Общество |
21 июня 2012 года |
Толкаться пока не с чем/ Для участия в международных выставках требуются концепция развития туризма и пакет турпродуктов
Заместитель Главы республики Александр Буров на днях провел первое в этом году заседание межведомственной комиссии по туризму при Экономическом совете РК. Больше смотрели и учились – Правительство Коми нацелено на содействие бизнесу в формировании туристической инфраструктуры, – подчеркнул А.Буров, открывая обсуждение. По словам замминистра экономического развития Ольги Конаковой, для представителей Коми участие в различных выставках достижений туриндустрии стало уже делом привычным. В мае, например, стенд республики был представлен на международной туристской выставке «Интурмаркет». – В выставках за рубежом мы тоже участвовали, – добавила О.Конакова. – Выезжали в Германию, в Скандинавские страны. Впрочем, докладчица посетовала на то, что, скажем, в Берлине лучше всех был представлен Алтайский край. Его стенд занимал 20 квадратных метров – столько же, сколько было выделено 20 другим российским регионам. «У нас нет качественного композиционного стенда, – вздохнула О.Конакова. – А у других территорий есть свой стенд на каждой выставке». К минусам замминистра экономического развития отнесла и отсутствие концепции развития туризма в Коми, которую тоже можно было бы представлять на международных отраслевых экспозициях. Среди предложений, которые она изложила, – съемка телефильмов о туристском потенциале республики. В конце выступления О.Конаковой ей задали вопрос, каков результат нашего участия в выставках и презентациях в России и за рубежом? «Для федерального агентства по туризму, по словам его руководителя Александра Радькова, Коми на втором месте после Алтая», – ответила докладчица. Заместитель Главы РК в своих оценках был менее оптимистичен. – Пока мы больше смотрели и учились, – сказал Александр Буров. – А с продвижением собственного турпродукта дела обстоят очень плохо. Пока нечего нам предложить на стенды. Смысл участия в выставках состоит в том, чтобы сперва учиться, а потом рекламировать туристам маршруты по республике. Хотелось бы услышать и о контрактах, которые заключены на выставках. Министр культуры Артур Рудольф предложил «приготовиться к агрессивной работе». – Там, на ярмарках и выставках, где продвигают турпродукт, надо локтями толкаться, – заявил глава культурного ведомства. – А у нас пока в перечне для туристов есть только Сыктывкар, Ухта и Воркута, в которых имеются приличные гостиницы, и чуть-чуть этнопарк… – Толкаться надо с чем-то, – поправил его А.Буров. – А мы не конкретный продукт показываем, а нашу природу и возможности. Перед нами стоит задача создания гос- корпорации, которая бы создала проекты для привлечения туристов на коммерческой основе, при участии соответствующего отдела в Минэкономразвития РК. Нужен профессиональный подход По мнению замглавы, интерес к турам и посещению нашего северного края у туристов из-за пределов республики явно недостаточен. А о развитии туриндустрии и вовсе говорить рано. Хотя в 2011 году было организовано участие Коми в различных мероприятиях туристической направленности, в том числе в международных выставках за рубежом. Проблема, уверен А.Буров, в отсутствии профессионального подхода к продвижению туристического потенциала региона. – Для достижения успеха в развитии туризма в республике нужно переходить от этапа обучения, ознакомления с опытом работы других регионов и стран к формированию конкретных туристических продуктов и их активному продвижению, – заявил заместитель Главы РК. – Сегодня мы должны не просто презентовать природные и исторические достопримечательности Коми края, но и предоставлять потенциальному туристу информацию о возможностях размещения, условиях перемещения, организации питания и досуга на нашей территории. Только в этом случае мы сможем говорить о конкретных результатах развития туриндустрии как приоритетной отрасли экономики и составляющей государственной политики республики. А эффект будет выражаться в увеличении количества заключаемых контрактов и потока туристов, в том числе зарубежных. А.