Общество |
6 апреля 2012 года |
Одна в двух лицах/ Режиссеру детского театра Ольге Латышевой пришлось освоить и ремесло художника-кукольника
Семнадцать лет назад нынешний режиссер образцового детского коллектива театра кукол «Буратино» при Сыктывкарском дворце творчества детей и учащейся молодежи Ольга Латышева взялась за возрождение этого кукольного театра и, не имея специального образования, начала самостоятельно осваивать непростое ремесло изготовления театральных кукол. Все сказочные персонажи, которым сегодня аплодируют маленькие зрители театра, изготовлены ее руками. Скромное наследство Решение возглавить кукольный театр Ольга Латышева приняла после того, как в 1995 году уехала из города бывший его режиссер Галина Герчикова. Очень недолгое время театром руководила бывшая воспитанница Г.Герчиковой, но и она вскоре ушла. Ольга Константиновна, работавшая тогда во Дворце пионеров методистом по художественному воспитанию, признается, что у нее «сердце кровью обливалось при виде того запустения, которое являл собой некогда знаменитый кукольный театр». Нельзя сказать, что взялась она за это дело, совсем ничего в нем не понимая. У Ольги две специальности – режиссер массовых представлений и учитель русского языка и литературы. До прихода в театр она больше работала как режиссер массовых представлений. А филологическое образование стало ей большим подспорьем в разработке сценариев и обучении детей выразительному чтению. К тому же, признается она, очень уж наскучили обязанности методиста, «хотелось настоящей конкретной работы». Новый режиссер приняла театр в бедственном состоянии. В подсобке, где хранился реквизит, не оказалось ни одного целого комплекта кукол: уходя, предшественница Ольги забрала лучших персонажей. Остались битые и не самые лучшие. А какой же кукольный театр без кукол? Нужно было что-то делать. Но настоящих театральных кукольников в Сыктывкаре тогда уже не было. Единственный в городе художник-кукольник Лев Фотиев к тому времени уже ушел из жизни. В свое время он сделал для их театра несколько кукол, но часть из них бесследно исчезла, а оставшиеся нуждались в серьезной реставрации. Недолгий век Снеговика Первое, чем занялась Ольга Латышева в новой должности, – это реставрация и пополнение фонда. До этого ей ни разу не приходилось делать кукол, а ведь театральная кукла не просто игрушка, но еще и сложный механизм, заставляющий ее работать. Чтобы ознакомиться с устройством куклы, Ольга сначала разобрала одну, а потом вновь собрала. Начала искать специальную литературу. Но найти «умные» книги оказалось непросто: кукольное ремесло не очень распространено в Коми, а та литература, что имеется в продаже, обычно только претендует на профессионализм. Ей повезло: несколько замечательных книг о театральных куклах передали наследники Льва Фотиева. За опытом Ольга Латышева съездила в Воркуту, в единственный профессиональный кукольный театр в республике. Посмотрела несколько спектаклей, посетила цех по изготовлению кукол, каждую куклу изучила и сфотографировала. Вернувшись, принялась за дело. О своей первой кукле Ольга Константиновна сейчас вспоминает со стыдом. Это была тростевая кукла Снеговик для новогоднего спектакля «День рождения Елочки» (тростевые куклы в отличие от перчаточных управляются специальными прутами из проволоки, прикрепленными к рукам и ногам). Снеговик, конечно, отработал свои спектакли, но конкуренции с более поздними куклами не выдержал, был нещадно изорван и выброшен своей хозяйкой. – Он был очень неподвижный, – признается мастер. – А игрушка должна оживать в руках ребенка. В этом смысле первые спектакли были очень познавательными для меня. Вторая постановка – «Петрушка» – получилась уже удачнее, да и лица кукол вышли более характерными. Удачная кукольная постановка наполовину зависит от техники: нужно, чтобы кукла хорошо ходила и работала, иначе дети с ней не справятся. Для детских театров и кукольный механизм делается в упрощенном варианте в отличие от «взрослых» кукол, которые при помощи габита (специальная палка для шеи и плеч) могут поднимать голову, вертеть ею, двигать нижней челюстью. Дети с таким множеством движений просто не справляются. Да и вообще по-настоящему чувствовать куклу они начинают только на пятый год занятий в театре. Для своих больших кукол Ольга взяла систему надувных шариков. Надувает шар, делает основу для головы в технике папье-маше, глаза приклеивает из шариков для пинг-понга, носы – из чего придется, в зависимости от характера персонажа. Волосы и ресницы делаются из искусственных шиньонов, которые имеются в продаже, или из различных мехов, руки-ноги – из синтепона или поролона. Кукольные наряды Ольга тоже шьет сама. Тут в ход идет все: лоскутки, бусины, отрезки меха и тканей. Успех тронул до слез Каждая кукла требует массу времени, приходится работу брать на дом. К примеру, пятнадцать кукол для спектакля «Волшебник Изумрудного города» Ольга делала почти два года. Конечно, без посторонней помощи тут не обойтись, поэтому простейшие операции, не требующие особых умений, выполняют сами юные актеры. Они наклеивают папье-маше, вырезают руки-ноги из поролона, плотник делает каркасы, а Ольга уже собирает все детали. Самая интересная часть работы, признается она, это создание образа, рисование лица. Самый главный критерий оценки готовой куклы – реакция детей. Если персонаж оживает в руках детей – значит, кукла правильная. Если нет – требуется доработка. Бывает, дети подсказывают, чего еще не хватает кукле. Например, посоветовали для важности генералу повесить за пояс саблю. И с саблей он действительно стал намного значительнее. Первые три года занятий в театре, помимо обучения актерскому мастерству, ребята учатся осваивать кукол. Вести куклу – очень серьезный труд и большое напряжение для ребенка. Ведь нужно одновременно следить за партнером, при этом находиться в образе и выразительно говорить. Поэтому первые спектакли всегда оценивают родители, а потом уже зрители. И если уж зрители приняли постановку, то можно выносить спектакль на воскресные показы и городские конкурсы. Юные актеры, сумевшие выдержать в театре три года, как правило, остаются здесь надолго. Некоторые дети занимаются в «Буратино» уже девятый год, хотя уже давно стали студентами. Это группа «на бис» – те, кто прошел шестилетнюю программу. Неспособные, нетворческие дети и года не выдерживают. Те же, кто остается, по словам режиссера, вырастают чуткими людьми и немного философами: ведь театр формирует художественный вкус и делает подростка мудрее. Уверенность в том, что у нее уже что-то начало получаться, пришла к Ольге Латышевой только на пятый год работы в театре, после премьеры «Волшебника Изумрудного города». А спустя семь лет она заслужила и признание зрителей. В 2002 году на фестивале детских театральных коллективов, в котором принимали участие драматические и кукольные театры, ее театр занял первое место за спектакль «Следствие ведут Колобки». Она тогда даже прослезилась: ведь это не только признание режиссерского труда, но и оценка ее кукол, которые сумели завоевать зрительские симпатии. – Наверное, совмещать работу мастера-кукольника и режиссера очень трудно, – спрашиваю я Ольгу. – Нигде нет такого, чтобы художник-кукольник и режиссер были в одном лице, – соглашается она. – Конечно, можно больше зарабатывать, делая куклы на заказ на дому, меня об этом уже не раз просили самодеятельные детские театры. Но разве можно чем-то заменить радость работы с детьми? Когда на подиуме куклы оживают в руках моих воспитанников, а маленькие зрители буквально живут вместе с ними, весь зрительный зал – как одно большое сердце. Галина ГАЕВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. |