Общество |
21 июня 2012 года |
К юбилею Печорского моста разработан экскурсионный маршрут
Новый экскурсионный маршрут разработали сотрудники Печорского историко-краеведческого музея. Он приурочен к 70-летию со времени вступления в строй одного из самых внушительных гидротехнических сооружений на трассе Северо-Печорской железнодорожной магистрали – моста через реку Печору. Печорские музейщики уже провели первые экскурсии к мосту, запечатленному во многих художественных произведениях и упомянутому в воспоминаниях бывших узников Печорлага. Его сдача в строй пришлась на самое драматичное время – весну 1942 года. Строительство было признано ударной стройкой, так как именно оно могло обеспечить бесперебойную перевозку воркутинского угля в осажденный Ленинград. Весь объем сложнейших работ по возведению моста лег на плечи заключенных Печорлага. Весной и летом 1942 года на этом стратегическом объекте удалось поработать и Менахему Бегину, ставшему впоследствии премьер-министром Израиля. По словам научного сотрудника Печорского историко-крае-ведческого музея Т.Афанасьевой, у них собран большой материал, который и лег в основу нового экскурсионного маршрута. Туристам, в частности, было интересно узнать, что до 50-х годов мост большей частью был в деревянном исполнении. Из дерева на первом промышленном предприятии Печоры – лесокомбинате – были изготовлены и гигантские фермы Гау, названные по фамилии первого изобретателя этих сооружений – американского инженера. Уже позже эти конструкции заменили на металлические. В 60-е годы была размонтирована и одна лишняя опора моста. Этому предшествовала авария, когда проходивший по реке пароход врезался в эту опору, не обошлось и без человеческих жертв. Рядом с основным мостом к 1942 году был сооружен и временный деревянный мост. Даже сейчас, проезжая на поезде по мосту в тихий солнечный день, можно видеть просвечивающие в воде огромные деревянные сваи – все, что осталось от разобранного рабочего моста. В 60-е годы мост принял нынешний вид. Печорский мост с самого ввода в строй был признан стратегическим объектом. Взорвать его намеревался фашистский десант, выброшенный в этом районе в самый разгар войны. Долгие годы мост охранялся. Потом охрана была снята. Патрулирование моста возобновилось после дерзкого побега группы заключенных уже в наши дни, когда Печорский мост стал местом операции по поимке сбежавших уголовников. Сейчас к мосту с обоих берегов Печоры доступ для пешеходов закрыт. Остается добавить, что мост через Печору наряду с подобными сооружениями через Вычегду и Усу входит в тройку самых больших в Республике Коми. Анна СИВКОВА. Фото usnov.ru. |