Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
3 июня 2011 года

Наравне со всеми

/ Для детей-инвалидов в Ухте условия к адаптации в обществе создают с раннего возраста

Одной из задач президентской инициативы «Наша новая школа» обозначена необходимость включения детей-инвалидов в образовательный процесс вместе со здоровыми детьми. Равные права на обучение закреплены конституционно, однако в целом по стране инклюзивное образование внедряется очень медленными темпами, о чем «Республика» уже неоднократно писала. Лишь отдельные регионы добились в этом вопросе каких-либо заметных результатов. Пионером инклюзивного образования у нас в республике стала Ухта.

Школа для всех

Ухтинская школа №16 – пока единственное в республике образовательное учреждение, которое с 2005 года является участником федерального и международного проекта «Школа для всех» по инклюзивному образованию. Здесь вместе со здоровыми детьми обучаются дети с ограниченными возможностями, а в минувшем году на базе этой школы был создан ресурсный центр по работе с такими детьми.

Внешне здесь все, как в любой общеобразовательной школе: тот же шум перемен, уроки, кружки, секции. И только внимательный взгляд сумеет заметить в толпе школяров ребят, которые чем-то не сразу уловимым не вписываются в привычную школьную круговерть. На переменах они предпочитают не носиться сломя голову и в общей радости движения участвуют только эмоционально. В числе семисот пяти учащихся школы таких ребят сегодня шестнадцать. Двенадцать из них официально находятся на домашнем обучении, но все же предпочитают ходить в школу.

Здесь все продумано для того, чтобы дети даже с таким сложным заболеванием, как ДЦП, не испытывали бытовых затруднений: оборудованы пандусы, санузлы, есть даже специальные приспособления для ребят, которым легче стоять, чем сидеть, во время урока. Правда, сегодня детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в школе нет. Но несколько лет назад вместе со здоровыми ребятами здесь учился мальчик, который передвигался на коляске. Родители каждый день привозили его в школу, он взрослел и получал знания о мире не в ограниченном пространстве своей комнаты, а в среде своих сверстников. По словам директора школы Евгении Тутолминой, его адаптация прошла успешно. Класс, где он учился, располагался на первом этаже. Никаких проблем в общении с другими детьми не было, ребята с ним общались на равных, на переменах он со всеми катался на своей коляске. С 9 по 11 класс юноша находился на дистанционном обучении. Сейчас он учится в УГТУ и в этом году даже самостоятельно летал на самолете в Москву.

Из разговора с учениками, имеющими серьезные отклонения в здоровье, мы выяснили, что в среде своих здоровых сверстников они чувствуют себя совершенно комфортно, и отношение к ним абсолютно такое же, как к остальным ребятам. Просто правильное отношение к инвалидам в Ухте начинают формировать еще с детского сада. И в школе, и в дошкольных учреждениях для ребят проводятся уроки добра. На уроках изобразительного искусства малыши рисуют города, в которых было бы удобно жить всем.

В городском управлении образования содержится база данных на всех детей с ограниченными возможностями начиная с их рождения. Специальный координационный совет при главе администрации города, в который входят педагоги и медицинские работники, уже за год-два до поступления ребенка в школу решает, что необходимо приобрести, чтобы создать для него условия нормального обучения в выбранной родителями школе. Идея создания ресурсного центра при школе № 16 тоже принадлежит членам координационного совета. По замыслу в центре должна предоставляться методическая помощь педагогам, родителям и самим детям, на его базе будут работать специалисты по разработке индивидуальных программ для ребенка. Все необходимое для обучения школьника оборудование тоже хранится в ресурсном центре.

Дети с ограниченными возможностями в 16-й школе занимаются по разным программам: в общеобразовательных, коррекционных классах, на индивидуальном обучении. «Мы всегда оговариваем с родителями ребенка, какая форма обучения больше всего ему подойдет. Кроме того, родители имеют право сами выбрать учителей для своего ребенка», – говорит Евгения Юрьевна. Кроме учителей-предметников с детьми здесь занимаются логопеды, психологи, социальные педагоги, воспитатели групп продленного дня. Есть также учителя индивидуального обучения. Для индивидуальных занятий в школе есть специально оборудованный кабинет. Недавно на средства городского бюджета школа приобрела ортопедические кресла.

