Из первых уст |
26 сентября 2013 года |
Антонина Калачева: "Люди не должны уходить от нас с тяжелым сердцем"
На этой неделе ГБУ РК «Региональный центр развития социальных технологий», которое жителям республики больше известно как центр помощи семье и детям, отметило свое 15-летие. Уникальное в своем роде учреждение пару лет назад сменило вывеску, поскольку давно уже вышло за рамки, очерченные прежним названием, – региональный центр занимается всем, что подходит под определение «социальная сфера». Организует всевозможные тренинги, обучение молодых специалистов, крупные республиканские мероприятия, а также аккумулирует в своих стенах передовые социальные технологии и разрабатывает собственные. И все же основным направлением своей деятельности сотрудники центра по-прежнему считают работу именно с семьей, право на которую, по глубокому убеждению руководителя центра Антонины Калачевой, имеет любой ребенок, независимо от того, по каким причинам он ее лишился... – С потенциальными родителями, которые хотят принять ребенка в свою семью, в последние годы мы стали проводить большую работу, – говорит Антонина Федоровна. – Необязательно это бездетные пары. Есть такие супруги, которые уже воспитывают своих детей, но у них, скажем, только мальчики, а хотели бы взять на воспитание и девочку. Или просто хотят помочь детям и иметь большую семью. Но будущие родители приемного малыша не всегда могут оценить свои возможности и предполагаемые риски. Для этого у нас и работает школа приемных родителей. Раньше никакого обучения приемных родителей не проводилось. Давалось только заключение психолога – и все. Поэтому были частые возвраты детей в социальные учреждения, поскольку родители, взявшие ребенка на воспитание, не справлялись со своими новыми задачами. И вот это вторичное сиротство для малыша – самое страшное, потому что от него, только получившего надежду на полноценную семью, снова отказались мама с папой. Чтобы этого не происходило, в России стали проводить такие курсы. Когда все только начиналось, наши специалисты ездили на учебу в Тюмень, где давно практикуется обучение будущих приемных родителей. И затем уже наши педагоги-психологи передавали опыт своим республиканским коллегам. На нашей базе мы обучаем родителей со всей республики. Почему? На местах обучение проводится в основном в вечернее время, люди приходят после работы уставшими, голова занята другими проблемами-вопросами. И такое обучение растягивается на два месяца. У нас же занятия в тренинговой форме проводятся с утра до вечера в течение пяти дней. Легче на неделю взять отпуск и полностью погрузиться в проблему, чем месяцами ходить на занятия. В программу обучения входят изучение особенностей ребенка любого возраста, медицинские вопросы, детские болезни, психологические проблемы и многое другое. Конечно, пройдя эту школу, родители многое осознают, становятся более подготовленными в вопросах воспитания детей, но проблемы так или иначе все равно возникают. Поэтому в каждом районе созданы не только школы, но и службы сопровождения замещающих семей, куда в случае необходимости могут обратиться приемные родители. Ежегодно мы проводим по два семинара с нашими специалистами на базе центра, а также выездные обучающие семинары в учреждениях республики. Обращаем внимание специалистов на то, как предотвратить конфликты в семье, как сплотить семью, организовать совместный досуг. В районах организуем встречи непосредственно с замещающими родителями. – Но ведь изначально проблемы, согласитесь, возникают именно в родных семьях, из-за чего дети могут потом лишиться родителей. Какая-то работа проводится в этом направлении? – Чтобы сохранить родную семью, зачастую благополучную внешне, но уже имеющую серьезные проблемы, в нашем центре и на местах реализуется программа «Невероятные годы», которая появилась в Скандинавских странах и имела там большой успех. На этих занятиях родители вместе со специалистами рассматривают проблемы дезадаптации ребенка в обществе, им подсказывают, как себя вести, когда у ребенка случаются какие-то поведенческие отклонения, как себя – именно себя, а не дочку или сына – исправить в какой-то ситуации. Ведь если бы родители грамотно вели себя в том или ином случае, многих проблем у детей удалось бы избежать. Причем эта программа совершенно бесплатная. Она проводится в течение трех месяцев. К нам регулярно для консультаций приезжает мурманский тренер, чтобы, отсмотрев видеоматериалы занятий, дать советы для дальнейшей работы. У нас уже прошли обучение 57 семей. Теперь они советуют эти тренинги своим друзьям и знакомым. Сейчас появилась очередь из родителей, которые хотят пройти это обучение. Кстати, даже руководитель Агентства Коми по социальному развитию Илья Семяшкин и его супруга посещали эти занятия. Родители в один голос говорят, что кардинально меняется отношение к детям, и семья становится намного дружнее. «Невероятные годы» рассчитаны на родителей, которые имеют детей дошкольного возраста, но в учреждениях республики реализуется и еще программа «АРТ», направленная на работу с подростками. А с этого года у нас появилась еще одна семейная программа. Называется она «Территория любви» и нацелена на супружеские пары, воспитывающие детей-инвалидов или детей с поведенческими отклонениями. Не секрет, что у многих родителей из-за сложностей с детьми со временем начинается разлад в супружеских отношениях. Семья оказывается на пороге развода. И вот с такими супругами будут работать наши специалисты в рамках бесплатной программы «Территория любви». Сейчас мы как раз набираем группы… – А как родители узнают о ваших программах? И легко ли к вам попасть, учитывая, что они бесплатные? – С 1999 года на базе нашего центра работает школа раннего развития. Например, в этом году мы набрали 20 групп – почти 400 детей! Это больше, чем начальная школа в каком-либо из образовательных учреждений. И родители уже настолько хорошо знают наших