Общество |
11 октября 2012 года |
В атмосфере присутственных мест музейщики Воркуты не жалуются на судьбу и продолжают заниматься кропотливой работой
Нет худа без добра – так расценивают воркутинские музейщики ситуацию с выселением городского краеведческого музея из помещений, в которых он располагался более полувека. Несмотря на стесненные условия, вынужденный переход на кабинетный режим работы позволил им вплотную заняться решением как застарелых, так и новых проблем. Мы уже сообщали о том, что в начале текущего года Воркутинский краеведческий музей был вынужден покинуть занимаемые помещения. Напомним, эта ситуация возникла после того, как в 2010 году здание, в котором располагался музей, у компании «Воркутауголь» выкупил воркутинский предприниматель Руслан Магомедов. В конце минувшего года между администрацией города и хозяином здания возникли непонимания в вопросах арендной платы. Предприниматель обратился в суд, который обязал музейщиков освободить помещения. Тогда же на заседании воркутинского совета депутаты решили передать под музей пустующее трехэтажное здание учебного корпуса детского интерната по улице Ломоносова, 14. Поскольку здание находилось в республиканской собственности, 15 февраля Глава республики Вячеслав Гайзер распорядился передать его в собственность муниципальную. Руководству музея временно, до переезда, предоставили помещения на четвертом этаже того же самого здания, в котором они находились изначально. Часть музейного фонда тоже подняли на четвертый этаж, а то, что не вошло, разместили в выставочном зале и музее поселка Воргашор. При переноске отдельные тяжелые вещи были серьезно повреждены. Сегодня музейщики вынуждены работать «совсем не в музейной атмосфере». В здании размещаются офисы самых разных организаций, на этажах постоянно толпятся посетители, у офисов «Газпрома» всегда полно вахтовиков. «Вавилонское столпотворение какое-то, а не музей», – сетует директор музея Галина Трухина. Кроме того, в июне текущего года внепланово был закрыт на ремонт выставочный зал, который по плану должен был закрыться в 2013 году. В результате из трех площадок, на которых располагался музейно-выставочный комплекс, сейчас работает только одна – в поселке Воргашор, где располагаются природная и этнографическая экспозиции. – Мне иной раз приходится слышать: «А что, разве вы работаете? Вас же нет», – рассказывает Галина Трухина. – Но музей работает. Экспозиций нет, но мы постоянно организуем передвижные выставки в учебных заведениях города. Перевозить уникальные экспонаты мы, конечно, не можем, поэтому в основном это выставки информационного плана, посвященные почетным гражданам Воркуты или каким-либо историческим событиям, экскурсии по городу. Но экскурсии – это только двадцать процентов той работы, которую музей обязан вести. Согласно закону наша основная задача – сохранение ценных экспонатов. Помимо массы внезапно свалившихся проблем, ситуация с выселением позволила музейщикам наконец-то вплотную заняться систематизацией музейных фондов, занесением экспонатов в электронный каталог. Ведь в музее, на балансе которого – 80 тысяч(!) единиц хранения, хронически не хватает специалистов, которые должны работать с фондами. Вместо положенных восьми человек работают трое. В прежнем помещении фонды были очень скученные, экспонаты хранились навалом, на многих пропала нумерация. Из-за этого неспециалисту очень трудно определить, например, образцы минералов: требуется консультация специалистов. А это все – время. Если еще учесть, что для занесения в электронный каталог характеристика одного предмета предполагает 50 позиций, то станет ясно, что в обычном режиме освоить такой объем работы очень сложно. Поэтому отсутствие постоянных экскурсий на базе музея позволило музейщикам сконцентрировать свои силы на других, не менее важных вещах. В здании, которое отдали под музей, достаточно большие площади, это позволит решить проблему хранения фондов. Уже решено, что под фондохранилище будут использовать помещение бывшего спортзала. Кроме того, на новом месте появится возможность пополнить фонды. – Из-за тех условий, в которых мы долгие годы находились, нам еще нагонять и нагонять упущенное, – поясняет Галина Трухина. – В частности, мы долгое время не собирали бытовые предметы, потому что их негде было хранить. А ведь вся мировая музейная практика приобщает детей к истории в первую очередь через бытовые предметы. Кроме того, с расширением площадей появится возможность открыть научную библиотеку, которой не было в прежнем здании. Книги для библиотеки музейщики собирали с самого открытия музея. Однако для того, чтобы музей заработал в полную силу, потребуется еще немало времени. Передача здания в муниципальную собственность – это только начало большой работы. Акт о передаче был получен только в сентябре. Сейчас проводятся конкурсы на выполнение ремонтных работ. Более всего руководство музея озабочено тем, кто будет заниматься строительством экспозиций. Это, по словам Галины Трухиной, самая трудная часть работы. К примеру, зал природы в бывшем помещении музея строился три года, и строила его бригада художников из воркутинского худфонда. А нынче в Воркуте нет уже ни худфонда, да и профессиональных художников, которые могли бы строить экспозицию, тоже практически не осталось. Нет также и научных специалистов, которые могли бы руководить созданием экспозиций. Еще одна серьезная проблема, которая беспокоит музейщиков: как восстановить две прекрасные диарамы с флорой и фауной Заполярья? Сегодня, по словам директора, они представляют собой дрова, а сам фонд естественно-научной коллекции после всех переездов, скорее всего, будет уничтожен процентов на сорок либо будет в таком непрезентабельном состоянии, что его нельзя показать посетителям. При переезде из старого помещения чучела животных из диарамы сначала упаковали и перевезли в выставочный зал, потом, когда там начался ремонт, их опять перенесли в другое место. Огромного лося с трудом пропихивали сначала в помещение, потом обратно. Сейчас часть животных из зала природы находится на ул. Ломоносова, 14, но, когда там начнется ремонт, их опять нужно будет куда-то переносить. В целях сохранности фонда профессиональным музеям рекомендуется также не выставлять на экспозиции аутентичные предметы. А это значит, что нужно думать, как создать приличный новодел. Для этого тоже потребуются специалисты. – Будем думать: может, в качестве альтернативы аутентичным экспонатам создадим мультимедийный проект, – делится планами Галина Трухина. – Вообще, ситуация у нас непростая, но нос не вешаем. Музей – это место, где нельзя спешить, нужно принимать взвешенные решения, потому что нужно сохранить все для потомков. Сейчас пока мы готовим черновые проекты, с которыми собираемся поехать к своим коллегам в Национальный музей РК за советами. Думаю, сообща что-нибудь придумаем. Галина ГАЕВА. |