Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
6 мая 2011 года

Всем смертям назло...

/ Семерым братьям Нахлупиным выпало вернуться с войны живыми

В преддверии Дня Победы в селе Пыелдино Сысольского района на фасаде одного из домов торжественно открыли мемориальную доску. Тем самым увековечив память бывших жителей этого дома – семерых братьев Нахлупиных, защищавших родину в годы Великой Отечественной войны. Сейчас никого из братьев уже нет на этом свете. Но с войны все они вернулись живыми, что уже само по себе было чудом. Инициатором открытия мемориальной доски стала семья сыктывкарцев Пыстиных – дочери и внуков одного из братьев Нахлупиных. На их средства и был изготовлен знак памяти.

В Пыелдино есть замечательный школьный музей, созданный благодаря учителю языка и литературы Ольге Васильевне Александровой. Музей занимает помещения аж на двух этажах школьного здания. На стенах помещены большие панорамные полотна, воссоздающие жизнь и быт этого села до Октябрьской революции. На одном запечатлена Евдокиевская ярмарка, разворачивавшаяся зимой в Пыелдино: местные и заезжие купцы, их товары, торговые ряды, лавка, на которой висит вывеска: «Нахлупин». До 1917 года Нахлупины считались в селе одними из самых зажиточных. А самым оборотистым из братьев был Григорий Селиверстович Нахлупин, владелец магазина и торгового склада. Не бедствовали и другие Нахлупины – хозяева больших семей и подворий. У Николая Николаевича и Клавдии Евграфовны Нахлупиных в новом просторном доме в починке Манастыр-грезд подрастали девять детей – семеро сыновей и две дочери.

Их внучка Альбина Александровна Пыстина уже многие годы пытается скрепить разрозненные временем и катаклизмами страницы семейной летописи. Но белых пятен в ней остается очень много. Она, к примеру, так и не смогла отыскать точных сведений, как в начале 30-х годов шумный дом Нахлупиных в одночасье обезлюдел. Хотя подоплека просматривается ясно. Глава большой семьи Николай Нахлупин передал свое жилище под детдом, по всей видимости, из-за начавшихся притеснений и преследований зажиточных сельчан. С женой перебрались в Усть-Сысольск. Перед самым началом войны оставивший родной очаг пыелдинский крестьянин в столице Коми края и умер. Лишь один из его сыновей – Александр – свил гнездо в Сыктывкаре. Остальных раскидало кого куда. Но на фронт ушли все семеро.

В центре села стоит монумент отстоявшим родину в годы войны землякам. К 65-летию Победы пыелдинская администрация изыскала средства, чтобы список павших участников войны дополнить фамилиями ветеранов, возвратившихся с фронта и ушедших из жизни в послевоенные десятилетия. По словам главы Пыелдино Ирмы Шаньгиной, час увековечить их имена пробил – в большом селе не осталось ни одного участника войны. На мемориальных плитах вписано еще около 200 фамилий. Среди них – семеро братьев Нахлупиных.

ВОЗЛЕ выкрашенного в бежевый цвет дома с частоколом больших окон в белых наличниках вспомнили отдельно каждого из них.

По признанию Альбины Александровны Пыстиной, она очень жалеет, что не успела расспросить отца как следует о его военном пути. Знает лишь, что Александр Нахлупин на войну ушел в 1942 году. Воевал под началом генерала К.Рокоссовского. Был, как еще трое братьев, разведчиком. В одной из ночных вылазок получил сильную контузию. Скупой на рассказы о себе, по всему видать, хлебнул на фронте немало лиха: уже в 1956 году его не стало.

Раньше других братьев, в 1941 году, ушел на фронт Михаил Нахлупин. В своем полку на Украинском фронте он обеспечивал связь, служил телефонистом. Получил серьезное ранение, но после госпиталя вновь встал в строй. Был награжден орденом Красной Звезды. Победу встретил в Вене. После войны поехал на целину, затем в Сибирь, работать на золотых приисках. В сибирском городе Минусинске остался жить. Его не стало в 1991 году.

Военным прокурором при Генштабе был Павел Нахлупин. Победу он встретил в звании майора, его грудь увенчали ордена Красной Звезды и Отечественной войны. На фронтовых дорогах он встретился с братом Валентином. Позже Павел во всех деталях рассказывал, как сумел распознать брата в гарцевавшем на коне всаднике, случайно попавшем в его поле зрения. «Так держаться в седле может только Валя» – с этими словами подошел к нему, ошарашенному и счастливому от неожиданной встречи. Перед тем как расстаться, братья сфотографировались. Теперь этот снимок – и родовая, и уже музейная реликвия.

И Павел, и Валентин Нахлупины после войны проживали в Кемерово. Павел Николаевич одно время возглавлял Кемеровский горисполком. А Валентин Николаевич, обосновавшись в Сибири, увез из Сыктывкара к себе и мать, Клавдию Евграфовну. В Кемерово разыскала отца и его дочь Майя, по-взрослому, остро, сильно пережившая семейную драму. В годы войны мать девочки повторно вышла замуж, позже увезла ее на Украину. Но Майя Валентиновна во что бы то ни стало хотела разыскать отца. А разыскав, всю жизнь встречалась, общалась с папой.