Необучаемых не бывает

Прежде чем взяться за новое для себя дело, директор школы Евгения Тутолмина в рамках международного проекта «Школа для всех» изучала опыт работы с особыми детьми в американском городе Сиэтле. По словам Евгении Юрьевны, в сфере инклюзивного образования американцы далеко нас обошли: там в одну и ту же школу ходят дети как с сохраненным, так и с несохраненным интеллектом. У нас пока такого нет, и общеобразовательную школу могут посещать только так называемые обучаемые дети. Хотя, утверждает Евгения Юрьевна, сегодня понятия необучаемый ребенок нет, и дети с умственной отсталостью вполне могли бы обучаться рядом с обычными детьми.

Но пока помимо прочих объективных причин все упирается в систему аттестации школьников. Ведь конечный результат для выпускника школы – аттестат об образовании, а для этого ребенок должен сдать экзамены. Дети-инвалиды тоже обязаны сдавать экзамены, хотя и в щадящем режиме. А экзамен – это даже для здорового школьника стресс. Тем более для больных ДЦП, которым даже писать бывает трудно. «Нашему правительству надо продумать, как включить в общеобразовательный процесс детей с несохраненным интеллектом, – рассуждает Е.Тутолмина. – На этот счет у нас правовая база не отработана. Раньше инвалиды от экзаменов освобождались, а потом эту льготу для них убрали, и они должны сдавать на равных со всеми».

Кстати, работа с детьми, которые по всем медицинским показателям где-то в другом городе были бы признаны необучаемыми, в Ухте тоже налажена и даже дает результаты, опровергающие этот неутешительный диагноз. Правда, занимаются такие дети не вместе с обычными школьниками, а в двух специально образованных классах на базе коррекционной школы № 45. Практика показала, что такие дети вполне могут осваивать азы грамоты и их возможно развить до определенного уровня. Естественно, обучение детей-инвалидов в обычной общеобразовательной школе стало бы невозможным без ранней социализации таких детей. Поэтому ухтинских детей с ограниченными возможностями здоровья включают в образовательную среду с обычными детьми уже на стадии раннего возраста.

Дошколята, имеющие проблемы со зрением, посещают детский сад № 60, малыши с ДЦП, врожденными аномалиями развития головного мозга, наследственными заболеваниями, эпилепсией, ортопедической патологией направляются в центр развития ребенка – детский сад № 40. В некоторых группах этих детских садов соотношение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями доходит до пятьдесят на пятьдесят. В итоге выпускники этих садиков могут продолжать обучение не только в специализированных образовательных учреждениях, но и в обычных школах.

Было бы желание

Все, о чем мы рассказали, стало возможным благодаря инициативе лидеров Ухтинской общественной организации инвалидов. Очень большую работу по развитию инклюзивного образования в Ухте, а сейчас и в республике, проводит Маргарита Колпащикова. Несмотря на то что с недавнего времени Маргарита Михайловна возглавляет Общественную палату РК, свой пост председателя Ухтинской организации инвалидов она не оставила и проблемами инвалидов продолжает заниматься. Недавно она стала еще и руководителем Коми республиканского отделения ВОИ. 

Вопрос о необходимости инклюзивного образования возник несколько лет назад, после того как члены Ухтинской организации ВОИ провели опрос семей, имеющих детей-инвалидов, с целью выявить круг основных проблем. Анализ более тысячи представленных анкет показал, что самая главная проблема людей с ограниченными возможностями – социальная неадаптированность, во многом обусловленная отсутствием достойного и качественного образования. Практически все дети-инвалиды находились на домашнем обучении, на которое отводится очень мало часов в неделю. Кроме того, обучаясь на дому, дети не получают системных знаний по таким предметам, как химия, физика, рисование, черчение, потому что преподавать их на дому очень сложно.

Анкетирование стало первым шагом на пути к инклюзивному образованию. Как говорится, на ловца и зверь бежит. Вскоре после того, как ухтинцы решили «пробивать» эти вопросы, у них появились партнеры в России. Московская организация «Перспектива» тогда начала международный проект образования инвалидов, и ухтинцы к ним подключились. Первым препятствием на пути к осуществлению идеи оказалась недоступность школьных учреждений: школы и подъезды домов не были оснащены пандусами. Это требовало денег. «Тогда мы решили разработать и «пробить» специальную муниципальную программу, – рассказывает Маргарита Колпащикова. – Назвали ее «Школа для всех». Программа была поддержана депутатским советом, администрацией города и Главой республики».

