Домашний Очаг |
3 июня 2011 года |
Особенности школьного возраста
В последние весенние дни на улицах можно было встретить не только нарядных старшеклассников, но и детишек с лентами через плечо, на которых было написано «Выпускник детского сада». Совсем скоро их ждет школа. А ведь это непростое испытание для них. Младший возраст Современные психологи утверждают, что с каждым годом в первые классы попадает все больше неподготовленных к обучению детей. И эта неготовность, скорее, моральная, нежели относящаяся к умственному развитию ребенка. Сегодня среди учащихся младших классов все более развивается так называемый «синдром отчуждения». Это происходит, когда ребенок начинает сам себе навязывать мысли о том, что в этом классе ни расположения учителей, ни дружбы сверстников он не добьется. С чем это связано? Такое мнение является следствием возможной неудачи в учебе (неправильно ответил на вопрос) или насмешек со стороны одноклассников. Начинается процесс подавления собственного «Я», и это в свою очередь создает цепь последующих неудач. Готов ли ребенок к обучению в школе? Сможет ли он влиться в ту среду, совершенно отличную от домашней? Психологи расценивают младший школьный возраст как один из самых сложных периодов в жизни ребенка, потому как школа заменяет все, что было до сих пор в его жизни: – вместо родителей появляются учителя, которые уже не будут терпеть капризы своего ученика, но более того, будут требовать выполнения поставленных перед ним задач; – на место друзей со двора или детского сада приходят совершенно еще незнакомые дети, с которыми приходится сталкиваться и общаться ежедневно; – игрушки заменяются книгами и тетрадями, а свободное время – выполнением домашних заданий. Так школа становится своего рода вторым домом для ребенка, и постоянно меняющаяся в ней обстановка требует от него активности и смышлености. Естественно, такие перемены – предпосылка для стресса. В психологии существует такое понятие, как «кризис семи лет». Он описывает следующие качества, свойственные любому ребенку в этом возрасте: – неустойчивость интересов; – эмоциональная несдержанность; – неспособность обобщать свои переживания. Младший школьник чувствует, что на его хрупкие плечи вместе с ранцем ложится еще и определенная доля ответственности, и это его пугает. Плюс ко всему у детей младшего школьного возраста неосознанно возникает стремление к лидерству в глазах окружающих. Это чаще всего бывает вызвано влиянием средств массовой информации на ребенка, и «детской мании величия» избежать невозможно. Но это пройдет с возрастом. Родители младших учеников нередко подходят к учителям с одной просьбой: чтобы к их чаду относились с особым вниманием. Многие не понимают, что учитель не способен разорваться между всеми своими учениками и постоянно налаживать взаимоотношения в классе. Для этого в школах работают психологи, и оптимальным вариантом было бы обратиться именно к специалисту по психологии. Он поможет вам найти правильное решение на таком сложном этапе воспитания. Старший возраст В старших классах становится вполне актуальным вопрос о самоопределении. Ребенок впервые начинает задумываться о себе как о личности, о том, какую профессию предположительно избрать, как увеличивать свой круг общения и при этом не потерять в этом круге себя. В наше время самоопределение чаще выражается внешне, чем внутренне. Так, чтобы выделиться среди толпы обычных людей, дети старшего школьного возраста пытаются привлечь внимание с помощью контрастной одежды, нестандартного макияжа. Они создают свои субкультуры по определенным обобщающим их интересам, находят таким образом своих единомышленников. Старший школьный возраст психологи описывают такими чертами поведения: резкость, сторона постоянного протеста, раздражительность (скандальность), чрезмерная эмоциональность. Эти черты в поведении ребенка приходится принимать как данное. Естественно, существуют как более спокойные дети, так и чересчур активные. Это зависит от типа темперамента человека. К примеру, холерики и сангвиники на подростковом этапе развития становятся совершенно неконтролируемыми и раздражительными. У флегматиков же и меланхоликов старший школьный возраст протекает относительно спокойно. Дети в этом возрасте еще страдают чрезмерным воображением, а когда приходит понимание, что многим их мечтам так и не суждено осуществиться, возникает глубокая депрессия и разочарование в себе. Недостижимость поставленной цели заставляет усомниться в правильности окружающих вещей, и, как следствие, начинает проявляться эгоизм. Если вовремя не предупредить развитие эгоизма, он станет «хроническим заболеванием» для вашего ребенка. Девушки начинают мечтать и строить планы в более раннем возрасте, нежели мальчики. В ранней юности часто возникают отношения между молодыми людьми, проблемы, связанные с ними, поэтому родители не всегда могут определить, из-за чего у ребенка возникает злость, пассивность, часто отсутствует настроение. В этом случае лучше не лезть с надоедливыми вопросами, так как это разозлит еще больше. Стоит обратиться к специалисту или почитать соответственную литературу о воспитании детей в таком возрасте. Совет: определите темперамент вашего чада с помощью различных тестов и упражнений. После этого вам будет намного проще общаться с подростком. |