Из первых уст |
17 июня 2011 года |
Александр Головко: "У наших выпускников нет проблемы невостребованности"
Вхождение России в Болонский процесс и введение многоуровневой системы образования для многих российских вузов стали настоящим испытанием на прочность. И в первую очередь в условиях усилившейся конкуренции под удар попадают филиалы высших учебных заведений. Сыктывкарский филиал Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики – наиболее крупный по численности студентов среди филиалов Республики Коми: на его базе получают высшее образование более двух тысяч студентов. Новые требования руководство этого филиала не пугают, сегодня здесь активно строят планы дальнейшего развития. В этом году Сыктывкарский филиал СПГУСЭ стал победителем конкурса «Волонтерские центры России» по направлению «Сервис». На его базе будет открыт центр по привлечению волонтеров для Олимпийских игр-2014 в Сочи. О том, как будет осуществляться подготовка волонтеров, и о том, как филиал выживает в новых экономических условиях, наш сегодняшний разговор с директором Александром Головко. – Александр Викторович, что это за конкурс и кого будет готовить ваш центр? – Конкурс был организован Минспорта и Минобрнауки РФ, в котором участвовали более 60 учебных заведений России по 11 направлениям. Во время Олимпийских и Паралимпийских игр в Сочи будет задействовано порядка 25 тыс. волонтеров по всем направлениям: от встречи делегаций в аэропорту, сопровождения, организации питания, проведения экскурсий до помощи в организации церемонии закрытия Олимпиады. Вот таких волонтеров мы и будем готовить. Естественно, мы будем готовить их с хорошим знанием английского языка: ведь им придется проводить с иностранными делегациями целые дни. – Почему в числе очень немногих выигравших этот конкурс оказался ваш вуз? – Потому что у нас есть все необходимое для подготовки таких волонтеров: мы же выпускаем специалистов для сферы сервиса. – Ситуация в сфере высшего образования в последнее время очень осложнилась: высокие требования к вузам требуют и высокой конкуренто-способности. Как вы себя ощущаете в таких условиях? – Ощущаем вполне уверенно. И главная причина нашего оптимизма – востребованность наших выпускников. Во-первых, наш филиал – государственный, что немаловажно для большинства студентов, во-вторых, это единственный в республике филиал вуза, который готовит специалистов в сфере сервиса. Учитывая, что в Республике Коми не так уж много промышленных предприятий и трудоустроиться туда бывает весьма сложно, сфера сервиса – как раз та ниша, где еще есть относительная свобода для самореализации. Без преувеличения скажу, что потребность в кадрах этой сферы закрывается по большей части выпускниками нашего филиала. Так что пока мы вне конкуренции. – А кого готовит ваш филиал? – Сегодня у нас четыре специальности, внутри которых существуют специализации. Специальность «Менеджмент или управление персоналом» включает в себя специализации: «Менеджмент в таможенном деле», «Управление страхованием», «Менеджмент торговых предприятий», «Гостиничный и туристический бизнес». Вторая специальность – «Сервис», где представлены специализации: «Автосервис», «Сервис в жилищной и коммунально-бытовой сфере» и «Сервис на предприятиях индустрии моды». Не так давно мы отказались от приема на специальность «Конструирование швейных изделий», потому что потребность рынка в этих специалистах вполне удовлетворяет Сыктывкарский колледж сервиса и связи. Согласитесь: для того чтобы хорошо шить, не обязательно иметь высшее образование, а выпускники «Сервиса на предприятиях индустрии моды» получат возможность самим организовать свое ателье. Управленцев в системе жилищно-коммунального хозяйства мы обучаем на специальности «Домоведение». Специальность «Социально-культурный сервис и туризм» включает три специализации – «Социально-культурный сервис», где мы готовим ребят для организации культурных и досуговых мероприятий, «Гостиничный сервис» и «Туризм». – Все вузы с этого года переходят на уровневую систему образования. Есть ли у вас условия для такого перехода? – Проанализировав потребность в кадрах, мы решили немного расширить спектр направлений бакалавриата, включив подготовку экономистов предприятий и организаций сервиса и ЖКХ. Также с этого года в филиале пойдет подготовка бакалавров по направлениям: «Государственное и муниципальное управление», «Сервис» (сервис транспортных средств и недвижимости), «Туризм» (технология и организация туроператорских и турагентских услуг). Магистратура будет открыта после первого выпуска бакалавров. – Вы полагаете, что республика нуждается в таком количестве специалистов в сфере туризма, которое будет выпускать ваш филиал? – Эти специалисты будут востребованы. Сегодня регион заинтересован в развитии внутреннего туризма. В Республике Коми есть очень интересные места и уголки девственной природы, но мы не можем показать это иностранцам, потому что у нас нет гидов со знанием языка, имеющих хорошую физическую и туристскую подготовку, имеющих навыки ведения экскурсионной работы и знания по истории своего края. Большинство поступающих уже работают в сфере туризма. В плане подготовки специалистов мы тесно сотрудничаем с фирмой «Вэртас-тур», обращаются к нам и директора других турфирм с просьбой предоставить им квалифицированных специалистов из числа наших выпускников. – Насколько мне известно, вы готовите также специалистов в сфере государственного муниципального управления. Но рынок сегодня перенасыщен чиновниками, в учреждениях идут сокращения. К тому же управленцев готовит республиканская академия госслужбы… – Академия госслужбы – автономное учебное заведение, а мы – государственное. Это просто здоровая конкуренция. Действительно, показатель