Общество |
26 сентября 2013 года |
Ярмарки краски и запахи/ На Стефановской продегустировали и оценили урожай года
В дождливую, ненастную субботу, 21 сентября, в Сыктывкаре уже в 16-й раз прошла ярмарка «Урожай-2013». Открыться ярмарка должна была в десять часов утра, но палатки на Стефановской площади появились еще спозаранку. А первые покупатели пришли около девяти утра, посчитав, что самое лучшее достается тем, кто поторопится... Уха для начала Запахи ярмарки слышны были еще на подходах к площади. И если тех, кто пришел сюда с северной стороны, окатывало дымом вперемешку с ароматами жарящихся шашлыков, то южная сторона площади благоухала ухой. Причем не абы какой, а стерляжьей, приготовленной сотрудниками рыбоперерабатывающего предприятия «Путина». Министр сельского хозяйства и продовольствия Сергей Чечеткин, открывая ярмарку, сообщил, что на сей раз на нее прибыло 110 участников из 11 муниципалитетов Коми, не считая гостей из-за пределов региона. Проголосовать за понравившийся продукт сыктывкарцам и гостям города можно было, взяв с прилавка того или иного производителя листочек со списком представленных на конкурс вкусностей и поставив галочку в нужной графе. Затем «бюллетени» опускались в стоящие тут же урны для голосования. Дегустация проходила, конечно же, под лозунгом «Выбирай наше!». Министр в первую очередь попросил налить ему тарелочку той самой ухи. То ли оттого, что ее аромат и ему покоя не давал, то ли потому, что палатка «Путины» стояла в самом начале ряда конкурсантов. – Идите сюда, – призывно махал министр членам комиссии пластиковыми ложками. – Попробуйте, вкусно так! На его призывы откликнулись сотрудники Министерства экономического развития РК, с удовольствием похлебавшие ушицы из одной тарелки с Сергеем Чечеткиным. – Вот так у нас: минсельхоз кормит минэконом! – тут же с удовлетворением заметил Сергей Лукич. Нанеся визит всем двадцати трем участникам конкурса, министр превратился в обычного покупателя. – А как же еще? На ярмарку прийти и ничего не приобрести? Мяса куплю обязательно, домашние заказали рыбки обязательно принести. Ну и масла, конечно, усть-цилемского. Не потому что я сам устьцилем, просто вкус у него совершенно особенный, – серьезно обосновал планы на ярмарочный шопинг С.Чечеткин. Рекламный букет Конкурс на лучшее оформление торгового места в этом году не проводился, поэтому выглядели прилавки участников ярмарки не столь ярко, как раньше. Впрочем, некоторые все же подошли к делу с креативом, рассудив, что привлечь внимание покупателя – уже половина успеха. Кооператив «Пожег», к примеру, соорудил вывеску из разноцветных лоскутков. Крестьянское хозяйство «Мичаин» из села Додзь Корткеросского района установило у своего прилавка внушительный букет из укропа со стеблями в человеческий рост. Всем покупателям здесь дарили по стеблю этой приправы. Торговля шла вполне неплохо, и букет вскоре заметно похудел. Другие участники воздействовали на покупателя печатным словом. «Комирыба» вывесила плакат с сообщением, что «Хорошая рыба вся вкусна – что с головы, что с хвоста», баннер краснозатонского ООО «Северный деликатес» уверял, что покупателя здесь «стремятся покорить только натуральной и безопасной продукцией». И ведь не возразишь ничего: странно было бы, если бы клиента очаровывали продуктами с душком. Наталья и Владимир Швед из корткеросского села Вомын на машину, груженную картофелем и морковью, повесили красочный плакат, извещающий, что их овощи выращены на навозе, поэтому являются экологически чистыми продуктами. – Спрашивают часто, какие удобрения мы используем, вот мы и решили сразу всех предупредить, – пояснила Наталья Швед. – Иначе люди видят, что картофель красивый, но боятся брать, думают, что в нем химия всякая… А у нас полный круговорот в хозяйстве. Выращиваем еще коров, молодняк на мясо. Навоз от них – на поле. А мелкие овощи, отходы – на корм. Урожай картошки у нас в этом году, жаловаться не будем, неплохой. Сладкая конкуренция Другие предприниматели о рекламе своей продукции не заботились вовсе, уповая на уже