Город Кемерово стал второй родиной и еще для одного из братьев Нахлупиных – Алексея. Кроме винтовки, на фронте он был неразлучен еще с одним «оружием» – иголкой с ниткой. Алексей Николаевич перенял традиционное пыелдинское ремесло – портняжничество. Жители этого села до революции слыли прекрасными портными. Поодиночке и артелями они отправлялись на заработки в центр России, на Урал, и везде их услуги пользовались спросом. Алексей Нахлупин в годы войны обшивал не только солдат, офицеров, но и высший генералитет. А после Победы возглавлял училище, в котором готовили мастеров по пошиву одежды.

На военном заводе этого же сибирского города после войны заведующим цехом трудился Николай Нахлупин. На фронте он служил в разведке, получил сильное ранение в голову. Но выжил, выкарабкался.

Трагичнее сложилась судьба самого младшего из семерых братьев – Ивана. Повоевать ему удалось недолго. В одном из боев Ивана сильно ранило. После скитания по госпиталям его списали подчистую, отправили домой. В Коми он вернулся на костылях. Сестры и мать как могли пытались возвратить его к жизни. Но стоило залечить одну рану, тут же открывался новый нарыв. Ему бы усиленный паек, полноценный отдых, домашнее тепло... Но ничего этого лишенные своего дома родные предоставить не смогли. Фронтовик Иван Нахлупин умер 25 лет от роду.

ВОЗЛЕ родового дома Нахлупиных в Пыелдино все эти детали воскресли вновь. А затем внук Александра Нахлупина – Евгений Пыстин – прикрепил на его фасаде, в оконном простенке, мемориальную доску. На ней выгравированы слова: «В этом доме жили несколько поколений Нахлупиных. У Николая Николаевича и Клавдии Евграфовны было две дочери и 7 сыновей. В 1941 году семеро братьев ушли защищать Родину. И все семеро вернулись живыми. Вечная память всем Нахлупиным, жившим в этом доме».

На митинге возле дома почтили память и еще одного солдата, ушедшего отсюда и не вернувшегося с войны, – Василия Алексеевича Шустикова. Он был пыелдинцем, его жена Мария Митрофановна заведовала детским домом, который в 30-е годы открыли в родовом гнезде Нахлупиных. Кстати, Мария Митрофановна – родная сестра известного коми писателя Якова Рочева. После того как детдом съехал в другое здание, в этом доме жила ее семья. Потеряв на фронте мужа, женщина подняла двух дочерей, обе – учительницы. Одна из них, Раиса Васильевна, хоть и проживает в неблизком отсюда Сосногорске, каждое лето перебиралась в Пыелдино, приводила в порядок свой родной дом. Благодаря ей сохранились в первозданном виде интерьеры нахлупинского дома, многие старинные вещи. После экскурсии по комнатам прямо перед окнами старого дома, ставшего отчим кровом двум незнакомым до этого дня семьям, соорудили импровизированный стол. А за чаем с деревенской выпечкой всплакнули об ушедших из жизни. И строили планы о том, как сохранить и этот неприметный с виду памятник истории, и память о людях, живших под его сводами и вынесших на своих плечах испытания уже ушедшей эпохи.

Анна СИВКОВА.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

Сысольский район

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №96 (4493) - 6 мая 2011 года

Фронтовики получат жилье

Шестьдесят лет вместе

Поисковики ищут родственников погибшего солдата из Коми

Кованые цветы на памятной стеле

Ветеранам подарили сотовые телефоны / В День Победы поздравительные смс-сообщения им будет набирать удобно

Поздравление с юбилеем

Наследники Победы собрали миллион

Отдых на Севере не хуже, чем на юге / Это должна была подтвердить выставка достижений въездного туризма

Корректировки отзовут? / Мэрия Сыктывкара пообещала разобраться с завышенными коммунальными счетами

Ни слова о войне / Сегодня народный художник республики Виталий Кокачев оказался на передовой совсем другого фронта

Маргарита Грязнова: "Мы жили и работали, как в коммуналке"

 №94-95 (4491-4492) - 5 мая 2011 года

Дорогая переправа / Повышение стоимости перевоза автомобилей через Вычегду возмутило жителей Седкыркеща

К половодью готовы

Неожиданные изменения внесены в перечень вступительных испытаний в вузы

В ЕГЭ просят вернуть национальный компонент

Изменился порядок прохождения технического осмотра

 №92-93 (4489-4490) - 4 мая 2011 года

Канадцы оценили перспективы сотрудничества

Не сидеть и не ждать / Власти республики и ее столицы вдохновляли народ на субботнике личным примером

Хоть шаром прокати / Вместо разноцветных праздничных шариков участники первомайского митинга запустили в небо черные

Городские власти пытаются урезонить коммунальщиков / Сыктывкарский "ЖУК" прославили на всю Россию

От Воркуты до Сочи / Стройотрядовское движение Коми расширяет свои ряды и географию

За модернизацию по-марийски высказались многие участники круглого стола по концепции профобразования

Завершен прием заявлений на выплаты из материнского капитала

Программа софинансирования обретает популярность

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 96 (4493)
6 мая 2011 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»