трудоустройства выпускников – сегодня самый сложный аккредитационный показатель для всех вузов. Мы же понимаем, что если мы будем выпускать специалистов без перспективы трудоустройства, то грош нам цена. Поэтому у нас с первого курса ведется работа по заключению договоров на учебную, производственную и преддипломную практику. Чтобы не быть голословным, приведу пример: из 23 студентов-очников этого года 21 у нас уже трудоустроен. При этом они еще пока даже не защитили дипломы, защита у них еще впереди. Из 1625 заочников в этом году закончили учебу 304 человека. Ни один из наших выпускников не стоит на учете в центре занятости, это абсолютно точные данные. И самое главное: практически все наши выпускники работают по полученной специальности. А это значит, что к нам приходят не для того, чтобы просто получить высшее образование, а чтобы повысить свой профессиональный уровень и обеспечить себе дальнейший карьерный рост. Трудоустроиться нашим выпускникам куда легче, чем кому-либо: они работают в страховых компаниях, на таможне, в торговых предприятиях, гостиничном и туристическом бизнесе, на предприятиях автосервиса. С трудоустройством страховщиков у нас вообще нет проблем. Сфера страхования сейчас активно развивается, в республике около 80 страховых компаний, в то время как квалифицированных специалистов в них единицы. Работают экономисты, юристы, но только не страховщики. В России всего два вуза, которые обеспечивают страховые компании специалистами. Выпускники 2011 года еще во время учебы стояли на учете в страховых компаниях как потенциальные специалисты. – Сколько бюджетных мест выделяется вашему филиалу и в какую сумму обходится обучение на контрактной основе? – На сегодняшний день у нас 152 студента учатся на бюджетной основе. Для обучения на коммерческой основе в нашем филиале студент-заочник должен заплатить в год 35 тысяч рублей, очник – 38 тысяч. Но при этом стоит учесть, что наши студенты получают диплом государственного образца Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики, в котором не обозначен Сыктывкарский филиал. Для сравнения: годовое обучение в Санкт-Петербурге обходится в 80 тысяч. Как говорится, почувствуй разницу… Студенты, обучающиеся у нас в Сыктывкаре, в плане качества образования ничего не теряют: к нам регулярно приезжают преподаватели из головного вуза читать курсы лекций, проводить практические занятия и осуществлять контроль знаний. Кроме того, все желающие перевестись из нашего филиала в Санкт-Петербург могут сделать это беспрепятственно: обучение у нас ведется строго в соответствии с программами головного вуза. – При таком большом количестве студентов-заочников ваш вуз не располагает общежитием. Как же у вас решается вопрос размещения приехавших на сессию студентов? – Да, к сожалению, общежития у нас нет, поэтому на очное обучение поступают в основном ребята из Сыктывкара. Для студентов-заочников на время сессии мы арендуем общежития. А для тех сельских студентов, у которых есть проблемы с выездом, у нас уже два года подряд ведется дистанционное обучение. Это позволяет студентам из удаленных районов республики слушать лекции и получать консультации не только наших, но и питерских преподавателей. Пока мы практикуем это только со старшими курсами. – При выборе вуза не последнюю роль для абитуриентов играют возможности приложения творческих сил во внеучебной деятельности. В молодости всем хочется жить ярко и насыщенно… – Это, пожалуй, один из главных вопросов как для абитуриентов, так и для их родителей. Родителям хочется, чтобы их дети после занятий не болтались без дела, а студентам хочется жить активно. Поскольку на очном обучении у нас всего около двухсот студентов, то организовать их досуг, естественно, намного проще. Мы практически живем как одна большая семья. В вузе есть все, что должно быть для организации студенческого досуга. Наши ребята активно занимаются спортом, участвуют в спартакиаде вузов республики, занимают призовые места. В вузе есть своя команда КВН, которая выезжает с выступлениями в районы республики и за ее пределы. В числе наших студентов – чемпионы и участники финала России по боксу, по плаванию. В качестве поощрения для лучших студентов мы ежегодно организуем походы со сплавом по северным рекам. В институте есть своя сауна, лыжная база, конкурс «Мисс студентка», вечера посвящения в студенты и т.д. – Сегодня, для того чтобы удержаться на плаву, необходимо постоянно развиваться, искать новые формы работы. Каким вы видите будущее своего филиала? – Я думаю, чтобы быть успешным, нужно выбирать направление развития соответственно стратегии развития региона. Например, республика заинтересована в строительстве финно-угорского этнокультурного парка в селе Ыб Сыктывдинского района. Думаю, все наши специалисты в сфере автосервиса, торговли, туризма будут там как нельзя кстати. Вообще, в перспективе мы думаем о создании многофункционального центра по оказанию сервисных услуг для различных категорий населения, где можно будет отремонтировать машину или пошить одежду. Но, пожалуй, главное, на что мы намерены направить все свои усилия, – это обучить наших студентов открытию и ведению бизнеса. Я был недавно в Хельсинки в институте сервиса, где знакомился с финским опытом в сфере высшего образования. Меня поразило то, что студенты прежде всего получают знания по открытию и защите своего бизнеса. У нас в России этому почти не учат. Да что там говорить: в России малый бизнес пока не столько развивается, сколько выживает. Поэтому мы планируем переквалифицировать своих преподавателей, чтобы они могли учить студентов создавать, грамотно вести, развивать и умели обезопасить свой бизнес. Галина ГАЕВА. Фото Дмитрия НАПАЛКОВА. На правах рекламы |