Общество |
31 мая 2013 года |
Штрафстоянки приносят убытки в сельских районах республики
Принятый в июне прошлого года республиканский Закон «О порядке перемещения задержанных транспортных средств на специализированную стоянку, их хранения, оплаты расходов на перемещение и хранение, а также возврата задержанных транспортных средств со специализированной стоянки на территории РК» до сих пор не заработал в полной мере. Кое-где штрафстоянки так и не появились, а там, где они созданы, этот бизнес подчас приносит сплошные убытки. Концы с концами не сходятся За примером нам пришлось съездить в Усть-Куломский район, где созданием автостоянки занялся представитель малого бизнеса. Однако фактически бизнесом назвать это язык не поворачивается. Владелец специализированной стоянки и эвакуатора Анатолий Кирушев сетует, что не может свести концы с концами, даже несмотря на относительно приличные тарифы за транспортировку и хранение проштрафившегося транспорта. Видимо, виновата в этом сельская специ- фика. – Судите сами, – говорит он. – С начала февраля, когда была создана штрафная стоянка, и по сей день на нее было помещено всего 39 единиц техники, из которых 30 возвращены владельцам, а все остальное хозяева отказались забирать. Денег на оплату штрафов и услуг стоянки и эвакуатора у них нет. А кому-то незарегистрированный разбитый транспорт попросту не нужен. Получается, что ожидания предпринимателя не оправдались. Ведь чтобы стоянка себя окупала, необходимо каждый месяц эвакуировать сюда не меньше 30 машин при условии, что их выкупят. Ежемесячные расходы предприятия с учетом зарплаты работникам составляют 100 тысяч, тогда как максимальная выручка за все это время достигала только 45 тысяч рублей. Таким образом, убытки составляли от 20 до 50 тысяч рублей в месяц. А в год эта цифра может дойти до полумиллиона. Поэтому, если в ближайшее время не будет принято решение о субсидировании на муниципальном или региональном уровне, Анатолий Кирушев намерен автостоянку закрыть. Об этом он прямо заявил и спикеру Госсовета РК Игорю Ковзелю, посетившему Усть-Кулом на прошлой неделе с рабочим визитом, и главе администрации Дмитрию Шатохину. В ответ руководитель сельского муниципалитета попросил предпринимателя потерпеть еще месяц. – Закрывать штрафную стоянку мы не имеем права, иначе нарушим закон. Поэтому рано или поздно встанет вопрос, за счет чего возмещать убытки. За счет муниципалитета, увеличения нагрузки ГИБДД или республиканских дотаций? Главная задача стоянок была – снизить количество ДТП, а не просто создать новый карательный орган. Прошло полгода, и сейчас нужно проанализировать, снизилось ли количество происшествий на дорогах и количество людей, которые садятся за руль нетрезвыми. И потом делать выводы, – отметил Дмитрий Шатохин. По его словам, в других сельских муниципалитетах дела обстоят не лучше, так что проблема требует разрешения. В данном конкретном случае Игорь Ковзель, осмотрев убыточный объект, предложил на этой же площадке объединить несколько вариантов бизнеса и расширить количество услуг. Видимо, первоначальный расчет был слишком оптимистичным, реалии оказались иными. Значит, надо проанализировать ситуацию, проработать вопрос и уже с конкретными предложениями выходить на уровень республики, отметил спикер. Очевидные пробелы Между тем уже буквально через день после этой поездки вопрос о штрафстоянках был вынесен на президиум Госсовета РК, где проблему обсудили со всех сторон. Общую картину по автостоянкам постарался обрисовать руководитель Дорожного агентства Коми Эдуард Слабиков. Он сообщил, что сегодня в республике зарегистрировано 16 юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, занимающихся эвакуацией и хранением на штрафстоянках задержанных транспортных средств. В их распоряжении имеется 19 эвакуаторов, из них 5 – с гидроманипулятором, 14 – со сдвижной