Общество |
13 февраля 2014 года |
Пятидневка лучше шестидневки?
Депутаты фракции «Справедливая Россия» во главе с Сергеем Мироновым внесли в Госдуму законопроект об установлении обязательной пятидневной учебной недели для школьников с первого по девятый класс. Авторы законопроекта отмечают, что, по данным Минздрава, в последнее время наблюдается тенденция роста числа детей, страдающих различными заболеваниями, у большинства учеников отмечается физическое и психическое переутомление, поэтому детям просто необходим второй выходной день. Для его высвобождения придется скорректировать действующие учебные планы. Как вы считаете, надо ли вводить пятидневку в школах? Маргарита Колпащикова, председатель Общественной палаты РК: – Я поддерживаю эту идею, потому что дети сейчас очень мало проводят времени в семье. В будни родители работают, а суббота и воскресенье – это дни, когда все могут побыть вместе. Я сужу по семье своей дочери. В пятницу вечером они начинают планировать, как проведут субботу – поедут на лыжную базу или навестить меня. Моему внуку 13 лет, в субботу он учится до вечера, остается одно воскресенье, и уже нет смысла, например, на поездку ко мне в Сыктывкар из Ухты. Надо ведь еще успеть сделать хозяйственные дела. Так что, на мой взгляд, пятидневка для учащихся младших и средних классов – дело хорошее. Что касается старшеклассников, то им как раз надо поднапрячься, начинается подготовка к ЕГЭ, и для них более приемлема шестидневка. Евгения Шеболкина, ректор Коми республиканского института развития образования: – Ситуация двоякая. С одной стороны, я, как мама, – за пятидневку. Многие родители согласились бы со мной, потому что, как правило, они отдыхают в субботу и воскресенье, и дети, естественно, тоже хотели бы провести выходные с родителями. Все мы не без греха – бывает, дети просто в эти дни просыпают школу. С другой стороны, помните, была идея перехода школы на двенадцатилетку. Тогда тоже вводилась как обязательная пятидневная рабочая неделя. То есть срок освоения школьной программы просто растягивался по времени как раз за счет распределения нагрузки на более длительный срок. Затем идея двенадцатилетки тихо увязла, и все вернулось на круги своя. Сейчас перегрузка у детей действительно колоссальная. Поэтому переход на пятидневку – большой плюс, но в основном для нормальных семей. Потому что в маленьком селе или городке, да еще если семья неблагополучная, дети будут в субботу болтаться без дела, что может сказаться на ситуации с детской преступностью и повлечь другие негативные социальные явления. К тому же понятно, что на неделе нагрузка будет возрастать. Поэтому вопрос надо рассматривать в комплексе и желательно обсуждать эту идею в контексте возвращения к 12-летнему образованию. Болеслав Скроцкий, депутат Госсовета РК (фракция КПРФ): – Депутаты должны понимать, что учебную нагрузку никто уменьшать не будет: госстандарты, дидактические единицы, объем учебного материала останутся теми же. И получается, что мы таким образом, наоборот, нагнетаем и увеличиваем нагрузку в каждый из этих пяти дней. В этом случае придется пересмотреть весь учебный план, менять и ГИА, и ЕГЭ, и все, что хочешь. И, наоборот, когда нагрузка растянута на неделе, ребенку гораздо проще дается усвоение материала. Сами знаете, если работать по чуть-чуть, то можно проработать дольше, а если сильно нагружать себя, то сил остается меньше. Поэтому данную инициативу считаю несуразной. Видимо, авторы этого законопроекта не очень знакомы с учебным образовательным процессом. Валерий Козлов, первый заместитель руководителя администрации Сыктывкара, руководитель Ассоциации попечительских советов столицы РК: – Для младшего и среднего школьного звена, до 7-8 класса, это было бы правильным делом, но уменьшение объема учебных часов у старшеклассников может привести к ухудшению качества образования, а это будет влиять на поступление в профессиональные учебные заведения и дальнейшую судьбу ребенка. Ангелина Захаренко, директор Сторожевской школы Корткеросского района, народный учитель РФ: – Я лично категорически против. Мы никогда не работали по пятидневке. Для детей это будет перегрузка, так как сегодня образовательные стандарты очень жесткие, начиная уже с дошкольного возраста. Учебную программу все равно придется выполнять, значит, придется увеличивать количество уроков. В начальных классах сегодня в среднем по четыре часа в день, а в старших – по шесть часов. Это значит, младшеклассникам придется учиться по пять часов, а старшеклассникам – и по семь уроков отсиживать. Сегодня в школах вообще очень низкий процент здоровых детей, перенагрузки укреплению здоровью уж никак не содействуют. Григорий Спичак, писатель: – Лично я – за шестидневку, но опять же за разумную шестидневку, когда в субботнем расписании значатся разгрузочные занятия – ИЗО, физкультура, пение, даже литература. Дело в том, что сегодня, чтобы получить необходимый объем знаний, учебного времени требуется больше. Шестой учебный день должен быть как некая обязательная форма физической разгрузки. Но насколько я понимаю, для всех такое расписание сделать невозможно. Так что тут сложный клубок проблем. |