Из первых уст |
6 апреля 2012 года |
Анатолий Захаров: "На Ямал поехали добровольцы не только из Коми"
Реализация инвестиционных проектов, которые осуществляет ОАО «Газпром» в границах производственной деятельности ООО «Газпром трансгаз Ухта», сегодня приближается к завершению первого этапа – строительства Системы МГ «Бованенково – Ухта» и ее продолжения «Ухта – Торжок». Подробнее о деятельности газовиков в 2011 году и перспективах на ближайшие годы рассказал «Республике» генеральный директор Общества, депутат Госсовета РК Анатолий Захаров. – Анатолий Алексеевич, уже многое написано об основной стройке «Газпрома» на территории Коми – сооружении системы магистральных газопроводов «Бованенково – Ухта». В какой стадии находится реализация этого стратегического проекта? – Прокладка трассы на полу-остров Ямал продолжается. В 2012 году по решению правления «Газпрома» мы должны подать газ с Ямала. Первая компрессорная станция новой системы – КС «Байдарацкая» находится на полуострове Ямал, и сегодня можно сказать, в высокой степени готовности к приему в эксплуатацию. В июне газ Ямала по первой нитке магистрали «Бованенково – Ухта» протяженностью 1100 километров должен поступить сюда, в Ухту. В конце 2012 года мы должны принять в эксплуатацию еще три компрессорные станции – «Гагарацкую», «Воркутинскую» и «Сынинскую». Для эксплуатации новых компрессорных станций нужно, разумеется, подобрать грамотный персонал. Сейчас КС «Байдарацкая» уже полностью укомплектована необходимыми кадрами. При формировании коллектива специалистов мы использовали потенциал региона, в котором работаем. Слесари, теплотехники, электрики, киповцы – все эти люди в основном работали на предприятиях Воркуты, на шахтах и ТЭЦ. А персонал, занимающийся обслуживанием компрессоров и линейной части газопровода, взят из наших действующих цехов. Мы попросили коллективы подразделений, чтобы они помогли коллегам укомплектовать штат высококвалифицированными сотрудниками и специалистами, имеющими опыт работы с таким оборудованием. Хочу поблагодарить всех, кто не испугался трудностей и откликнулся на этот призыв поехать на «передний край» стройки века. Часть добровольцев прибыла из Вуктыла, где на компрессорной станции действуют аналогичные установки. Нашлись желающие и в Сосногорске, Микуне, Синдоре. Откликнулись даже соседи из Тюменской области – прислали людей из Уральского ЛПУ. В итоге, как я уже сказал, штат набран, и на КС «Байдарацкая» ведутся пусконаладочные работы. Самый негативный момент сегодня состоит в том, что пока нет проезда вдоль трассы газопровода к этой станции. Хотя до Бованенковского месторождения уже проложена железная дорога. Но оттуда до КС «Байдарацкая» еще 120 километров бездорожья. Поэтому персонал будем возить из Воркуты вертолетами. Надеюсь, со временем вдоль трассы построят автодорогу. Она нужна не только для нас, эксплуатационников, но и для строителей, которые будут прокладывать вторую и последующие нитки магистрали. Персонал станции на Ямале будет жить в вахтовом поселке. Одна смена работает по 12 часов, вторая – отдыхает. Вахты будут меняться раз в месяц. Конечно, условия там намного суровее, чем в заполярной Воркуте. Редкие дни выпадают, когда стоит тихая погода. Чаще дует сильный ветер. Но мы сделали все возможное для создания комфортных условий для работы, отдыха, медобслуживания персонала, психолого-физической реабилитации вахтовиков. Надеюсь, что все у нас получится. Всего на трассе «Бованенково – Ухта» будет девять компрессорных станций. Все они будут расположены не в городах, а на определенном удалении от населенных пунктов, по линии газотранспортной магистрали. Например, КС «Воркутинская» находится примерно в часе езды от города – на расстоянии 35-40 километров. КС «Интинская» будет расположена немного ближе к городской черте. Принципиальное отличие строящихся компрессорных станций от уже действующих состоит в том, что все объекты газопровода от Бованенково до Ухты мы будем обслуживать вахтовым методом. – Каковы плановые сроки строительства? – В 2013 году на трассе «Бованенково – Ухта» будут построены все основные компрессорные станции, и начнется сооружение второй нитки магистрали. К 2016 году вторая нитка со всем