Буров также отметил, что Правительство Республики Коми нацелено на содействие предпринимательству в формировании туристической инфраструктуры. Это в конечном счете поможет поставить отрасль на индустриальные рельсы. По его словам, после того как будет утверждена концепция развития туризма, будет создана и упомянутая госкорпорация. Она будет аккумулировать и развивать имеющиеся туристические ресурсы республики и займется реализацией концепции. В ближайшей перспективе предстоит открыть республиканский информационно-туристический центр с филиалами в муниципалитетах. Все эти меры в конечном итоге должны дать толчок развитию туристического бизнеса, подчеркнул заместитель Главы Коми. При обсуждении перспектив прозвучало предложение о том, чтобы начать работу с иностранными туроператорами по заключению договоров. Один из ветеранов отрасли припомнил, как в начале девяностых годов в республику по линии «Интуриста» привозили более 80 иностранцев встречать Новый год. «Они остались очень довольны», – пояснил рассказчик. – Нужен не один туроператор, должна быть конкуренция, – считает глава минэкономразвития Антон Фридман. – С задачей активного продвижения бренда Коми на всех уровнях мы справляемся. Решен и вопрос о создании информационного турцентра. В союзе с ненцами и финнами Председатель межрегионального общественного движения «Коми войтыр», советник Главы РК Сергей Габов подробно проинформировал членов МВК о ходе реализации международного проекта по этнокультурному туризму коренных народов Севера «Ордым» («Тропа»). Этот проект подготовлен нами совместно с Ненецким автономным округом и Саамским регионом Финляндии. Его цель – создание, развитие и проведение маркетинга различных услуг этнокультурного туризма, созданных при участии и с учетом интересов коренного населения при помощи обучения и работы партнерской сети. Особое внимание уделяется этническим, этическим и экологическим принципам устойчивого развития. Ставится задача укрепить туристическую привлекательность Коми, Ненецкого автономного округа и Саамского региона, подчеркнуть индивидуальность их жителей и раскрыть инвестиционные возможности для развития туризма. Планируется создание пакетов туристского обслуживания с учетом и при участии коренных народов региона, обучение особенностям этнокультурного туризма предпринимателей и жителей региона, желающих открыть свое дело в сфере туризма, а также работников администраций, имеющих дело с туризмом в силу своей работы. – Проект рассчитан на 32 месяца и продлится до середины 2013 года, – пояснил С.Габов. – Официальный сайт проекта – http://www.nedaordym.fi/. Работа по разработке проекта и подготовке финансовой заявки проводилась в течение 2009-2010 годов. Реализация плана и мероприятий проекта в Коми началась в 2011 году. Ведущий партнер проекта со стороны Финляндии – Центр образования саамского региона, расположенный в городе Инари. Партнерами с нашей стороны являются МОД «Коми войтыр», Министерство экономического развития Коми, ОАО «Фонд поддержки инвестиционных проектов Республики Коми». В течение прошлого года в республике было проведено два обучающих семинара. Один из них прошел в июле в Усть-Цилемском районе, который славится своей знаменитой «горкой», на тему «Формирование событийных туристских продуктов в сфере этнокультурного туризма». В столице Коми организовали мастер-класс в рамках фестиваля визуальных искусств «Туйвеж», еще два курса по обучению проведено в финском городе Инари. Кроме этого в рамках проекта в июне 2011 года была организована стажировка в Саамском регионе для представителей республиканских и муниципальных органов власти. А представители центра образования Саамского региона приняли участие в международном туристском форуме, который состоялся в августе прошлого года в Сыктывкаре. На зимнюю Ыбицу в рамках проекта привозили финского Деда Мороза – Йоулупукки. Как рассказал С.Габов, в этом году обучающая часть проекта продолжилась в Инари. Представители сферы туристских услуг республики, в том числе сотрудник Финно-угорского этнокультурного парка, прошли обучение в Инари в апреле. Специалисты из Финляндии приедут в республику этим летом для тестирования туристических услуг. В планах на год есть также визиты тур- операторов как из Финляндии, так и из других стран. По оценке председателя МОД «Коми войтыр», наиболее инициативные местные жители сами подключаются к участию в проекте. К примеру, житель Ыба Николай Шуктомов реставрирует коми дом, чтобы показывать приезжим традиционный уклад жизни коренного народа. «В Усть-Куломском районе энтузиасты хотят организовать прием отдыхающих на живописном озере, – сообщил С.Габов. – Для них мы специально организовали обучение в Финляндии. На Удоре одна местная жительница пытается открыть гостевые дома для тур-истов». Артур Рудольф, в недавнем прошлом возглавлявший администрацию Сыктывдина, рассказал, что и на популярный в районе праздник «Завалинка» однажды привози-ли иностранных туристов. «Можно привозить гостей из-за рубежа и на ижемский «Луд», и на Усть-Цилемскую горку», – добавил министр культуры. Члены комиссии обсудили еще один инвестпроект в области туризма – «Алая лента Прилузья». Увы, после презентации он был возвращен на доработку для корректировки финансовой модели. Сергей ЛАРИН. |