специалистов, что любое наше начинание легко подхватывают и передают друг другу по сарафанному радио. Мы даже рекламу почти не проводим. Как к нам попасть? Просто позвоните по телефону и запишитесь на прием. Кроме того, у нас можно получить консультации психолога и юриста. Для льготных категорий граждан консультации бесплатные, для всех остальных оплата будет чисто символическая. – Кстати, а что включает в себя школа раннего развития? – Это занятия для детей дошкольного возраста, начиная с трех лет. Школа раннего развития включают в себя чтение, математику, ознакомление с окружающим миром, театральную студию, музыку, ритмику и занятия с психологом. В день идет по четыре урока, занятия проводятся в выходные дни в две смены по три часа. Дети, как в обычной школе, сидят на уроке, а на перемене играют с воспитателем и пьют чай с булочками. Родители уверяют, что потом в начальной школе не знают проблем с адаптацией ребенка, настолько у детей сформированы учебные навыки. Я, как бывший учитель начальных классов, хорошо знаю, что, когда первоклашкам говоришь: «Дети, открываем тетради», они открывают их где угодно, на любой странице. Точно так же и пишут – где попало, хоть на парте. А у наших воспитанников все навыки уже сформированы. Кроме того, у детей развиваются разные способности. Мы проводим открытые уроки по чтению и математике, чтобы родители знали, чего достигли их дети, а на праздниках устраиваем концерты и показываем свои творческие достижения. – Насколько я знаю, ваших психологов привлекают для работы с детьми, пострадавшими в школах от насилия, и даже полицейские не обходятся без вашей помощи… – Да, нам довольно часто приходится выезжать на места. Например, в одном из районов в школе недавно выявили сексуальное насилие над мальчиками как со стороны сверстников, так и со стороны взрослых. Пришлось решать эту проблему, говорить с учителями, родителями, проводить тренинги, как распознать возникшую у ребенка проблему. Подростки очень неохотно раскрываются, делятся переживаниями. К нам поступает много заявок из школ, но мы физически не успеваем выезжать во все учебные учреждения. К тому же в случаях насилия над детьми за помощью к нашим психологам обращаются и представители МВД. Кроме того, мы собираем всю базу данных о специалистах социальной сферы. Фиксируем, кто и когда у нас обучался и по какой тематике, какому учреждению необходим тот или иной специалист. И уже в зависимости от этого планируем свои семинары и курсы. Если проблема является актуальной для большого количества специалистов, мы проводим обучение на нашей базе. Если тема интересна специалистам одного учреждения – выезжаем в район. Недавно мы стали проводить дистанционные обучения. Но есть одна проблема: специалисты, которых мы только всему обучили, нередко увольняются. И опять возникает дефицит квалифицированных кадров. Поэтому обучение у нас непрерывное. – Когда и как вы успеваете все охватить? – В нашем центре работают люди творческие, преданные своей работе. Это специалисты с большой буквы, которые держат статус нашего учреждения на высоком уровне. – В новом названии вашего центра есть такое понятие, как «социальные технологии». Это потому, что теперь так модно и по-современному звучит? Или вы действительно их развиваете? – Мы не только их развиваем, но и создаем. Раньше мы полностью писали комплексные программы для наших социальных учреждений. Что это такое? Комплексная программа всегда направлена на разрешение какой-то одной проблемы с участием всех специалистов учреждения. Теперь учреждения направляют нам свои программы, мы их рассматриваем, даем заключение, насколько правильно они составлены. Затем специалисты учреждений эту программу дорабатывают, принимают и работают по ней в течение года. Если какая-либо технология в рамках программы дает положительные результаты, мы внедряем ее в других учреждениях республики. Например, в Воркуте разработана и реализуется технология «Колыбелька»: с будущими молодыми мамами из группы риска проводятся занятия по приобретению навыков ухода за детьми, обучению пеленанию малышей, обустройству детской комнаты, рациональному распределению своего времени. Эти занятия позволяют подготовить их к материнству и провести своеобразную профилактику отказа от ребенка. А после родов они получают от учреждения в подарок детские принадлежности. Специалисты центра часто выезжают за пределы республики для участия в семинарах, конференциях, форумах, организуемых передовыми социальными учреждениями, высшими учебными заведениями и общественными организациями. Все самое интересное мы стараемся внедрить и в учреждениях республики. Скажем, в нашем центре на тех же курсах для родителей используется технология «Детство без слез». Родители заходят в небольшую кабинку, где расклеены фотографии с плачущими и смеющимися детьми. Взрослым в этой кабинке демонстрируют видеофильм, в котором ребенок рассказывает родителям, что его обижает, какие эмоции он испытывает, когда взрослые на него кричат и обзывают. При этом крики взрослых озвучивают известные актеры. Родители обычно выходят из этой кабинки со слезами на глазах и просят прощения у своих детей. После просмотра этого видеофильма мамы и папы укрепляются в желании изменить свои отношения с детьми. Психологи тут же прорабатывают со взрослыми все моменты, потому что возникшее напряжение нужно снять, а мысли направить в нужное русло. Не должен человек уходить от нас с тяжелым сердцем... Беседовала Ольга КЕРМАС. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. В нашем центре используется технология «Детство без слез». Родители заходят в небольшую кабинку, где им демонстрируют видеофильм, в котором ребенок рассказывает родителям, что его обижает, какие эмоции он испытывает, когда взрослые на него кричат и обзывают. При этом крики взрослых озвучивают известные актеры. Родители обычно выходят из этой кабинки со слезами на глазах и просят прощения у своих детей. |