Общество |
17 июня 2011 года |
Календари древних коми/ Промысловые животные символизировали разные времена года
Недавно в Сыктывкаре, в Центре коми культуры, открылась выставка «С древнейших времен до наших дней», посвященная традиционным коми календарям. Мастер Игорь Андриянов представил свои реконструкции нескольких древних металлических и деревянных календарей, по которым отмеряли дни и ночи наши предки. На выставке можно сравнить их с карельским и ненецким календарями, также реконструированными мастером-историком. Круг зверей Наверное, самым распространенным и узнаваемым коми календарем является круглый металлический промысловый календарь, который сейчас активно используется для оформления различных изданий и культурных мероприятий. В частности, его можно увидеть на пластиковых карточках одного из банков республики. История этого календаря такова. В 1975 году на берегу Вычегды, в районе села Сторожевск, было найдено местными жителями и передано археологу Климу Королеву бронзовое плоское кольцо. Находка датируется концом первого – началом второго тысячелетия нашей эры. На кольце, в едином круге, фигурки девяти различных животных. Согласно исследованиям этнографа Николая Конакова в солнечном календаре древних коми год начинался со дня весеннего равноденствия, поэтому 21 марта отмечено особым значком на внешнем ободе кольца-календаря. Была выявлена продолжительность каждого из девяти периодов-месяцев, обозначенных на календаре с помощью зооморфных символов. Отсчет велся против часовой стрелки с помощью косых насечек – «недель», каждая из которых соответствовала промежутку времени в четверо суток. В основу деления года на периоды («месяцы») положены годичные биологические ритмы промысловых животных: период медведя – 22.03-27.04, период оленя – 28.04-02.06, период горностая – 03.06-04.07, период росомахи – 05.07-09.08, период лося – 10.08-04.10, период выдры – 05.10-19.12, период лисицы – 20.12-24.01, период белки – 25.01-21.02, период куницы – 22.02-21.03. По мнению специалистов, в выделении этих периодов был заложен особый сакральный смысл, доступный лишь ограниченному кругу лиц – жрецам. Любопытно, что в Верхнем Прикамье, где проживали коми-пермяки, найдены еще несколько чудских бляшек, подобных вычегодскому календарю. Календарь-кольцо отыскался всего один, но еще два предмета подковообразной формы похожи на него по стилю. Это тоже плоские бронзовые кольца, на которых по кругу изображены фигурки зверей. Олицетворяют они уже не месяцы, а времена года. Символом осени является выдра, зимы – бобр, весны – белка, а лета – два волка или собаки. В конце XIX века в деревне Маскаль Кочевского района Пермского края обнаружили бронзовое плоское кольцо, представляющее собой древний коми-пермяцкий календарь. Предполагается, что оно изготовлено в X-XII веках. На календаре изображены бобр, выдра, белка и два волка, символизирующие разные времена года. При этом бобр и выдра двигаются в одну сторону, белка и волки – в другую. Кроме этого, на кольцо нанесены еще 53 насечки и две округлые розетки. Эти 55 знаков соответствуют 55 суткам – времени оборота Луны вокруг Земли. Насечки расположены в строгом соответствии с фигурами животных. Видимо, на кольце существует два календаря: лунный и солнечный. Более того, лунное исчисление времени представлено в двух вариантах: по реальному обороту Луны вокруг Земли и по фазам Луны, что обеспечивало очень высокую точность отслеживания времени. Игорь Андриянов представил зрителям как классический вычегодский диск, так и нечто похожее на подкову. По мнению мастера, эта древняя штучка также вполне могла иметь то же назначение, что и календарь-диск. Любопытно, что несомненное сходство с коми календарем-диском имеют практически все древние календари. Также на дисках отсчитывали время древние народы майя, китайцы, славяне. Да и привычный зодиак (греч. zun – животное, diakos – колесо) тоже имеет много общего с вычегодским диском. Пу святси Более поздняя форма коми календаря – это так называемые охотничьи календари «пу святси» («деревянные святцы»). Именно их и называли в дореволюционной историографии «зырянскими календарями». – Для счета времени по юлианскому календарю коми зыряне издавна использовали так называемый «охотничий» деревянный резной календарь «пас» или «пу святси», – рассказал Игорь Андриянов. – Существует предание, что этот календарь был придуман или принесен святителем Стефаном Пермским, крестителем предков коми – Перми Вычегодской. Этот календарь представляет собой сужающийся к концам деревянный брусок с двенадцатью полуребрами (по числу месяцев), на которые нанесены насечки, означающие дни. Общее количество насечек – 365 – соответствует количеству дней в году. Соответствующие дням церковные праздники обозначались на плоских сторонах бруска специальными значками – «пасами». Некоторые старинные календари содержали свыше сорока пасов. Чтобы отметить прошедшие дни, насечки заклеивали воском или лиственничной смолой. Несмотря на простоту в