Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Культура
26 сентября 2013 года

Начальная экскурсия по "Российскому Северу"

/ Традиционную межрегиональную выставку впервые за тридцать с лишним лет приняла столица Коми

В минувший четверг в республике стартовал масштабный культурный проект: XI Межрегиональная художественная выставка «Российский Север». Главной действующей площадкой проекта стала Национальная галерея РК, все залы которой были отданы под экспозицию. Еще несколько выставочных залов Сыктывкара стали своего рода филиалами галереи. Как неоднократно было отмечено на открытии выставки, она обещает стать главным культурным событием нынешней осенью не только республики, но и всего Северо-Западного региона страны.

Через сито выставкомов

Подобным межрегиональным выставкам без малого пятьдесят лет. В первый раз зональная выставка «Советский Север» прошла в 1964 году в Архангельске. Как мы уже писали, художники из Коми предстали на ней «могучей кучкой». В 1979 году зональную выставку «Советский Север» принимал Сыктывкар, на ней экспонировалось рекордное количество работ наших художников – 340 произведений. Нынешний выставком из числа художников республики в целом, считая скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства и иконописи, прошли 67 человек, в экспозиции попали порядка 200 произведений. Всего же из отсмотренных выставкомом более чем трех тысяч работ к выставке было отобрано 1600 произведений.

Первыми по времени открытия экспозиционными площадками стали Серебряный и Зефирный залы Центра культурных инициатив «Юг?р», где разместили порядка 50 произведений – графику, керамику, акварель. Особый шарм открытию придало выступление ансамбля русской народной песни «Северная околица». Вообще открытие, да и сама экспозиция в «Юг?ре» были поданы со вкусом.

– Это прекрасные залы, где чувствуется пристальное, внимательное отношение к эстетике самой экспозиции. Здесь можно принимать пусть и небольшие выставки, но на самом высоком уровне, – отметил председатель Союза художников России Андрей Ковальчук. В процессе открытия председатель российского СХ вручил министру культуры РК Артуру Рудольфу золотую медаль Союза художников РФ имени Александра Иванова.

Двумя часами позже экспозицию «Российского Севера» представил Национальный музей РК. В его стенах, помимо живописи, сосредоточились изделия мастеров декоративно-прикладного искусства. В числе узнаваемых – лоскутный пейзаж «Зимний день» народного мастера России Валерии Ивановой из Выльгорта Сыктывдинского района, тканые, на сей раз исполненные в непривычном черно-белом варианте дорожки мастера Тамары Гилевой из села Пажга Сыктывдинского района. Высокого поэтического слога заслуживают работы мастериц из Вологды: тонкое сцепное кружево и коллекция одежды «Девичник», украшенной жемчугом, а также «Хлебная скатерть», изготовленная в технике ручной набойки умелицей из Архангельска. Как привет из прошлого смотрятся в экспозиции замечательные, по-детски теплые деревянные кони и коники мастера Безобразова А.О. из Череповца. Оригинальное решение продемонстрировала мастер по ткачеству из Архангельска Анна Бендарчик, выткав на двухремизном ткацком станке огромный фрагмент узора браного полотенца.

На замену Пскову

Зрелищно прошло открытие и в Национальной галерее. Глава республики Вячеслав Гайзер отметил, что выставка – это подарок для всей республики сразу к двум юбилеям нынешнего года. В январе 70-летие отметило Коми региональное отделение Союза художников России. До конца года разменяет восьмой десяток и Национальная галерея РК, которая, кстати сказать, встретила выставку в обновленных после ремонта залах.

В свою очередь, поблагодарив главу региона за организацию масштабного проекта, Андрей Ковальчук вручил ему золотую медаль имени Александра Иванова. Кстати сказать, выставка в Коми, что было озвучено неоднократно, была подготовлена в рекордно короткие сроки. Изначально «Российский Север» планировали проводить в Пскове, но руководство области, поначалу согласившись, два года назад отказалось от проекта.

Во время открытия также были объявлены лауреаты выставки «Российский Север» в шести номинациях: «Живопись», «Про­из­ведение графики», «Скульп­тура», «Храмовое искусство», «Про­из­ведение декоративно-прик­лад­но­го искусства», «Народное искусство». В каждой номинации называлось до десяти фамилий художников.

Необычную символическую лен­точку для перерезания придумали устроители выставки от галереи: берестяной пояс-оберег, разделенный на фрагменты. Все регионы-участники получили по оберегу с надписью «Российский Север».

