Личное Дело |
24 апреля 2014 года |
По Европе как свободный художник путешествует известный карикатурист Виктор Порохня
Известный в республике художник, шаржист Виктор Порохня не мыслит свою жизнь без путешествий. Но главное, за границу он старается путешествовать нестандартным образом. В первый раз за рубежом Виктор побывал, будучи школьником. Как лучший юный художник Азербайджана, он дважды получал путевки во Францию и ГДР. Следующий цикл поездок начался в конце восьмидесятых, когда Виктор уже жил и работал в Воркуте. Это были Венгрия, Польша, Чехия. Пик поездок пришелся на 1994 год, когда художник выезжал за границу аж шесть раз. Как ни странно, отмечает В.Порохня, но именно в эти самые непростые для россиян годы выезжать было очень легко. Порой в поездках он находился по три месяца, организовывая свои персональные вернисажи – как правило, в учебных заведениях той или иной страны. Кстати, работы для выставок Виктор делал непосредственно на местах по фотографиям своих же картин: вывозить из России художественные произведения в те годы было строжайше запрещено. В те годы для многих российских художников ужесточение запрета на вывоз своих произведений оказался камнем преткновения между ними и западными музеями, готовыми принять русскую живопись. Однажды в Вюрцбурге Виктор списал со своих фотографий целый вернисаж: сорок людских голов, каждая из которых олицетворяла какой-нибудь человеческий порок. Выставка имела большой успех. Несколько лет художник выезжал в Германию в составе своего большого тогда семейства, которое олицетворяло частный театр «ТОК» (театр оживших карикатур). «ТОК» играл Чехова, выступая в антрепризных и частных театрах ФРГ и соседствующих стран. Недавно Виктор Порохня вернулся из Италии и готов бесконечно делиться с окружающими еще не остывшими впечатлениями. Сразу оговоримся, что путешествовать самому гораздо более познавательно, чем с группой туристов. Если, конечно, иметь представление о том, что хочешь увидеть. За 12 дней Виктор побывал в Римини, Риме, Неаполе, Флоренции, Пизе, Сиене, Ватикане, Сан-Марино. За это время он сделал более пяти тысяч фотокадров, написал сотни шаржей. Питался в основном на ходу – чем придется, но вечерами непременно посещал какое-нибудь кафе. Как правило, заказывал самую дорогую и калорийную пиццу, и пока ее тут же, при нем, готовили, писал шаржи поваров и официантов. Итальянцы, убедился художник, люди легкие, не жадные и забавные. Когда Виктор предлагал «чейндж», они охотно соглашались получить свои портреты в обмен на пиццу. Ночевал художник в отелях, платя за ночлег порядка 30 евро. Спал мало – не более трех часов, говорит, было жаль расходовать время на сон. Тем не менее он так и не увидел восход солнца над морем в Римини, просыпая буквально на 10-15 минут. В отелях тоже старался подработать, ловил потенциальных клиентов в холле. Как одни из самых сильных впечатлений поездки он отмечает гигантское колесо обзора в Римини, галерею Уффици во Флоренции, где хранятся первые карандашные работы Леонардо да Винчи, озеро в кратере Везувия, возле которого живут люди, и, конечно, Сикстинскую капеллу в Ватикане. В капелле он провел несколько часов, отчаянно жалея, что не взял с собой бинокль, чтобы рассмотреть фрески под сводами собора. Марина ЩЕРБИНИНА. |