Из первых уст |
30 января 2014 года |
Вячеслав Ляшок: "Электронные учебники можно применять без указаний сверху"
Два года назад Республика Коми приняла участие в федеральном эксперименте по апробации электронных учебников, в котором было задействовано пять учебных заведений. Судя по отзывам, в целом нововведение пришлось по душе и ученикам, и педагогам, но прошло уже почти два года, а в школах по-прежнему занимаются по бумажным учебникам. Об оценке, которую дали электронным учебникам федеральные эксперты, и о том, можно ли ожидать, что в скором будущем мобильные образовательные школьные программы придут на смену книжной продукции, мы попросили рассказать заведующего центром образовательных информационных технологий Коми республиканского института развития образования Вячеслава Ляшка. Кафедра института, которой он руководил, занималась информационно-методической поддержкой эксперимента. – Вячеслав Алексеевич, давайте напомним читателям, к каким выводам пришли федеральные эксперты при подведении итогов апробации электронных учебников. – Эксперимент проходил под методическим руководством Федерального института развития образования, а в нашей республике методическую поддержку оказывал республиканский институт развития образования. В целом его результаты были признаны положительными. Конечно, главный плюс электронных учебников – это их вес. В зависимости от ридер-устройства вес колеблется в пределах от 300 до 600 граммов. Учитывая, сколько учебников ежедневно приходится таскать сегодня школьникам в своих рюкзаках, это достоинство безусловно перевешивает выявленные недостатки. Как положительный момент было отмечено и то, что в электронное устройство можно закачать весь дополнительный материал по предметам: произведения для внеклассного чтения по литературе, схемы, таблицы, репродукции картин по истории, ИЗО и т.д. Это очень удобно. Еще один плюс: в электронных учебниках можно делать необходимые пометки, чего не сделаешь в книжном варианте учебников, так как они – общего пользования и ими пользуется не одно поколение школьников. Но в процессе апробации обнаружились и проблемы, связанные с особенностями верстки, структурирования и расположения материала на электронных носителях. Причем проблемы эти не зависели от типа мобильного устройства. В традиционном бумажном учебнике в качестве единого информационного блока, доступного для целостного восприятия, выступает разворот учебника. Такому информационному блоку печатного учебника соответствуют два кадра с информацией на мобильном устройстве, доступ к которым осуществляется последовательно. Это затрудняет работу школьников, снижает скорость выполнения учебных заданий. В общем, верстку, используемую при создании бумажных учебников, не всегда можно применять в мобильных устройствах. Как отмечено в результатах эксперимента, определенные трудности возникали у школьников и при работе на планшетных устройствах с созданными ранее электронными образовательными ресурсами, которые были ориентированы на персональные компьютеры и использование манипулятора – «мыши». Детям намного проще и приятнее работать с сенсорным экраном. Необходимость работать с «мышью» раздражала детей. Таким образом, результаты эксперимента подтвердили необходимость целенаправленной разработки электронного образовательного контента, учитывающего особенности его воспроизведения на современных мобильных устройствах. В числе недостатков была отмечена и медленная работа электронных устройств: долго перелистывались страницы. Также пока не исследовано, как влияют на здоровье школьников использованные в ходе эксперимента ридеры. Ведь на чтение электронной книги должны распространяться те же СанПиНы, что и на чтение обычных книг. В общем, результаты показали, что электронные учебники – дело нужное, хорошее, но требуется еще доработать контент. Ведь в тех электронных устройствах, которые использовались в ходе эксперимента, применялся обычный отсканированный вариант бумажных учебников. На итоговом совещании в Москве обсуждался главный вопрос: что делать с контентом, каким он должен быть, кто его должен изготавливать. Федеральный институт развития образования разработал специальные рекомендации по разработке, внедрению и использованию мультимедийных электронных учебников для учреждений общего образования. В нашей республике использовались четыре типа технических устройств: Plastic Logic100, Ectaco GetBook Color, Pocket Book Pro 902 и школьный ноутбук на базе Intel Classmate PS. С практической точки зрения наиболее удачными оказались ноутбуки, потому что в них можно было не только закачать учебники, как это было в случаях с остальными устройствами, но и использовать электронные образовательные ресурсы с федеральных сайтов, электронные лаборатории по физике и химии, закачивать какой-то свой материал. Хотя опять же эти ноутбуки не были так удобны в пользовании, как вышеназванные марки электронных книг. Через год срок лицензии на электронные учебники закончился, и в школы пришло письмо с требованием удалить контент. А ноутбуки с закачанными материалами теперь можно хотя бы использовать как мобильные классы. Это очень удобно. Мобильные классы представляют собой тележку, в которой находятся и подзаряжаются ноутбуки с закачанными в них образовательными программами по разным предметам. Эту тележку можно перекатывать из класса в класс. – Значит ли все это, что в ближайшее время ожидать массового перехода школ на обучение по электронным учебникам