Что и говорить, по галерее можно ходить часами, но еще лучше – прийти сюда не единожды. У жителей республики, по большей части, конечно, у сыктывкарцев, появилась уникальная возможность увидеть практически все, что происходит сегодня в изобразительном искусстве России. Во всяком случае, в ее северных регионах, куда, между прочим, входит и Мекка художников – Санкт-Петербург.

Из уст председателя

Вопросов к председателю российского Союза художников Андрею Ковальчуку у журналистов было немало. По какому принципу идет отбор работ на выставку, на что опирается профессиональное жюри? Нужны ли вообще сегодня творческие союзы? И нет ли у российского Союза художников идеи, как помочь в продвижении на рынок произведений авторов из провинции, которым, чего скрывать, нередко приходится попросту выживать от пенсии до пенсии? Ответы Андрея Ковальчука показались нам достаточно интересными, поэтому приводим их полностью.

– По поводу отбора. Когда профессионал смотрит на работу, его нельзя обмануть, увести в сторону, он почувствует, увидит – произведение это или фальшивка. Можно в любой работе сказать о многом, для профессионала важны такие критерии, как духовность, композиция, идея, философия. Но прежде, подчеркиваю, это должны быть высокохудожественные, высокопрофессиональные вещи. Может ли пройти самородок? Думаю, нет, хотя в изобразительном искусстве встречались и Нико Пиросмани, и Павел Леонов, но такие самородки не рождаются каждый год.

Что касается творческих союзов. Формулировка «долой союзы» была придумана в начале 1990-х, тогда многое, что было порождением СССР, критиковалось, в том числе и творческие союзы. На разных уровнях, в том числе и у руководства государства, возникали мысли, что при расцвете демократии и либерализма настанет состояние, в котором возникнет арт-рынок. Художники начнут работать с коллекционерами, будут получать гранты в России и за рубежом. Одним словом, наступит хорошая обстановка для свободы творчества.

Но все пошло не так. Свобода, которая была дана всем, не привнесла каких-то ярких произведений. И сегодня, по прошествии 20 лет, мы вспоминаем лучшие образцы советского искусства, в том числе и изобразительного. И к этой ситуации надо относиться спокойнее и честнее. Союз художников России – это более десяти тысяч художников-профессионалов, работающих во всех уголках страны. Это порядка ста отделений, с которыми у нас налажены партнерские отношения, это совместная деятельность по развитию изобразительного искусства с региональными министерствами культуры.

 Да, не все так гладко, но основные вопросы, как с теми же мастерскими, все же решаются. В регионах созданы разные условия пользования мастерскими. Где-то художники имеют мастерские безвозмездно, где-то арендуют на льготной основе. Не думаю, что это будет вечно, но не будет мастерских – мы можем понести большие утраты. Нельзя рассуждать, как некоторые: если ты талантливый – имеешь право на мастерскую, а менее успешным мастерская не нужна. Художники существуют в среде, и эту среду нужно создавать.

Еще такой момент. Сегодня в России не существует арт-рынка, но есть современные галереи, которые развиваются в русле актуального творчества, которое в нашем союзе не приветствуется, но и не отторгается. Произошел «водораздел». Мы представляем профессионалов, получивших образование в нашей стране, а есть часть творческой интеллигенции, которая находится в своем русле. Особенно это прогрессирует в Москве, где непрофессиональные по большей части творцы, которые называют себя художниками, активно выставляются в таких галереях, как «Гараж» или «Винзавод». Тем не менее я считаю, что сегодня должно развиваться все, во всем должен быть паритет, чтобы не произошло перекоса, как это случилось в 1990-х. В этой ситуации союз не просто нужен, он необходим: министерство культуры просто физически не в состоянии решить все вопросы изобразительного искусства в целом, которые сегодня стоят перед ним.

Что касается материального положения художников – это действительно огромная проблема и наша головная боль. Мы не выполняем одну из главных задач – реализовать труд художника. Но эта тема будет подниматься на очередном Всероссийском съезде художников. Мы думаем о создании единого салона, где художники регионов могли бы предлагать свою продукцию. Правда, для этого нужен серьезный капитал, не решена еще и масса вопросов.

Тему нереализованности подхватил министр культуры РК Артур Рудольф, который предложил возродить практику государственного заказа под конкретные городские или республиканские объекты. Например, для оформления детской республиканской больницы заказать художникам картины по мотивам сказок, а для Финно-угорского этнокультурного парка – на сюжеты коми легенд. Вспомнил министр и об открывающемся санатории в Серегово, который можно было украсить пленэрными пейзажами заветных уголков республики.

