Общество |
30 января 2014 года |
Считать ли алкоголь частью русской культуры?
В Госдуму РФ депутатом от «Справедливой России» Олегом Михеевым внесен законопроект, запрещающий позиционировать в прессе и рекламе алкоголь как русскую традицию и часть русской культуры. В частности, законопроект запрещает осуждать в прессе трезвый образ жизни или утверждать, что алкоголь помогает достичь признания в обществе, продвинуться по карьерной лестнице и реализовать свои амбиции. Считаются непозволительными утверждения, согласно которым алкоголь помогает утолить жажду и поднимает настроение. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что сейчас алкогольная продукция часто позиционируется как часть российской культуры. А вы как считаете? Михаил Колесников, главврач Коми республиканского наркологического диспансера: – Никогда в культуре пития, вернее, в культуре жития россиян алкоголь не имел существенной, значимой роли. Это больше миф, нежели реальность. Я не знаю, как относиться к депутатским инициативам, предлагающим полный запрет на рекламу алкоголя, но, на мой взгляд, суть данного законопроекта изложена верно. Михаил Брагин, председатель Комитета Госсовета РК по социальной политике, фракция ЛДПР: – Культура распития крепких напитков есть во многих культурах, русская – не исключение. Но почему-то у нас ее приравнивают к алкоголизму. Пусть лучше подобные ограничения введут в отношении различных «энергетиков», вот где поле непаханое. Производители этой отравы безнаказанно уничтожают молодое поколение. Реклама алкоголя у нас и так практически запрещена. А в периодической прессе он упоминается в основном в криминальных сводках. Информацию про особенности употребления крепких напитков сейчас можно встретить лишь в специализированной литературе, которую покупают заинтересованные люди, вряд ли страдающие алкоголизмом. Григорий Спичак, писатель: – Считаю, что алкоголь все-таки является частью русской культуры. Как, впрочем, он является частью украинской культуры, итальянской, испанской и так далее. Это вообще часть европейской культуры. Вино мы встречаем даже в Евангелии: на свадьбе не хватило этого напитка, и первое чудо, которое совершил Христос, – превратил воду в вино. К алкоголю всегда было двойственное отношение. Это явствует хотя бы из русских народных сказок и былин. С одной стороны, вино – это веселье, с другой, вино – это печаль. Известный грузинский специалист по вину, Герой Социалистического Труда (боюсь переврать его фамилию), сказал, что из одной бутылки пьют вино два человека, и один из них становится угрюмым, а другой веселится и поет песни. То есть, по большому счету, дело не в вине, а в нашей подкорке, в том, что в душе у человека. Михаил Герцман, композитор: – Я – человек непьющий и даже, можно сказать, борец с алкоголем, но ведь в данном случае речь идет о запрете, а мне кажется, что надо в первую очередь связать алкоголь с культурой. А культура – это прежде всего норма, уравновешенность, гармоничность, мера. Она должна быть в чем угодно – потреблении еды, моды, музыки, алкоголя, даже в обнажении женского и мужского тела. Это сейчас самая главная проблема. Владимир Сулимов, доцент кафедры культурологии Коми пединститута: – Алкоголь вообще является частью человеческой культуры. Точно так же можно поставить вопрос, является ли оружие частью культуры, спорт, единоборства (которые можно посчитать дракой) и так далее. Во всех этих случаях важно, чтобы был культурный компонент. Чтобы все понимали, что все зависит от уровня развития людей и общества, в котором каждый элемент культуры сложился за века и отменить приказами его невозможно. Он занимает ровно то место, которое ему отводится. А с тем, что педалировать вопрос о пьянстве как обязательном атрибуте нашего русского общества не нужно, я полностью согласен. Пьянство русского народа как его обязательная черта – это ложь. Если делать это взвешенно, то об алкоголе можно и писать, и говорить. Геннадий Левицкий, генеральный продюсер КРТК «Юрган»: – Как мы знаем, до революции Россия не была невероятно пьющей страной, да и сейчас много пить становится немодным. Другое дело – делать из этого конфетку, рассказывать, как это красиво, весело, хотя люди ведут себя подчас как свиньи после того, как напьются. Поэтому, на мой взгляд, это не более чем рекламный трюк – называть алкоголь частью русской культуры. Игорь Жеребцов, директор Института языка, литературы и истории КНЦ УрО РАН: – Водка, селедка, матюги и матрешки за рубежом часто являются основными образами, с которыми ассоциируются россияне. Так же, как шампанское, устрицы и женщины – с французами. Виски, овсянка и лошади – с англичанами. Пиво, колбаски и хождение строем – с немцами... Что и как из этого набора соотносится с понятием «культура», каждый волен решать сам. Но очевидно, что слишком многие вожделеют «культурно пить», а способны лишь некультурно напиваться, дабы потом при слове «культура» хвататься за пистолет, кастет или бейсбольную биту. Владимир Сумароков, главный редактор газеты «Трибуна»: – Пока этот закон не принят, скажу, что, по моим наблюдениям, алкоголь действительно поднимает настроение. В малых дозах, естественно. А холодное пиво неплохо утоляет жажду. Вот только русская культура тут совершенно ни при чем. Максимум – культура застолья. Что же касается подобных депутатских запретов, то они смехотворны. Особенно – в стране развитого алкоголизма. И вообще, чем активнее депутаты Госдумы, тем меньше у народа остается поводов не выпить. Считать ли алкоголь частью русской культуры? Проголосуйте на www.gazeta-respublika.ru |