не приходится? – По моему мнению, если это и произойдет, то не так скоро. Во-первых, представители рынка бумажных учебников вряд ли так легко уступят свои позиции. Во-вторых, я не думаю, что переход на электронные учебники произойдет по указанию сверху. Ну и, наконец, нормативная база, регулирующая процессы создания, экспертизы и использования электронных учебников, методология их использования и вообще рынок электронных учебников находятся в начальной стадии развития. Хотя сейчас уже появились электронные версии учебников, доступные для продажи. Например, у издательства «Бином». Правда, у них в основном естественно-научное, физико-математическое направления и информатика. Школы сами вправе выбирать, по каким учебникам учить – по электронным или по книжным. Существует ведь масса разных грантовых конкурсов, благодаря которым можно получить грант на приобретение электронных учебников. – Если решение об использовании электронных учебников отдается на откуп школам, то вряд ли в ближайшее время стоит ожидать серьезных сдвигов в этом плане, так как стоит все это недешево. – Не думаю. Многие школы уже достаточно хорошо оснащены компьютерной техникой и вполне могли бы направлять средства, которые еще выделяются на информатизацию школ, на приобретение электронных учебников. К тому же, как я уже сказал, многие школы участвуют в различных конкурсах, где предусмотрены денежные гранты. Их тоже можно было бы направить на приобретение электронных учебников. Могут также быть использованы родительские и спонсорские средства. – Разрешается ли ученикам уже сегодня самостоятельно приобретать электронные учебники и заниматься по ним? – Если родители желают приобрести своим детям электронные учебники индивидуально, в школах это не могут запретить. В конце концов они могут заниматься по электронным учебникам дома. Только здесь я бы предостерег родителей от покупки или скачивания пиратских версий учебников, которые широко распространены в интернете. Как правило, это материал очень низкого качества или просто сканированные бумажные варианты. Скачивать лучше с надежных сайтов. – Как это можно сделать? Мне не раз приходилось слышать жалобы от учеников и их родителей на то, что скачать учебник в интернете практически невозможно. Доступ к материалам некоторых образовательных сайтов вообще закрыт, а те порталы, где можно скачать, предлагают учебники по достаточно высокой цене. – Электронные учебники действительно не дешевы, впрочем, так же как и бумажные – от 300 до 600 рублей. Интерактивные учебники нового поколения можно приобрести на сайте издательства «Бином» (они партнеры КРИРО) по адресу http://binom.cm.ru/. Там же можно посмотреть и демоверсии этих учебников. В декабре минувшего года в издательстве «Бином» вышел двенадцатый номер газеты «Лаборатория знаний», который посвящен интернет-магазину электронных УМК «Школа Бином». Газету можно посмотреть или скачать по адресу http://gazeta.lbz.ru/2013/12/12nomer.pdf. Издательство «Бином» совместно с компанией «Кирилл и Мефодий» с сентября 2013 года открыли интернет-магазин электронных УМК «Школа Бином» по математике, информатике, физике, химии (биология – с января 2014 года) для 5-9 классов основной школы на основе учебников издательства, входящих в федеральный перечень. Это действительно интерактивные учебники нового поколения и высокого качества. Кроме того, можно использовать электронные образовательные ресурсы, расположенные на сайтах Федерального центра информационных образовательных ресурсов (fcior.edu.ru) и «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (school-collection.edu.ru). На них можно найти много дополнительного материала к урокам по всем предметам школьного цикла с 1 по 11 класс. Все ресурсы этих порталов предназначены исключительно для некоммерческого использования. Беседовала Галина ГАЕВА. Фото Дмитрия напалкова. В целом результаты эксперимента были признаны положительными. Конечно, главный плюс электронных учебников – это их вес. Учитывая, сколько учебников ежедневно приходится таскать сегодня школьникам в своих рюкзаках, это достоинство безусловно перевешивает выявленные недостатки. Плюсы и минусы перехода на электронные учебники активно обсуждаются как педагогами, так и родителями. В социальной сети «ВКонтакте» создана группа «Цифровое слово. Дешевый учебник. Легкий рюкзак», где родители высказывают свои мнения по этой теме. По подсчетам организаторов группы, из 77 проголосовавших родителей всего 9% высказались за бумажные учебники. 50% признали, что печатные учебники с каждым годом дорожают. 35% считают, что школьные рюкзаки их детей слишком тяжелы. Большинство родителей хотели бы приобрести своему ребенку гаджет для занятий в школе, но не раньше чем ребенок перейдет в пятый класс. Они объясняют это тем, что «дети дерутся, пакостят друг другу, бросают портфели на снег, если под это попадет дорогой гаджет, будет очень обидно». Еще одним весомым аргументом «против» является опасение, что к электронному устройству будет повышенное внимание одноклассников: «Не украдут, так затискают либо уронят». К тому же, по мнению родителей, отобрать у младшеклассника гаджет могут и на улице. Беспокоит их и то, что электронное устройство плохо повлияет на зрение детей, которые и без того много времени проводят у компьютера. В то же время основная масса родителей на форумах в интернете согласна с тем, что в средних и старших классах электронные учебники – достойная альтернатива печатным. |