Но все оказалось не так просто: когда все необходимые условия для обучения детей-инвалидов в школе №16 были созданы, родители почему-то не повалили валом с заявлениями о приеме их детей в это инновационное учреждение. У большинства семей нет возможности предоставить своему ребенку-колясочнику помощника, который сопровождал бы его в школу и из школы. Сейчас в Ухте решают вопрос о предоставлении транспорта для перевозки таких детей и создании службы сопровождения.

Но самое главное сделано: в целом для детей-инвалидов в Ухте созданы условия, позволяющие получать образование наравне со всеми. А воспользоваться возможностями общеобразовательной школы, специализированного образовательного учреждения или обучаться на дому – это уже выбор родителей ребенка.

Между тем родители сегодня все чаще восстают против сложившейся ситуации, когда их дети из-за недоступности среды вынуждены жить в изоляции от общества. «Республика» как-то рассказывала об одиноком отце из Сыктывкара, который на протяжении почти трех лет пытался устроить свою дочь с синдромом Дауна в детский сад и только через суд смог этого добиться. И таких прецедентов становится все больше. Почему же требование родителей позволить их детям быть полноправными членами общества натыкается на противостояние? Маргарита Колпащикова уверена, что нежелание педагогов работать с такими детьми вызвано страхом неизвестности: слишком силен в общественном сознании стереотип, что инвалид – это человек из какого-то другого мира.

– Год назад мы в Ухте детей с синдромом Дауна на базе общества инвалидов обучали через развивающие компьютерные игры, – рассказывает Маргарита Михайловна. – Результаты были просто удивительные. Недели через две они так хорошо усвоили правила игры, что мы их не могли оторвать от компьютера. Ведь синдром Дауна – это что-то сродни аутизму, у ребенка сужено сознание, и он развивается односторонне. Но таких детей можно развить, они обучаемые. Было бы только желание. Что касается здоровых детей, которые будут посещать с особым ребенком образовательное учреждение, то для них это прекрасная возможность проявить внимание и сострадание к ближнему.

Как мы уже сообщали, в последних числах мая в Общественной палате РК состоялся круглый стол, на котором обсуждались возможности распространения ухтинского опыта в республике. Участники мероприятия сошлись во мнении о необходимости разработки специальной республиканской программы по инклюзивному образованию.

Галина ГАЕВА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №112 (4509) - 3 июня 2011 года

Товары и таланты земли Вятской представлены в эти дни в столице Коми

Снежка отправили на Север / Может, не стоит больше дарить оленей руководству республики?

Мусульмане отметили юбилей общины

Союз северных городов войдет в народный фронт

В СГУ будут изучать финно-угорскую культуру

Отменены чартерные рейсы в Испанию / На что могут рассчитывать туристы в этой ситуации?

Горожане пьют больше / Сколько алкоголя потребляют в республике?

Приют в съемной бане нашла чета сыктывкарских пенсионеров

Почему же сразу в суд? / Жильцы не понимают причин возникновения проблем с корректировками "ЖУКа"

И добро, и зло возвращаются... / Исповедь простого пациента

Вопрос - ответ

 №111 (4508) - 2 июня 2011 года

На парад с колясками вышли родители в День защиты детей

С надписью "ПОЛИЦИЯ" теперь будет ездить милицейский автотранспорт

Здоровье горняков и спрос на гастарбайтеров рассмотрела трехсторонняя комиссия

Будет ли восстановлен детский сад в Яреге?

Дожить бы до осеннего Мясоеда / Предприниматели не уверены, что власти услышали их протест

В Печоре отказались от всенародных выборов главы

Социальные новостройки Усинска

 №110 (4507) - 1 июня 2011 года

Спиной к сигарете / Студенты-медики призывали сыктывкарцев бросать курить

Будет брак - придется переделывать / Иван Поздеев проинспектировал ремонт улиц

Продолжатся отключения горячего водоснабжения

По местам лагерей и спецпоселков отправляются юные следопыты

Самое главное звено / Руководители советов республики обсудили проблемы местного самоуправления

Дети нуждаются в защите и заботе

Временных мер недостаточно / Проблемы малышей и сирот могут решить федеральные программы

Парад маленьких звездочек

Если ребенок в опасности...

"Солнышко в ладошках"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 112 (4509)
3 июня 2011 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»