набором компрессорных станций тоже должна быть пущена в эксплуатацию. Объем транспорта газа по итогам 2011 года составил 127,4 миллиарда кубометров. А в течение 2012-2014 годов производительность нашей газотранспортной системы возрастет более чем вдвое. Представьте себе эти масштабы. За ближайшие три года нам предстоит сделать такой же шаг вперед, как за всю 45-летнюю историю развития предприятия. Со временем, лет через двадцать, наше предприятие выйдет на лидирующие позиции по объему транспортировки газа. Этому поможет строящаяся сейчас система магистральных газопроводов. Основной поток газа пойдет через территорию Коми и дальше, по Вологодской и Архангельской областям. Сейчас лидер транспортировки «голубого» топлива – «Газпром трансгаз Югорск» (бывший «Тюменьтрансгаз»). Это предприятие транспортирует почти 500 миллиардов кубометров в год. – Недавно мы побывали в Воркуте, где узнали о том, что резко выросли цены на жилье. Хотя не так давно квартиры в заполярном городе стоили весьма дешево – не было работы, многие уезжали на «большую» землю. Сейчас же нам рассказали, что жилье дорожает из-за того, что его покупают газовики. Какие еще положительные социальные последствия даст республике строительство магистрали на Ямал? – Регион выиграет во всем, в первую очередь за счет увеличения объема налогов и количества рабочих мест. А что касается Воркуты, то постоянно там будет проживать не так уж много наших сотрудников. Это в основном руководящий персонал компрессорной станции – начальник, его заместители, главный инженер, экономическая и бухгалтерская службы. Остальная часть коллектива КС будет работать вахтовым методом. А вот количество строителей, которые заняты на сооружении трассы газопровода, достаточно велико. Думаю, когда стройка завершится, спрос на квартиры в Воркуте пойдет на убыль. Первый этап проекта «Ямал» будет окончен к 2016 году. Затем, видимо, последует второй этап – строительство третьей и четвертой ниток магистрали. А потом рынок газа покажет, нужно ли прокладывать последующие нитки – пятую и шестую – или можно ограничиться четырьмя. – А куда пойдет ямальский газ от Ухты? – Продолжение системы газопроводов с Ямала – магистраль «Ухта – Торжок». Ее сооружение синхронизировано с пуском газопровода «Бованенково – Ухта». Строительство объектов на трассе «Ухта – Торжок» началось в 2011 году. В нынешнем году намечено запустить первую нитку магистрали и две компрессорные станции – «Сосногорская» и «Новонюксеницкая» (вторая расположена в Вологодской области). Вначале они будут работать вполовину мощности. И газ с Ямала пойдет от Ухты до Торжка в Северо-Европейский газопровод. Напомним, в ноябре 2011 года система магистральных газопроводов «Северный поток» уже запущена в эксплуатацию, российский газ поступает в Германию. В границах деятельности нашего предприятия находится 319 километров этой магистрали. В прошлом году мы ввели в строй часть агрегатов компрессорных станций «Грязовецкая» и «Бабаевская» на территории Вологодской области. На этих двух станциях, а также на Шекснинской предстоит подготовить к пуску оставшееся оборудование. В сентябре 2012 года Северо-Европейский газопровод будет запущен на полную мощность – 55 миллиардов кубометров газа в год. Как я уже говорил, вахтовым методом систему газопроводов планируется обслуживать только от Ямала до Ухты. От Ухты до Грязовца и Мышкина вахтовую схему применять нецелесообразно. Персонал будет жить в уже существующих поселках. Строительство жилья проектом не предусмотрено. Но для того, чтобы привлечь и разместить новые квалифицированные кадры, мы подготовили проект на ближайшие три года. Рассчитываем собственными силами, на средства нашего предприятия, строить жилье. На каждой компрессорной станции намечаем построить общежития квартирного типа, а точнее – квартиры в полном смысле слова, которые получат внаем те люди, которые придут работать в цеха новых компрессорных станций. Возьмем, к примеру, Синдор. Это отдаленный поселок в глубинке Княжпогостского района. Кадров для набора персонала на новые объекты Синдорского ЛПУМГ там нет. Значит, персонал надо где-то найти, обучить в той же Ухте, а потом направить в Синдор и обеспечить жильем. Таким образом, на