Приоритет |
5 октября 2012 года |
В союзе с бизнесом регионы реализуют масштабные проекты
Как мы уже сообщали, в июле этого года в республике утвержден порядок формирования перечня проектов государственно-частного партнерства (ГЧП). Один из наиболее показательных примеров такого партнерства – строительство железной дороги «Белкомур». Теперь этот проект представляет собой комплексную программу промышленного и инфраструктурного развития. То есть не только сооружение стальной магистрали на принципах государственно-частного партнерства, но и запуск новых проектов частного бизнеса по освоению месторождений и открытию производств во всех регионах, по которым пройдет новая железная дорога. В ближайшие десятилетия «Белкомур» может стать тем прорывным проектом, который поднимет всю экономику Коми, а также Пермского края и Архангельской области. Как известно, грузопоток по новой магистрали пойдет с Урала и Сибири через Коми к морским портам Архангельска и Мурманска. В итоге «Белкомур» сократит расстояние транспортировки на 700-800 километров. Объем инвестиций, необходимых для строительства этой железной дороги, оценивается в 600 миллиардов рублей. Реализация проекта на основах государственно-частного партнерства приведет к тому, что компании будут заинтересованы организовать свой бизнес так, чтобы строящаяся дорога в перспективе была загружена и окупалась. В планах – создание новых производств вдоль всей трассы. «Белкомур» даст серьезный толчок для освоения лесных богатств и геологических ресурсов Коми. Ведя переговоры на всех уровнях, республика имеет шанс на то, что с 2015 года проект начнет финансироваться государством. Подобных проектов в регионе немало. Как мы уже сообщали, в Правительстве РК прорабатывается проект строительства в Сыктывкаре овощехранилища на пять тысяч тонн стоимостью примерно 92 миллиона рублей. Осуществить проект предполагается на базе ОАО «Пригородный». А поскольку в одиночку даже такому развитому хозяйству это не под силу, то, скорее всего, строительство объекта развернется на условиях софинансирования, с участием Фонда поддержки инвестиционных проектов РК. В других субъектах РФ тоже накоплен немалый практический опыт реализации региональных проектов на основе государственно-частного партнерства. При их реализации на один рубль бюджетных средств в среднем было привлечено шесть рублей частных инвестиций. К примеру, в Алтайском крае инвестфонд стал катализатором инвестиционной активности. Сейчас Алтай входит в число динамично развивающихся регионов России, где созданы благоприятные условия для привлечения частного капитала. По информации из официальных источников, индекс физического объема инвестиций в основной капитал в 2011 году составил 115,4 процента по отношению к уровню 2010 года. Это на 9,2 процента выше, чем в целом по Российской Федерации. В Тульской области при участии Инвестиционного фонда РФ успешно реализованы два проекта: развитие инфраструктуры муниципального образования – города Алексина и промышленного комплекса Новомосковска. Для реализации второго проекта из федерального инвестфонда на строительство инфраструктуры было направлено около восьми миллиардов рублей, из бюджета Тульской области – около миллиарда. Между тем вложения частных инвесторов в этот проект составили более 43 миллиардов рублей. В Тамбовской области, к примеру, реализация проекта развития АПК на принципах ГЧП позволит создать новую экономику региона и отчасти обеспечит продовольственную безопасность страны. В качестве передовиков внедрения государственно-частного партнерства называют Татарстан, Калужскую, Ярославскую, Вологодскую и Кемеровскую области. Общегосударственные проекты направлены на комплексное развитие территорий. К ним, например, относятся планы комплексного развития Нижнего Приангарья, строительства железной дороги Кызылкум – Курагино, реализация проекта «Урал промышленный». Основная задача таких проектов – создать уникальные инфраструктурные комплексы на базе освоения природных ресурсов. По всем параметрам вписывается в этот ряд и наш «Белкомур». Сергей ВЛАДИМИРОВ. |