Из первых уст |
30 марта 2012 года |
Евгений Шумейко: "Север еще даст стране угля"
После долгих лет затишья 2012 год стал поворотным в развитии угольной отрасли страны и республики. В январе этого года после совещания в Кемерово премьер-министр Правительства РФ Владимир Путин подписал долгосрочную программу развития углепрома до 2030 года. В ее рамках будут направлены колоссальные госсредства на поддержку экономики и социальной сферы угольных предприятий. В Коми в 2010-2011 годах пришли серьезные инвесторы по итогам конкурсов на право разведки и освоения шахтных полей Усинского месторождения углей, победителями которых стали крупнейшие игроки на угольном рынке – НЛМК и «Северсталь». Более того, в состав регионального кабмина вошел новый член Правительства РК, курирующий угольную отрасль, – Евгений Шумейко. С ним мы побеседовали о перспективах развития Печорского угольного бассейна. – В последнее время новый собственник «Интаугля» – компания «Систем-Групп» – всерьез заговорил о разработке Сейдинского и Чернореченского месторождений энергетических углей. Намерения вполне обоснованны, учитывая, что традиционно в Инте велась добыча энергетических углей. Кроме того, проект несомненно принесет пользу приполярному городу и бюджету Инты. Но пока дальше слов дело не пошло… – Чернореченская площадь интинского каменноугольного месторождения начнет отрабатываться в ближайшее время силами «Интаугля». В следующем году компания подойдет к границам месторождения. Освоение сейдинских запасов угля – перспективный проект, нуждающийся в инвесторе-собственнике, который пока не определен. Сейчас готовится конкурсная документация. Аукцион состоится в 2012-2013 годах. Месторождение привлекательно благодаря близости подъездных путей, источников энергоснабжения и возможности добывать уголь открытым способом, что удешевляет себестоимость угледобычи. Запасы Сейдинского месторождения порядка восьми миллиардов тонн качественного, высококалорийного, малосернистого угля на сотни лет освоения. Кроме того, этот район обеспечен кондиционными запасами песчано-галечных отложений для отсыпки дорог, глинами, пригодными для изготовления кирпича. Именно на Сейде вполне реально развивать углехимию, о которой так много сегодня говорится. У Севера большой потенциал развития. И у Инты в частности, которая как и прежде будет основным поставщиком энергетических углей в регионе и стране в целом. – Если зашла речь об Инте, то как Вы оцениваете потенциал нового собственника «Интаугля» с точки зрения планов развития предприятия, вложения средств в решение социальных проблем города? – Время покажет. Угольная отрасль сложная, и загадывать, просчитывать перспективы непросто. Главное то, что собственник в Инте появился и поставленные им задачи направлены на развитие предприятия. Это и модернизация производства, решение вопросов вентиляции, водоотлива, повышения добычи и поиск новых рынков сбыта угля, дальнейшее развитие и выход на безубыточную работу ремонтно-механического завода через поиск выгодных заказов, а также поддержка шахтерской Инты в целом. Сегодня на «Интаугле» имеется запас прочности. Это прежде всего костяк грамотных специалистов-технарей. Между тем «Интауголь» остро нуждается в технике, которой и обещает оснастить собственник. – Зарплата работников «Инта-угля» отстает по темпам индексации от условий федерального отраслевого соглашения (ФОС). Изменится ли ситуация и как скоро? – Сегодня отставание от ФОС составляет 18%. Понятно, что предприятие на протяжении последних лет жило по средствам, вынуждено было работать в сложной экономической ситуации, нуждаясь в инвестициях как на техперевооружение, так и на повышение фонда оплаты труда. Однако вспомните, еще три года назад никто не верил, что правительству республики вообще удастся сохранить предприятие. И все же «Интауголь» удержали на плаву. Подчеркиваю, вопросы повышения зарплаты, как и технического перевооружения предприятия, будут решаться новым собственником в сроки, согласованные с профсоюзом «Интаугля». – Много времени, сил, средств отнимают у инвесторов процессы согласования с различными учреждениями и ведомствами, что замедляет процесс реализации инвестпроектов. Будет ли оказываться поддержка инвесторам в оформлении разрешительной документации на уровне правительства региона? – Действительно, предприятия сталкиваются с серьезными проблемами при получении лицензий, прохождении экспертиз, оформлении различного рода разрешительных документов на недропользование, земельные участки, так как законодательство в области добычи природных ископаемых, техники безопасности, охраны природы достаточно сложное. С другой стороны, такой подход государства нельзя назвать однозначно бюрократическим, несмотря на очевидные перегибы. Ведь речь идет о создании серьезных производств, где вопросы безопасности стоят на первом плане. И здесь без четкого регламентирования, жестких предписаний не обойтись, дабы избежать в дальнейшем серьезных последствий допущенной поспешности. На мой взгляд, исход дела на этапе получения разрешительных документов и согласований во многом зависит от того, насколько конструктивно, открыто выстроены взаимоотношения между собственниками и руководством региона. Власти республики заинтересованы в привлечении инвесторов, в последовательном возрождении Печорского угольного бассейна. Когда складываются партнерские отношения между бизнесом и властью, то правительство готово создавать необходимые условия для привлечения инвестиций, решать возникающие проблемы, в том числе законотворческие. Если потребуется, мы поможем достучаться до федеральных чиновников, от которых зависит решение многих вопросов. – Помимо крупных угольных предприятий в шахтерских городах страны активно работают малые сервисные компании на условиях аутсорсинга. Но у нас это модное веяние не получило широкого распространения. Почему? – Любое предприятие заинтересовано в отношениях со сторонними организациями, чья деятельность будет содействовать улучшению