имеющуюся хорошую репутацию. Индивидуальный предприниматель Светлана Батареева на ярмарке в отдельной палатке представила на дегустацию готовую к употреблению мясную продукцию. А поодаль, в другом ряду, где роль вывески играл всего лишь кусок картона с размашистой надписью от руки «ИП Батареева», шла бойкая торговля свежим мясом, так что у продавцов и минуты свободной не было, – вот он, народный выбор! Самым грустным участником ярмарки на сей раз был удорский предприниматель Александр Клоков, известный производством безалкогольных и спиртных напитков на основе березового сока. На напитки торговой марки «Митрофаныч» покупатели еще находились, а вот консервированных миног, которых Клоков рекламирует как деликатесную закуску, никто брать не хотел. В лучшем случае интересовались, что же это за зверь такой. – В Питер надо их везти, там понимают, что это такое, сразу бы расхватали. Там их по 700 рублей за сто граммов берут. А у нас не понимают… – печалился «Митрофаныч». – И вообще, со мной тут норвеги списались, интересуются. Вот сманят меня из Коми, уеду, потом будете мою продукцию сюда завозить! В медовых рядах конкуренцию нашим производителям, как обычно, составляли пчеловоды из-за пределов региона. Меда явно было больше, чем смогли бы купить гости ярмарки. – Плохо берут пока, слишком большая конкуренция. Но я только второй раз свой мед на ярмарке продаю, обычно ко мне домой за ним приезжают, – рассказала Маргарита Ветошева из сыктывдинского села Мордино. Торговать медом ей помогали внуки Алиса и Матвей. – Пасека у меня только четвертый год, я пчел не ради бизнеса заводила, а для себя, для души. Я до этого и не знала, что в Коми можно пчел держать, прочитала в газете, удивилась, загорелась… Сначала литуратуру читала, потом с другими пчеловодами познакомилась, на практике побывала в одном хозяйстве. Потом завела три пчелиных семьи, а сейчас у меня их уже десять. Возможно, в этом году впервые прибыль получу, за три года моя пасека еще не окупилась, дело это затратное, инвентарь дорогой. Острая конкуренция между местными и приезжими торговцами наблюдалась и в рядах, где продавали различную рассаду, семена. Впрочем, перед закрытием дачного сезона, когда еще можно успеть посадить под зиму на участке кусты и цветы, здешний товар спросом пользовался, и покупателей хватало всем. К сожалению, неплохо шла торговля и у аферистов, торговавших луковицами несуществующих в природе сортов лилий. Граждане эти в последние годы – постоянные участники всех сыктывкарских ярмарок, и гнать бы их пора из торговых рядов взашей, но, видимо, законного основания не находится... Выбор экспертов и народа К двум часам дня часть палаток уже убрали, счастливчики, чей товар особенно пришелся по душе покупателям, засобирались домой. И настало время объявлять победителей конкурса участников. В номинации «Выбор покупателя» большинство народных голосов собрали ООО «Корткеросский молочный завод», ООО «Племхоз «Ухта-97», ООО «Цилемское», СПК «Заря», СПК «Помоздино», ООО «Южное» (подноминация «Молоко и молокопродукты»), ГУФСИН Минюста России по РК и ИП «Батареева С.В.» («Колбасные изделия и деликатесы»), ИП «Кретов А.А.» и СПССК «Печора» («Рыбопродукты»), ООО «Сыктывкархлеб» («Хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия»), ООО «Продторгком» («Картофель и овощи»). У конкурсной комиссии оказались свои фавориты. В номинации «Гордость Республики Коми» лучшими стали ОАО «Птицефабрика Зеленецкая» и ООО «Племхоз «Ухта-97». ООО «Сыктывкархлеб», ООО «Молочный завод «Сыктывкарский», ООО «Центр делового сотрудничества» победили в номинации «Продукт здорового питания». В номинации «За активное продвижение продукции» отличились СППССК «Комирыба», ООО «Продторгком», К(Ф)Х «Кирьянова Т.В.». Активными участниками ярмарки признали К(Ф)Х «Дутова О.В.», К(Ф)Х «Алиев Ш.И.», К(Ф)Х «Федоров А.В.». В номинации «Лидер в закупке продукции от населения» победило ПО «Спаспорубское», а в номинации «Юный участник» – ГОУ «Детский дом-школа им. А.А.Католикова». Анна ПОТЕХИНА. Фото автора и Дмитрия НАПАЛКОВА. |