всем протяжении трассы «Ухта – Торжок» до Грязовца, Мышкина и по линии газопроводов-отводов на Шексну и Бабаево мы планируем в течение трех лет построить более 70 тысяч квадратных метров жилья. Такая социальная программа у нас есть, думаю, что руководство «Газпрома» нас в этих намерениях поддержит. Другого выхода нет, поскольку за предстоящие три года численность ООО «Газпром трансгаз Ухта» увеличится на 3,5 тысячи работающих, не считая персонала сервисных предприятий. Для этого пополнения мы и должны предусмотреть жилье. – Как вообще решается на предприятии «квартирный» вопрос? – В 2011 году сданы в эксплуатацию 16-квартирный дом в поселке Урдома Архангельской области общей площадью 1465 квадратных метров и 24-квартирный дом в вологодском селе Нюксеница. Добавлю, что наше Общество – среди немногих предприятий, которые по-прежнему строят жилье для своих работников. Для нас один из важнейших показателей в области социальной стабильности коллектива – обеспеченность работников и пенсионеров жильем. Напомню, 31 декабря 2010 года было утверждено «Положение о жилищном обеспечении работников и пенсионеров ООО «Газпром трансгаз Ухта». Основная форма решения проблемы – ипотечное кредитование с получением дотаций от Общества и финансовая помощь сотрудникам в приобретении жилья. Немаловажно и то, что в рамках программы жилищного обеспечения в 2011 году 968 работников Общества включены в список участников корпоративной программы жилищного обеспечения ОАО «Газпром». 399 человек уже заключили договоры на приобретение жилья с использованием кредитных средств и ежемесячно получают дотации от предприятия. Общая сумма выплат на жилищное обеспечение в прошлом году составила 103 миллиона рублей. Это в шесть раз больше суммы, выделенной в 2010 году на предоставление ипотечных субсидий. Еще 224 работника проживают в жилом фонде Общества по договорам коммерческого найма. А 86 специалистам мы возмещаем расходы на оплату жилья, арендуемого у сторонних физических лиц. – Масштабы нового строительства магистральных газопроводов действительно велики. А проводится ли реконструкция действующей газотранспортной системы? – Конечно. На каждые три года составляется план такой реконструкции. Мы меняем старые агрегаты на новые и более совершенные. В основном устанавливаем более мощное оборудование. Такая работа ведется не только на компрессорных станциях, но и по линейной части газопровода. В цехах КС меняются агрегаты, технологическое оборудование. Регулярно обследуем трубопроводы на площадке станции, заменяя участки с выявленными дефектами. На линейной части магистралей тоже меняем дефектные трубы и стыки, делаем переизоляцию газопроводов. – Все структуры ОАО «Газпром» традиционно отличает тяга к здоровому образу жизни, к занятиям спортом… – Да, мы заботимся о пропаганде такого образа жизни в нашем коллективе. У нас созданы все условия для занятий физкультурой и спортом работников и членов их семей. В минувшем году проведено 73 соревнования по различным видам спорта с участием 3824 человек из 23 подразделений. Команды Общества приняли участие в 18 городских и республиканских соревнованиях. Наши спортсмены также принимали участие в девятой летней взрослой спартакиаде ОАО «Газпром» в городе Саранске. Дети наших работников выезжали и на летнюю детскую спартакиаду в Анапу. Особо хочу отметить нашу спортивную гордость – хоккейную команду Управления аварийно-восстановительных работ, которая привезла победу из Воркуты, со Спартакиады народов Севера. Еще одна важная социальная составляющая жизни коллектива – организация отдыха и лечения работников и членов их семей. Ежегодно мы организуем реабилитационно-восстановительное и санаторно-курортное лечение в России и за рубежом. В 2011 году возможность организованного отдыха и оздоровления получили 5400 человек. В течение года централизованно мы также направили на отдых 950 детей и 299 пенсионеров. Беседовал Сергей СЕВРУК. Фото Николая БЫКОВА. Первый этап проекта «Ямал» будет окончен к 2016 году. Затем, видимо, последует второй этап – строительство третьей и четвертой ниток магистрали. А потом рынок газа покажет, нужно ли прокладывать последующие нитки – пятую и шестую – или можно ограничиться четырьмя. |