изготовлении, пу святси имелись далеко не у каждого: владеть ими имели право лишь главы больших семей и вожаки промысловых артелей, которые и следили за ходом времени. Помимо охотничьего календаря, мастер реконструкции представил публике четырехгранный деревянный календарь для «стационарного» домашнего использования. Его оригинал найден в Визинге. Длина оригинала – 104 сантиметра. На двух смежных гранях календаря расположены отметки в виде насечек, означающих дни и месяцы. На примыкающих к ним гранях напротив дней, соответствующих церковным праздникам юлианского календаря, поставлены дополнительные насечки. Первая публикация о деревянных календарях появилась в 1852 году в журнале «Московитянин». Статья называлась «Сельский деревянный календарь». Ее автор нашел такой календарь в сибирской глубинке, в деревне, расположенной на реке Лене. В 1876 году российский ученый Павел Савваитов опубликовал свой труд о зырянских деревянных календарях. Они были распространены большей частью в Вологодской и Архангельской губерниях и относились к временам язычества. В позапрошлом веке деревянные или костяные святцы были известны не только на севере Европейской России, но и в Сибири, на Дальнем Востоке. Пользовались ими различные народы: русские, карелы, долганы, якуты, эвенки и другие. В Государственном историческом музее в Москве имеется много деревянных или костяных календарей. Они имеют 6, 4 или 3 боковые грани, представляют собой дощечки или круги, как у якутов-скотоводов. В 1927 году на Камчатке, в районе реки Пенжины, был найден эвенкийский календарь под названием «ивассы». Он имеет форму дощечки с ручкой. На дощечке выполнено 12 рядов отверстий – по числу месяцев. Всего таких отверстий 366. Год начинался с 1 сентября, каждые три месяца были отделены перегородками. Дни отмечались двумя колышками – дневным и недельным, которые вставляли в соответствующие отверстия. Другой костяной эвенкийский календарь представляет собой палочку с шестью боковыми гранями, изготовленную из кости мамонта. Каждая грань соответствует двум месяцам, а зарубки – неделям и дням. В отделе этно-графии Русского музея мне как-то попался на глаза костяной календарь, почти полная копия коми деревянных его собратьев. Только изготовлен он где-то на Дальнем Востоке. Карельские дощечки Были свои календари и у родственных нам народов. Игорь Андриянов изготовил два календаря, не имеющих отношения к коми традиции. Это деревянный календарь из Карелии с указанием основных православных праздников по юлианскому стилю. Состоит он не из одного бруска, а из шести дощечек, каждая сторона которых содержит насечки по количеству дней одного месяца. Над некоторыми насечками имеются значки, означающие церковные праздники. На оригинале календаря год начинается с 1 сентября. Календари такого типа характерны для прибалтийско-финских народов. Представленная копия переделана под современный григорианский стиль. Еще одним экспонатом выставки стал ненецкий деревянный календарь. Согласно традиции год у ненцев делился на два периода – летний год и зимний год. Поэтому календарь составлял половину обычного календарного года. Это примерно 26 недель. Систему семидневного деления недель ненцы заимствовали у коми. На календаре отмечались только дни недели. Обычные дни обозначались простой зарубкой, воскресные – круглым углублением или значком Х. Зарубка прошедшего дня срезалась острым ножом, объединяя его с предыдущим. Таким образом, календарь являлся «разовым». В поисках первого ножа Помимо календарей Игорь Андриянов занимается реконструкцией одежды, оружия и украшений древних коми. Это увлечение началось в 2007 году со съемок его первого собственного документального фильма, посвященного национальному костюму, – «История, записанная на холсте. Национальный костюм коми». В кинокартине автор планировал не только рассказать и показать традиционные коми костюмы, но и реконструировать самую древнюю одежду нашего народа. Для этого пришлось изучать особенности этнического костюма. – И тут во мне «включились» историк и археолог: я же все-таки истфак заканчивал, – вспоминает Игорь. – Да и тема древних коми меня на самом деле еще в детстве сильно интересовала. Начал, как учили на истфаке, добросовестно собирать, обрабатывать и анализировать источники. Только затем приступил к материальному воплощению идеи. Сейчас И.Андриянов работает над реконструкцией «зырянского ножа». Ему удалось установить, что коми ножи делятся на четыре типа, в зависимости от места происхождения и применения. Они отличаются формой рукояти, ножен и способом заточки (ижемский тундровый нож имеет одностороннюю заточку). Длина лезвия от шести до 20 сантиметров, простая деревянная рукоять различных форм. Самое значительное украшение, которое довелось найти исследователю, – это несколько полосок на обухе ножа XIV века и сохраненная кованая текстура клинка. Рукояти были очень простые и надежные, из прямослойной древесины либо сувеля. Клейм и надписей на них не встречается. Артур АРТЕЕВ. Фото автора. |