказывали свои пожелания. Эжвинцы поддержали памятник сапогам, а жители нескольких микрорайонов и поселков выразили пожелание строить вместо памятников детские площадки. Председатель Союза художников РК Фарук Барангулов, впрочем, посоветовал представителям столичной администрации не торопиться и не заставлять город дешевыми скульптурами. ПОДВОДЯ итог встречи, заслуженный архитектор России Альберт Ракин отметил, что в плане архитектуры столица Коми сейчас заметно отстает от многих городов. Например, от Йошкар-Олы и Чебоксар. А это происходит потому, что в Сыктывкаре нет организационного начала и своего «главного архитектора», который бы отвечал за облик города. – В городе должен быть главный архитектор и градостроительный совет, а не просто должность специалиста по землеустройству, – отметил он. – Каждое решение должно проходить несколько этапов обсуждения и иметь рекомендацию комиссии профессионалов. Идею создать в Сыктывкаре координационный градостроительный совет, в который бы вошли архитекторы, дизайнеры, скульпторы и художники, поддержало большинство участников встречи. Возможно, что это предложение, если оно воплотится, и поможет защитить республику от скульптурной безвкусицы. Артур АРТЕЕВ. Фото автора и Дмитрия НАПАЛКОВА. А.Заборский защитил площадку перед «Детским миром» от нападок возмутителя спокойствия – А.Неверова. |