платформой. При этом в четырех муниципалитетах – Печорском, Интинском, Ижемском и Усть-Цилемском районах – штрафстоянки так до сих пор и не появились. В адрес районных администраций вынесены судебные решения, обязывающие к определенному сроку их организовать. Что касается уже заработавших муниципальных специализированных автостоянок, то их владельцы и невольные клиенты столкнулись с серьезными законодательными пробелами. К примеру, стоимость услуг эвакуатора с гидроманипулятором обходится в полтора-два раза дороже, чем эвакуатора со сдвижной платформой. Но поскольку условия их использования нигде не оговариваются, это может привести к злоупотреблениям со стороны исполнителя и нарушению прав и законных интересов потребителя. Поэтому руководитель дорагентства предложил законодательно прописать, что эвакуатор с гидроманипулятором может использоваться, только если рядом нет владельца автомобиля или его представителя и если невозможно погрузить транспортное средство на эвакуатор со сдвижной платформой. Еще один пробел касается случаев, когда транспортное средство перемещается на стоянку одним юридическим лицом, а его хранением занимается другое юрлицо. Помимо неудобств, это еще и дорого, ведь автовладельцам приходится платить сразу двум организациям. Чтобы исправить такую несправедливость, по мнению Эдуарда Слабикова, следует внести в республиканский закон поправку о том, что тем и другим видом работ должно будет заниматься одно юрлицо. Помимо прочего, сложности возникают и с кадрами. Оказывается, мало кто готов работать эвакуаторщиком: зарплата невысокая, а выслушивать ругань разъяренных и часто нетрезвых водителей приходится регулярно. В устрашение нарушителям Тем не менее штрафные стоянки доказали свою эффективность, о чем свидетельствуют данные республиканской автоинспекции. Как сообщил заместитель начальника Управления ГИБДД по РК Алексей Осташов, после принятия закона число аварий, совершенных водителями в состоянии алкогольного опьянения, снизилось на 10 процентов. – Если раньше задержанного нетрезвого водителя оставляли один на один с машиной и он мог спокойно продолжить движение, то теперь с этим проблема решена, – констатировал Алексей Осташов. – Это же касается и водителей, лишенных или не имеющих водительских прав. Так что положительный эффект налицо, и мы прогнозируем увеличение таких задержаний в связи с принятием закона, в соответствии с которым будут регистрироваться скутеры и мопеды. В то же время далеко не каждый задержанный автоинспекторами автомобиль препровождается на предназначенную для этих целей стоянку. Скажем, за время действия закона в Коми было задержано 24 тысячи транспортных средств, а на штрафстоянки попали лишь 2600. Автоинспекция связывает это как раз с нехваткой специализированных стоянок. Кроме того, оказалось, что почти 30 процентов выездов эвакуаторов по вызовам ГИБДД – холостые. Дело в том, что многие автовладельцы оформляют полис ОСАГО, позволяющий управлять машиной другому гражданину: на помощь пьяному водителю может прийти трезвый товарищ с водительским удостоверением. Задержанный вызывает друга по мобильнику, и тот вместо него садится за руль, «спасая» авто от эвакуации и штрафстоянки. Не отменить, а заменить Как бы то ни было, в городах этот бизнес вполне окупаем, не то что в сельских районах. Присутствовавший на заседании президиума Госсовета глава администрации Усть-Куломского района Дмитрий Шатохин на примере неудач владельца штрафстоянки в райцентре проанализировал причины убыточности такого вида бизнеса для сельских предпринимателей. Во-первых, очень проблематично утилизировать и продавать тот транспорт, который не подлежит выкупу. Для сельских жителей тарифы за эвакуацию и хранение их стареньких машин неподъемны, поэтому они предпочитают просто забыть про «арестованные» машины. Во-вторых, предприниматели жалуются