Общество |
12 октября 2012 года |
Воркутинский опыт - исключение
С введением новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) в 2012 году все школы республики стопроцентно должны были приступить к изучению коми языка. Но, как мы выяснили, с преподаванием этого предмета все не так просто... Как рассказала нам заместитель начальника отдела общего образования Министерства образования РК Светлана Моисеева-Архипова, в прошлом году не все школы были готовы приступить к изучению коми языка с первого класса, им была дана отсрочка на подготовку учителей, и с этого года они начали вести коми язык со второго класса. – Понятно, что в сельской местности и в комиязычных районах проблема преподавания коми языка остро не стоит, – рассказала представитель министерства. – Поскольку есть варианты его изучения, то для таких районов больше характерна проблема, на каком уровне изучать: как родной, в объеме трех часов в неделю, или как неродной – в объеме двух часов. Из-за нехватки учительских кадров не везде есть условия, позволяющие изучать коми язык как родной. Районы направляют учителей, говорящих на коми языке, на курсы в Коми республиканский институт развития образования (КРИРО) для получения дополнительной специализации, но все равно кадровая проблема остается. Особенно остро она стоит в муниципальных образованиях с русскоговорящим населением. Нагрузка-то очень маленькая. Школа не может взять учителя с нагрузкой два часа в неделю. Даже если в параллели два класса, то все равно это всего четыре часа в неделю. Значит, школам нужно иметь учителей-совместителей. Или же своих учителей, владеющих коми языком, направлять на профессиональную переподготовку. В прошлом году многие муниципалитеты, где практически нет комиговорящего населения, обратились в Министерство образования РК с ходатайствами о возможности изучения коми языка по одночасовой программе. В министерстве пошли им навстречу и включили в госзаказ разработку программ, предусматривающих один час коми языка в неделю. Одночасовая программа предполагает ознакомительный курс с акцентом на культурологический аспект начиная со второго класса. Воркута – один из таких муниципалитетов, которым было разрешено преподавать по одночасовой программе. В это же число вошли и Усинск, Инта, Вуктыл, Усть-Цилемский район. Но, как уточнила Светлана Моисеева-Архипова, такие послабления приняты только на переходный период. Перед муниципалитетами все равно стоит задача подготовки учителей коми языка и обеспечения их нагрузкой в полном объеме. Сколько будет длиться переходный период, будет зависеть от того, как скоро будут разрешаться кадровые проблемы. О том, насколько успешно идет подготовка кадров для преподавания коми языка, мы попросили рассказать ректора Коми республиканского института развития образования Татьяну Навазову. По словам Татьяны Гавриловны, для преподавания по новым федеральным образовательным стандартам все учителя должны пройти курсы повышения квалификации. Для учителей, владеющих коми языком и имеющих базовое образование по данному направлению, предусмотрена программа в объеме 72 часов. Тем, у кого нет базового образования, придется в течение полутора лет пройти на базе КРИРО профессиональную переподготовку. На практике сегодня все выглядит не так оптимистично, как хотелось бы. Учителей на курсы приезжает меньше, чем планируется, и большей частью из комиязычных муниципалитетов. Из муниципальных образований с русскоговорящим населением только в Воркуте по договоренности с городским управлением образования курсы были организованы на месте. Воркутинцы сетовали, что не могут отправить сразу столько учителей на столь долгое время обучаться, и просили приехать в Воркуту специалистов из КРИРО. Однако такой возможности не представилось, и тогда было решено, что курсы для воркутинских учителей проведет педагог школы №12 Светлана Матюшева, владеющая коми языком и прошедшая курсы повышения квалификации. – У наших начальников управлений образования и директоров школ, да, наверное, и у глав МО нет желания отправлять учителей на курсы. Они, наверное, считают, что это не очень важно, – говорит Татьяна Навазова. – Как они там, на местах, выкручиваются с преподаванием коми языка, не знаю. Я сомневаюсь, что в северных городах коми язык вообще преподается, потому что без диплома об окончании курсов учителя вообще не имеют права преподавать. С 22 октября сотрудники нашего института начинают проверки по школам. Сначала проедем по комиязычным территориям. Думаю, нарушений будет немало. В общем, подводя итог всему сказанному, можно смело заключить, что, несмотря ни на какие требования, о достойном преподавании коми языка, особенно в северных городских муниципалитетах, пока говорить не приходится. Воркута – единственный из русскоязычных населенных пунктов, где нашли выход из создавшегося положения. Конечно, по словам Татьяны Навазовой, воркутинский случай – это исключение, и в идеале такого быть не должно, потому что это нелицензионная образовательная деятельность. Но ведь и обучаться полтора года с отрывом от производства не каждый учитель согласится. И в таком случае лучше уж такие исключения, чем ничего. Светлана ВАСИЛЬЕВА. |