Присутствовавшая на встрече представитель федерального министерства культуры Анна Новикова внесла коррективы в пламенную речь министра, сообщив, что государственные закупки сегодня направлены сугубо на пополнение фондов музеев.

Незабываемый Непомнящий

Известный художник из Великого Новгорода, один из лидеров российской графики Борис Непомнящий стал, пожалуй, самой знаковой фигурой выставки. В послужном списке народного художника России более ста областных, региональных и всероссийских выставок. Произведения мастера находятся в Третьяковской галерее, в художественных музеях Великого Новгорода, Чувашии, Удмуртии, Плеса, Новосибирска, Пензы, Старой Руссы, в частных коллекциях Швеции, Норвегии, Италии.

В творческом багаже мастера сотни произведений, созданных в разных жанрах: экслибрис, книжная иллюстрации, «ню», портрет. Несколько лет Борис Львович создавал цикл иллюстраций к роману «Записки из мертвого дома» Ф.Достоевского, который и представлен сегодня в рамках экспозиции. Рассматривать эти работы можно бесконечно, тем не менее, как признался автор иллюстраций в одном из интервью, он никогда не пытался «звучать дуэтом» с Достоевским, а лишь следовал за сюжетом. Иллюстрации – это абсолютно его личное прочтение классика. Кстати, сегодня художник работает над проектом музея, который будет создан по роману «Братья Карамазовы» в Старой Руссе.

Несмотря на тотальную известность, Борис Львович, как настоящий российский интеллигент, прост в общении, раскрепощен. Добавьте к этому доброжелательность и остроумие. В беседе с нашим корреспондентом Борис Львович признался, что весьма сочувствует художникам провинции, в которой отсутствует среда для «размножения» истинных ценителей – заказчиков искусства.

Еще до приезда Непомнящего в Сыктывкар было известно, что он выбран в факелоносцы зимней Олимпиады в Сочи. Факел, как рассказал нам Борис Львович, он будет нести на протяжении 200 метров по территории архитектурного памятника Рюриково Городище в Великом Новгороде. О своей миссии художник узнал от телевизионщиков. Вот уже несколько месяцев, смеется график, он делает по утрам зарядку и переживает – оставят ли ему фирменный костюмчик и кроссовки, которые делаются под заказ для первого в истории Олимпийских игр художника-факелоносца.

Техники и стили

На Всероссийской научно-практической конференции, посвященной художественной жизни и перспективам Северо-Запада России, старший научный сотрудник Государственного Русского музея Сергей Левандовский отметил, что экспозиция «Российский Север» – это не только проявление позиции и отображение мира глазами художника. Это еще и огромное разнообразие технических и стилистических возможностей: каждый творец находит в мировом художественном наследии свои точки опоры.

Действительно, экспозиционеры будто специально «столкнули» абсолютно разные и, мало того, будто соперничающие друг с другом приемы и техники.

Размашистый, «облачный», как его называют искусствоведы, легкий почерк вологодского художника Михаила Копьева в поэтичной картине «Вдохновение. Пушкин», например, соседствует с филигранным, будто вытканным, плотным мазком представителя «репинской» школы – художника из Кирова Татьяны Тимкиной. Щемящую нежность вызывает дымчатый мир произведений псковского художника Игоря Макеева. «Мои работы – это понятая по-новому, через средства эпохи постмодернизма, классика. Сегодня трудно представить, чтобы кто-то работал, скажем, в стиле кубизма или каком другом стиле предыдущей эпохи модернизма. Художники лишь используют те или иные средства разных стилей», – сказал в одном из интервью о своих произведениях известный архангельский график, книжный иллюстратор Дмитрий Трубин, продемонстрировав свой постулат «кубическими» полотнами «Человек с контрабасом» и «Армрестлинг».

Мир глазами художника. Каков он? Об этом можно говорить бесконечно. Об ощущении послевкусия, космического одиночества, как это читается в полотнах художницы из Сыктывкара Ирины Базаровой «Встреча Яблочного Спаса», или о неустойчивости бытия, как на холсте кировчанина Е.Кузнецова «Корабль пустыни»... Каждый может найти здесь «своего» художника, который, возможно, откроет ему этот мир заново. Так что идите и смотрите.

Марина ЩЕРБИНИНА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 158 (5035)
26 сентября 2013 года
четверг

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»