За модернизацию по-марийски высказались многие участники круглого стола по концепции профобразования
В минувшую пятницу в Общественной палате РК состоялся круглый стол по вопросам совершенствования Концепции профессионального образования в Республике Коми до 2015 года. В нем приняли участие представители науки, образования, исполнительной власти. МОДЕРНИЗАЦИЯ профессионального образования в республике – тема, горячо обсуждаемая уже не первый год. В системе начального и среднего профобразования «вливание» ПТУ в структуру колледжей и техникумов началось уже в 2004 году. Сегодня, по словам начальника отдела профобразования Министерства образования РК Светланы Суриной, этот процесс можно считать законченным. Экономический эффект от проведенной реорганизации хоть и невелик – 15 миллионов рублей, или 2% от общей доли финансирования, но все же есть. Получен он за счет сокращения доли управленческого аппарата и отказа от бывших на балансе ненужных помещений. Высвобожденные средства позволили улучшить финансовое положение и материальную базу учреждений. Но на этом многоступенчатый процесс не завершился. Очень много споров и разногласий породил вопрос реформирования вузовской системы. Нужна была продуманная концепция, которая и была разработана специальной рабочей группой и одобрена Правительством РК 8 ноября 2010 года. Сегодня в республике функционирует 12 учреждений начального профобразования, 23 учреждения среднего профобразования, 24 вуза. Из 24 вузов 13 – федеральные, 1 – в собственности РК и 10 филиалов. Кроме того, есть сеть негосударственных учебных заведений. По словам Светланы Суриной, такое количество учреждений профобразования в условиях демографического кризиса республике не нужно. ДАЛЬНЕЙШУЮ интеграцию профессионального образования планируется проводить на базе пяти комплексов – Сыктывкарского и Ухтинского госуниверситетов, КГПИ, Воркутинского горного института и Сыктывкарского лесного института. Правда, если с первыми тремя вузами все понятно, то Воркутинский горный и Сыктывкарский лесной институты зависят от головных вузов, где и должно приниматься окончательное решение. На базе УГТУ планируется сосредоточить подготовку кадров технического профиля. В его структуре планируется два федеральных колледжа и два учреждения республиканского подчинения. В структуру СГУ планируется «влить» филиал Кировской медицинской академии, Сыктывкарский тор-гово-экономический колледж и четыре учебных учреждения республиканского подчинения. Когда эти схемы готовились, подразумевалось, что в структуру вузов войдут учреждения республиканского подчинения на условиях финансирования из федерального бюджета. Этот вопрос прорабатывается сейчас в Минобрнауки РФ. Мнение федералов на этот счет пока окончательно не сформировано. Первый этап реализации концепции продлится до конца 2012 года. Он включает в себя преодоление неизбежных рисков, инвентаризацию и разрешение вопросов на федеральном уровне. Окончательная структурная перестройка профобразования ожидается только в 2013 году. Участники круглого стола задались закономерным вопросом: не получится ли так, как в свое время с детскими садами, когда из-за демографического спада здания детсадов отдавались другим организациям, но вернуть их назад потом было очень сложно? Светлана Сурина ответила, что демографический подъем прогнозируется как минимум через пять лет. Законсервировать базу учебных заведений на пять лет – непозволительная роскошь. К тому же в проекте нового закона об образовании начальное профобразование будет не четырех- или трехлетним, а сократится до одного года. Поэтому не стоит переживать о том, что не будет места для обучения. ОПЫТОМ проведения модернизации в своем вузе поделился первый проректор Марийского государственного технического университета Александр Павлов. По его оценке, создание университетского комплекса путем слияния университета и нескольких учреждений начального и среднего образования, принесло уже видимые плоды. Налажены отношения с работодателями, которые практически стали участниками учебного процесса: на третьем курсе ребята из их колледжа уже работают на предприятиях и три часа в день учатся. Работодатели довольны и сразу после выпуска берут ребят на работу. Университет сотрудничает с зарубежьем, принимает студентов в учреждения СПО из Турции и Казахстана. Поскольку подготовка абитуриентов сегодня очень низкая, в университете возродили подготовительные курсы. Хорошо налажена предпрофильная подготовка: преподаватели университета читают элективные курсы в школах по тем предметам, которые сегодня «хромают» у абитуриентов. За счет того, что выпускники их колледжа переходят в дальнейшем на обучение в университет, программы обучения значительно сокращаются. По мнению А.Павлова, в Республике Коми тянуть с модернизацией тоже не стоит, и во избежание возможных дальнейших осложнений начинать ее надо прямо сейчас, не дожидаясь 1 сентября. Эту идею марийского коллеги горячо поддержали и другие участники круглого стола. А директор СЛИ Валентина Жиделева уверена, что опыт Марий Эл необходимо перенять, не теряя времени. «Нам сейчас нужен рабочий не с кайлом и лопатой. Учиться в университете студенту колледжа очень престижно. Не пойму, почему мы медлим», – сказала она. Светлана Сурина с этим не согласилась. По ее словам, работа ведется планомерно, и, если мы сегодня начнем метаться и ускорять, все может, наоборот, затормозиться. Ее поддержали отдельные участники разговора, которые считают, что у каждого региона – свои особенности, и не всегда можно спроецировать на себя чужой опыт. ОДНАКО многое из того, что рассказал Павлов, было признано заслуживающим внимания. В частности, были высказаны предложения ввести в Коми систему элективных курсов в школах, подготовительные курсы для абитуриентов, наладить систему изучения спроса необходимых на рынке труда работников, оснастить учреждения профобразования современным оборудованием. Говорилось также о том, что профориентационная работа существует большей частью на бумаге, но плодов настоящих не приносит, и необходимо уделять ей большее внимание. Директор Сторожевской школы, заслуженный учитель РФ Ангелина Захаренко предложила увеличить часы на предмет «технология», которому сегодня отводится один час в неделю. Кроме того, она считает, что необходимо изменить законодательство, которое сегодня запрещает привлекать к труду детей до 15 лет. «После 15 лет приучать к труду уже поздно», – уверена она. Все прозвучавшие на круглом столе предложения будут вынесены на рассмотрение правительства региона. Галина ГАЕВА. |