Общество |
28 мая 2013 года |
Лед разрухи и солнце бытия / Открылась выставка Юрия Филипповского
В пятницу в Национальной галерее РК открылась персональная выставка Юрия Филипповского «Лед и солнце», приуроченная к 65-летию художника. Юрий Филипповский ко всему на свете подходит осмысленно, без праздности, подо все стремится подвести базу, отчего в среде художников слывет философом. Многие из представленных на выставке работ – это «завернутая» в метафору история рода художника, становления его как личности. Юрий Николаевич тяготеет к созданию циклов произведений, раскрывающих разные темы, стремится показать, как те или иные исторические события преломляются в каждом конкретном человеке, отражаются в его судьбе. Помимо работ, обращенных к истории страны XX века («Урбанизация», «Коллективизация», «Красный Октябрь»), большое внимание художник уделяет вопросам духовного возрождения народа, истории христианства на Руси, о чем свидетельствуют его живописные композиции «Поклонение волхвов», «Апостол Андрей», а также деревянные рельефы «Петр», «Павел». К работе с деревом у художника любовь с детства, с той самой поры, когда для игры в «войнушку» он мастерил деревянные пистолетики и сабли. В армии оттачивал мастерство, вырезая курительные мундштуки и трубки. И своей вечной музе, подруге, жене, матери его детей – Лидушке, образ которой запечатлен во многих его полотнах, первый подарок тоже изготовил из дерева. Это был деревянный кулончик с архангельскими узорами. Рука мастера угадывается и в представленных на экспозиции предметах из дерева. Это ковш, изготовленный в виде «перевернутой» утки, с очень красивыми трехгранными узорами по стенкам. Или весьма привлекательный в своей незавершенности предмет, лишь внешне напоминающий ковш, в котором «скрыты» сразу несколько птиц. «Присмотритесь, вот воробей, а здесь ворона, а вот так – лебедь», – приглашает художник взглянуть с разных ракурсов на первый взгляд кажущийся первозданным огромный фрагмент дерева. Кстати, уже после вуза в небольшом городке Коряжме Архангельской области Юрий Филипповский обучал во Дворце пионеров и в местном интернате мальчишек именно художественной резьбе. А вообще-то, если бы не профессор Валерий Леднев, убедивший на первых курсах художественно-графического отделения института им. Герцена, что стезя студента Филипповского – живопись, он бы непременно стал скульптором. Любовь к скульптуре, стремление к объему читается практически во всех живописных работах художника. Он и полотна творит сразу «объемно» – без карандашных набросков, рисуя кистью. Его трудно «упрекнуть» в филигранности, его холсты написаны кратко, лаконично, как выстрел. Как и многие художники, Юрий Николаевич выглядит моложе своих лет, внешне импозантен. Густые длинные волосы обещает не стричь, пока живописец Анатолий Капотин не запечатлеет эту шевелюру на своем холсте, носит ковбойскую шляпу и джинсы. Да и «ранчо» ему под стать: четыре дома в деревне Разгорт Сыктывдинского района, в которых Юрий Филипповский обустраивает личную галерею. Похоже, не за горами час, когда в поместье Филипповских будут ездить на экскурсии... Марина Щербинина. Фото Дмитрия Напалкова. |