на некоторых работников ГИБДД, что они не всегда, когда это нужно, вызывают эвакуаторы. – Не исключено, что через некоторое время работу этих индивидуальных предпринимателей придется передать МУПам, которые возьмут на себя эти убытки, – резюмировал Дмитрий Шатохин. – Тем самым появится очередная затратная статья в нашем бюджете, – подхватил спикер парламента Коми Игорь Ковзель. Чтобы предпринимателям не прогорать, спикер повторил свое предложение расширить сферу их услуг. Тот же эвакуатор может не только выезжать на вызовы ГИБДД, но и, например, перевозить аварийные автомобили. В процессе обсуждения зашел разговор и о тарифах, ведь от этого напрямую зависит прибыльность автостоянок. Руководитель Службы по тарифам Рустам Шаймарданов сообщил, что услуги эвакуатора в Коми – в среднем 2 тысячи 150 рублей – одни из самых дорогих среди соседних северных регионов. Игорь Ковзель тут же поинтересовался: – А каков тариф в Москве? Оказалось, 5 тысяч рублей. – Так давайте 5 и делать, – предложил спикер. – Чего стесняться, у нас цены в магазинах такие же, как в Москве. А иначе через год захлопнутся предприниматели со стоянками и будут за голову держаться. Уже в завершение обсуждения вице-спикер Вера Скоробогатова оптимистично заявила, что верит: этот закон когда-нибудь будет отменен за ненадобностью. И поинтересовалась: а может, на селе он уже и сейчас не нужен? Например, в Усть-Цилемском районе, где до сих пор нет штрафстоянки, живут непьющие староверы. Зачем там штрафстоянка? Возразивший депутату Алексей Осташов привел весомый аргумент: именно Усть-Цилемский район держит первое место по удельном весу преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. Неизбежный вывод из всего сказанного – республиканский закон о штрафных стоянках нуждается в совершенствовании. К такому же заключению пришли и наши законодатели. Как отмечено в итоговом документе, надо не только устранить выявленные пробелы, но и разработать альтернативные варианты тарифов, дифференцировав их на сельские и городские. Быть может, тогда штрафстоянки станут по-настоящему действенным инструментом против нарушителей дорожного движения и в то же время выгодным предприятием для тех, кто решил заняться этим видом бизнеса. Галина Бобракова. Фото Дениса Будрина. С 1 июня 2013 года в Москве начнут брать плату за эвакуацию автомобилей, припаркованных с нарушением ПДД, сообщает «Коммерсант». Суммарная стоимость перемещения авто, хранения на штрафстоянке и штрафа составит минимум 9 тысяч рублей, а заниматься этой работой станут как государственные, так и частные структуры. До сих пор перемещением автомобилей на штрафстоянки в Москве занимались 100 государственных эвакуаторов, и этого количества было недостаточно. Ежедневно только из центра Москвы «частники» будут увозить более 800 автомобилей. Кроме того, городские власти намерены исключить из процесса принятия решения об эвакуации автомобилей-нарушителей сотрудников ГИБДД. Этой работой будут заниматься 70 спецсотрудников ГКУ «Администратор московского парковочного пространства». Для этого город подготовил поправки к КоАПу, которые позволят городским структурам заводить дела об административных правонарушениях. Эта схема позволит сделать эвакуацию удобнее, чем сейчас. Заплатить штраф за нарушение, стоимость перемещения и хранения авто можно будет прямо на штрафстоянке. Сейчас нужно сначала ехать в ГИБДД, платить там штраф, получать разрешение на возврат машины и только после этого отправляться на стоянку – эта схема уже давно вызывает нарекания водителей. Что же касается столичного тарифа в 5 тысяч рублей за эвакуацию машины, то он начнет действовать только с 15 сентября. Однако автоэксперты считают такие цены сильно завышенными. На фото: Дмитрий Шатохин и Игорь Ковзель выяснили, что штрафстоянка в Усть-Куломе приносит ее владельцу Анатолию Кирушеву одни убытки. |