производственных и экономических показателей. Вместе с тем сегодня в регионе нет рынка аутсорсинговых услуг, нет конкурирующих предприятий и выбирать попросту не из кого. Но как только на карте республики появятся новые шахты, потребность в услугах по ремонту, организации вахт для строителей неминуемо возникнет. А с ростом конкуренции качество услуг будет расти, а затраты на их предоставление снижаться. – Кто должен взращивать сервисные службы – собственники шахт или муниципалы, заинтересованные в развитии малого бизнеса? И можно ли переложить на плечи сторонних организаций, к примеру, ремонт сложной подземной техники? – Вовсе не обязательно спускать аутсорсинг под землю. Наверху полно работы, связанной с доставкой людей, выстраиванием логистических схем доставки запчастей, оборудования и стройматериалов, предоставлением банно-прачечных и услуг общепита. Этим как раз и должны заниматься сторонние организации. – В связи с развитием в перспективе Усинского и Сейдинского месторождений инвесторы всерьез обеспокоены проблемами неразвитой транспортной инфраструктуры, дефицитом не только путей, но и вагонов для перевозки угля в другие регионы. Как собираются решать проблему собственники строящихся шахт и Правительство РК? – Проблема серьезная, но решаемая. Есть вопросы к РЖД. Ведь раньше, когда добыча угля по Воркуте была на уровне 24 млн. тонн, по Инте – 9 млн. тонн в год, дорога справлялась с объемами, эшелоны угля шли с севера на юг. Сегодня изменился лишь вектор движения – газовики везут «трубу» в обратную сторону. На мой взгляд, надо изучить опыт прошлых лет и восстановить то, что было ликвидировано, сокращено в период 90-х годов прошлого века. Кроме того, в планах региональных властей – строительство автодороги до Нарьян-Мара, реализация проекта «Белкомур», перспективы создания своей грузовой компании. – Вы активно занимаетесь проблемой обслуживания пассажиров в поездах северного направления. Есть ли сдвиги? – Этот вопрос стоит на постоянном контроле руководства республики и Северного отделения РЖД. В системе пассажирских перевозок наметились положительные изменения. В частности, в вопросах обновления вагонного парка поездов, улучшения условий проезда и качества обслуживания пассажиров. Также на уровне Правительства РК и компании «Северсталь» принято решение о приобретении пассажирского состава «Москва – Воркута». Второй состав должна предоставить РЖД. Новый состав должен появиться уже в этом году. – Северяне, меняющие прописку по программам переселения, сталкиваются с проблемой перевоза багажа в связи с отменой трех- и пятитонных контейнеров. Решается ли этот вопрос? – К сожалению, решение о переходе на крупнотоннажные контейнеры принято железнодорожниками, и сегодня контейнерные площадки по всей стране работают по новой схеме. Но это не означает, что люди лишатся возможности воспользоваться законодательно закрепленным правом на отправку личного багажа при переезде к новому месту жительства. Перевозка будет осуществляться с учетом изменившихся технологий. – На последнем заседании Правительства РК Вы подняли проблему грядущего кадрового голода из-за отсутствия достаточного количества горняков – инженеров и рабочих. Не возникнет ли ситуация, когда на новых шахтах будет некому работать и придется завозить гастарбайтеров по примеру нефтяников и газовиков? – Проблему дефицита грамотных специалистов и рабочих рук угольные предприятия Воркуты и Инты уже испытывают. Для успешного освоения новых месторождений этот вопрос необходимо решать, но только не за счет гастарбайтеров. Этот вариант на шахте, где бесперебойный график работы, не пройдет. Кроме того, должен быть налажен контроль не только в сфере горной геологии, но и в области техбезопасности. Временные, профессионально неподготовленные бригады не обеспечат выполнение этих требований. Другое дело, если приедет специалист-горняк на работу по контракту на несколько лет. В целом в условиях кадрового голода нужно повышать престиж шахтерского труда, утраченный в 90-е годы. Кроме того, при заключении ежегодных соглашений о сотрудничестве между Правительством РК и собственниками шахт нужно включать пункт о подготовке кадров. Собственник должен сделать региону заказ на подготовку работников, а регион – обучить их на базе существующих профильных, перепрофилированных или вновь открытых учебных заведений. В южных и центральных районах республики немало безработных, особенно в лесных поселках. Сельчане могут пополнить ряды шахтеров, учитывая, что труд горняков постепенно становится высокооплачиваемым. В целом комплекс этих мер позволит обеспечить трудоустройство внутри региона за счет собственного кадрового резерва. – Нельзя не остановиться на проблемах безопасности горняцкого труда. Как обстоят дела на предприятиях Инты и Воркуты? Будет ли внедряться презентованная в Кемерово отечественная система точного обнаружения шахтеров во время подрывных работ и в случае ЧС – ГОРНАСС? – Перед всеми собственниками угольных предприятий поставлена задача обеспечения максимальной безопасности шахтерского труда. «Воркутауголь» уже сегодня внедряет систему безопасности канадского производства, а компания «Интауголь» эту систему внедрила два года назад. – В СМИ недавно прошла информации о том, что Вам предложили занять пост постоянного представителя Коми при Президенте РФ вместо Владимира Еремченко, якобы покидающего эту должность. Так ли это? – Официально мне не поступало предложений. Поэтому сегодня намерен заниматься решением конкретных задач, поставленных передо мной руководством республики. Марина ЛЫСАКОВСКАЯ. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. Еще три года назад никто не верил, что правительству республики вообще удастся сохранить предприятие. И все же «Интауголь» удержали на плаву. Проблему дефицита грамотных специалистов и рабочих рук угольные предприятия Воркуты и Инты уже испытывают. Для успешного освоения новых месторождений этот вопрос необходимо решать, но только не за счет гастарбайтеров. |