Общество |
9 апреля 2013 года |
Семейные терапевты из Норвегии поделились опытом сохранения семей, где воспитываются дети-инвалиды
На прошлой неделе семейные терапевты из Норвегии Сиссель Роланд и Гюннар Флотен обучали наших специалистов по программе «Как нам быть?» («What About Us?»). 24 социальных работника из Сыктывкара, Ухты и Усинска ознакомились с норвежским опытом по поддержке супружеских пар, которые воспитывают детей с ограниченными возможностями. ЗАНЯТИЯ организовало Агентство Республики Коми по социальному развитию в рамках работы Совета Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР). Как рассказал нам заместитель руководителя соцагентства Максим Ганов, это уже четвертая программа, которая в партнерстве с норвежской стороной внедряется в республике в рамках реализации крупного проекта БЕАР «Дети и молодежь групп риска в Баренц-регионе». Однако впервые на подобном тренинге обсуждались проблемы не собственно детей, а сложности, которые возникают у взрослых, пап и мам, воспитывающих ребенка-инвалида. Программа, по которой проходило обучение, в 2005 году получила в Норвегии государственное финансирование. Сейчас норвежские терапевты активно продвигают ее на Северо-Западе России. – Как и везде, родители ждут появления на свет здорового ребенка. И, конечно, когда рождается малыш с инвалидностью, взрослые получают психологическую травму. На тренингах мы разбираем, какие мысли и чувства могут возникнуть у таких родителей, – рассказал нам Гюннар Флотен. – Мы акцентируем внимание именно на взаимоотношениях в паре, в том числе сексуальных: могут ли они сберечь свои изначальные взаимоотношения, проявлять уважение друг к другу и терпение к ребенку, выдержат ли они те сложности, которые возникают с появлением в семье особого малыша... По мнению норвежских тренеров, главным здесь являются те взаимоотношения, которые были у пары еще до появления ребенка. На втором месте – коммуникации, способность родителей общаться между собой, слышать друг друга, понимать. Если этого нет, если в семье отсутствуют доверительные отношения, то почти неизбежно возникают проблемы. В Норвегии обычным делом является тот факт, что мама и папа особого ребенка могут работать, если им не хочется сидеть дома. То есть никто из родителей не привязан к малышу на целый день, что само по себе психологически сложно. Для этого ребенка старше двух лет устраивают в специализированный детсад или за ним присматривает кто-то из социальных работников. По мнению российского тренера Елены Родичевой, которая приехала из города Мончегорска Мурманской области, где адаптированная программа «Как нам быть?» применяется уже не первый год, возможность родителей выходить на работу – одно из главных отличий между норвежскими и российскими семьями, воспитывающими особых детей. В наших семьях, как правило, мама вынуждена целый день находиться возле ребенка. Вообще проблема разводов в Норвегии стоит очень остро, заметила Сиссель Роланд. Но какой-то особой роли появление в семье ребенка-инвалида в этом процессе не играет. А вот в России и, в частности, нашей республике этот факт нередко может стать главенствующим. По словам Ларисы Шагиной, директора сыктывкарского центра «Надежда», где проходят реабилитацию дети и подростки с ограниченными умственными и физическими возможностями, почти половина семей с такими детьми в Сыктывкаре уже распалась. И, как правило, папа уходит устраивать новую жизнь, а мама остается одна с больным ребенком. Естественно, работу с этими семьями наши специалисты проводят довольно активную, но в основном по схеме «родители – дети». И норвежский опыт, в своем роде уникальный, по мнению Л.Шагиной, будет очень полезным. В завершение двухдневного семинара его участники поделились мнениями о том, как можно адаптировать норвежские наработки для российских семей. Ольга КЕРМАС. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |