Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
8 апреля 2011 года

Эркки Халметоя: "В Коми есть очень простые вещи, на которые хочется смотреть туристам"

О становлении туризма как отрасли в республике говорится и пишется предостаточно. Очень часто при этом встречаешь ссылки на зарубежный опыт. Вот, мол, у них на Западе все не так. Чаще всего упоминается опыт родственной Финляндии.
Так что же он собой представляет, финский опыт? И применим ли к нашей республике? У нас появилась возможность узнать об этом
из первых уст – от нашего гостя Эркки Халметоя, посвятившего туристическому бизнесу не один десяток лет.

– Вы – бизнесмен и преподаватель. Как Вам удается преуспевать и в том, и в другом?

– В турбизнесе я уже 40 лет. В течение 20 лет у меня было свое предприятие, но потом я передал его в более молодые руки и последние годы занимаюсь только образовательными программами.

– Свое занятие с нашими начинающими предпринимателями Вы начали с тезиса, что не надо строить турбазы в каждой деревне. У нас же в республике сейчас стараются создавать туристические комплексы в каждом муниципалитете, порой независимо от того, имеются ли для этого предпосылки. А как протекал процесс становления туризма в Финляндии?

– В 30-е годы прошлого века в Финляндии появилось объединение путешественников. Первоначально они построили в Лапландии сеть коттеджей. Сначала обслуживали официальных лиц, которые приезжали туда по работе, а позднее стали работать с обычными туристами, поскольку постепенно люди в Финляндии все больше стали разъезжать по стране не по работе, а путешествуя в свое свободное время.

К сожалению, комплекс в конце 30-х годов во время войны был разрушен. Не осталось ни гостиниц, ни коттеджей. И только в 50-е годы заново началось строительство инфраструктуры для туризма, и началось оно на этот раз не с маленьких коттеджей, а с крупных гостиниц. Для того времени это были очень крупные комплексы.

– Почему туризм стал развиваться именно в Лапландии?

– В Лапландии очень красивая природа, экзотическая культура. Там было просто хорошо проводить время на природе. Сначала прогулки по лесам, а затем и туристические походы в тайгу, тундру стали очень популярными. И как только предприниматели заметили, что именно такие виды отдыха привлекают туристов, эту инфраструктуру стали сознательно развивать, делать инвестиции. Предпринимателей и предприятия поддержало и государство.

– Оказывает ли государство какую-то помощь туроператорам сейчас?

– Крупным туроператорам государство не помогает, но некоторую помощь оказывают небольшим турфирмам и частным предпринимателям на начальном этапе. Дается небольшой капитал для открытия своего дела. В течение шести месяцев или года выделяется поддержка на развитие бизнеса. У начинающих предпринимателей есть возможность получать финансы от государства как зарплату. В Финляндии их называют стартовыми деньгами. Речь идет о небольших суммах, которых хватает лишь на питание и на аренду офиса. Предпринимателю приходится прежде всего инвестировать свои средства, и чаще всего приходится брать ссуду в банке. Так вот, государство может выступить гарантом при получении кредита. Предприниматели проделывают много подготовительной работы. Месяцы проходят, прежде чем они получают первых клиентов и какие-то доходы от них.

– За сорок лет у Вас, наверное, выработались собственные золотые правила по ведению турбизнеса.

– Надо, конечно, придерживаться определенных установок, помнить о защите прав потребителя, о его безопасности, но в целом туризм – это такая отрасль, которая не работает на правилах. Это такая сфера, в которой можно преуспеть, если вкладывать в дело прежде всего самого себя и обязательно работать с душой. Клиенты это очень чутко улавливают.

– В туризме, говорят, нет мелочей…

– Да, очень много мелких моментов, которые нужно принимать во внимание. Евреям не подают свинину, для гостей из Азии должно быть составлено особое меню, они не станут есть то, что готовят остальным туристам. Английские семьи, например, специально приезжают с детьми посмотреть на Санта-Клауса с оленями, и им на обед не стоит предлагать оленину. Дети думают, что закололи тех самых оленей Санта-Клауса, которых они только что видели, и вот предлагают им тут же съесть их за обедом. В таких вещах надо быть осторожными, и лучше знать обо всем заранее.

– Дифференцируются ли в Финляндии туры по уровню платежеспособности клиентов?

– В наших туристических центрах каждый может найти что-то для себя согласно своему бюджету. Как правило, туроператоры одну и ту же поездку предлагают по разным ценам. Удешевляют туры за счет стоимости проживания, то есть при желании можно поселиться в более скромном отеле и сократить количество экскурсий на месте. Но если клиент выбирает гостиницу класса «люкс» и обилие турпрограмм, то соответственно и цена тура будет гораздо выше. В среднем в Лапландии, например, пребывание туристов составляет 300 евро в сутки. Кстати, российские туристы обычно оставляют куда больше 300 евро. Хотя можно обойтись и несколькими десятками евро в день. Это когда турист сам готовит себе еду и ездит на автобусе, а не на такси.

– В течение четырех дней Вы общались с предпринимателями из Коми, большинство которых только-только начали вести бизнес и, очевидно, допускают массу ошибок...

– Чтобы давать какие-то оценки, необходимо тестировать тур-продукты непосредственно на месте, но, насколько я понял за эти четыре дня, проблемы есть как раз в ценообразовании. В некоторых случаях цена турпродукта, которую определял сам оператор, была слишком низкой. Изначально цена должна быть выгодна предпринимателю. Надо же, чтобы деятельность приносила предпринимателю доход, а по их цене не видно, что они получат хоть какую-то прибыль. И по этой причине их бизнес не может быть целесообразным. Кроме того, нужно помнить, что туристы, равно как и любые другие потребители, не любят, когда поднимают цены. Это всегда влечет за собой неприятности для самого предпринимателя. Надо помнить, что поднятие цены – это всегда очень сложный процесс. А в некоторых случаях цена туров, напротив, была слишком высокой. И это тоже проблема – потому что такой тур, скорее всего, купят всего один раз. Второй раз уже не приедут.

– В последнее время у нас в отдаленных районах республики стала разрастаться сеть турбаз, владельцы которых предлагают экстремальный отдых в таежных лесах. Будет ли спрос на такие услуги?

– Если туроператор желает избавиться от 95 процентов клиентов, он начинает предлагать экстремальные услуги. Но что такое экстрим? Это опасность, выживание, преодоление. Такие приключения обычно ищут профессиональные спортсмены, а их доля в общем потоке туристов составляет 4-5 процентов. И чаще всего они не находят настоящего экстрима там, где это заявляют. Владельцам турбаз стоит подумать, надо ли им использовать слово «экстремальный».

– Какие изменения должны произойти в Коми, чтобы к нам устремились туристы из Финляндии?

– Я не первый раз в Коми. Когда приезжаешь сюда, не испытываешь никакого культурного шока. Очень красивая природа. Приятно, что здесь безопасно: и русские, и коми, все, кто живет на Севере, встречают гостей очень дружелюбно. Надо только продвигать бренд Коми на международный рынок, чтобы в Европе знали о вас, как о туристическом регионе.

– При существующем уровне сервиса мы все же вряд ли можем рассчитывать на массовый приток иностранцев. Финны, которые хотят просто отдохнуть, наверняка предпочтут остаться в Финляндии.

– Не надо думать, что европейцам, и финнам в том числе, всегда нужны услуги самого высокого качества. Финны – довольно простые люди, и им не нужен непременно «люкс». У вас нет пирамид, нет Эйфелевой башни, но есть очень простые вещи, на которые хочется смотреть. Например, очень привлекательный объект – Уральские горы. У европейцев с Уральскими горами связаны несколько мистические представления, поскольку они разделяют Европу и Азию. Но помимо этого в Коми есть еще уникальная культура коренного народа. Наверняка в Финляндии найдутся люди, которые захотят приехать сюда, чтобы посмотреть, попробовать что-то новое.

– Уровень доходов населения региона, особенно в сельской местности, остается невысоким. Да и чистотой республика тоже не может похвастаться. Это является препятствием для турбизнеса?

– Западные туристы много и охотно ездят в Италию, Испанию. А это отнюдь не самые чистые страны. А Египет? Уж точно не самая чистая страна в мире. Тем не менее это всемирно известные и популярные места отдыха. Что касается уровня благосостояния, я бы не сказал, что в коми деревнях живут бедные люди. Напротив, это приятные, здоровые люди, у них красивые дети. И, по крайней мере, уж точно никто не голодает. Гораздо хуже выглядят Корея, Африка, но туда ведь тоже устремляются туристы.

– Что может использовать Коми из опыта развития туризма в Финляндии?

– Наш опыт может быть использован при построении имиджа республики, создании бренда Коми. Это должно происходить обязательно под руководством государства, поскольку никакая турфирма самостоятельно это не потянет. В Финляндии такую роль выполняет Центр по туризму. Началось все очень скромно с объединения путешественников, о котором я уже упоминал в начале разговора. Усилия Центра по туризму сконцентрированы на том, чтобы выстроить представления о стране за ее пределами, создать некую картинку, которая бы сразу всплывала в голове у туристов при упоминании о Финляндии.

На сайте центра можно найти ссылки на различные маленькие туристические фирмы. Таким образом он их продвигает. Центр можно сравнить с кроной, которая дает возможность произрастать под своей сенью множеству маленьких турфирм. Он работает на всех, не помогая никому в отдельности, притягивая в Финляндию туристов, пользующихся затем услугами всех этих маленьких фирм. Финансируется Центр по туризму из бюджета Финляндии. Но, конечно, маленькие предприятия, которые существуют благодаря его деятельности по привлечению клиентов, тоже должны вносить определенный вклад, поскольку бесплатно им туристов поставлять никто не будет. При создании положительного имиджа Коми и продвижении республики, не районов в отдельности, а в целом региона, непременно необходимо участие государства.

– Как Вы оцениваете мега-проект по строительству этнопарка в селе Ыб Сыктывдинского района, который был представлен на семинаре?

– Этот проект может стать как раз тем главным притягательным центром в республике, в котором нуждаются маленькие предприятия. С одной стороны, мелкие фирмы будут поддерживать деятельность этнопарка, а с другой стороны, и сами будут получать туристов, поскольку находятся рядом. Этнопарк поможет выжить мелким фирмам, привлекая их для обслуживания туристов. Он как раз будет выполнять роль той кроны, о которой я уже говорил. И это был бы привлекательный туркомплекс в целом на уровне России.

Беседовала Ольга САЖИНА.

За помощь в переводе благодарим сотрудника Образовательного центра Саамского региона Наталью Сало.

 

В последнее время у предпринимателей республики, которые намерены развивать бизнес в сфере туризма, появились возможности пополнить свой багаж знаний. Правительство региона активно поддерживает различные обучающие программы, поскольку назрела необходимость диверсифицировать экономику республики и развить туризм до уровня самостоятельной отрасли. Недавно, например, предприниматели в течение четырех дней перенимали опыт у зарубежных партнеров – сотрудников Центра образования Саамского региона Финляндии. Обучающий семинар с участием финнов проходил в рамках проекта «Ордым», организованного под эгидой МОД «Коми войтыр» и Министерства экономического развития РК на базе туркомплекса в селе Визябож Корткеросского района. Координатором проекта «Ордым» с финской стороны и был Эркки Халметоя.

 

·       – Крупным туроператорам государство не помогает, но некоторую помощь оказывает небольшим турфирмам и частным предпринимателям на начальном этапе. Дается небольшой капитал для открытия своего дела.

·       Туризм – это такая отрасль, которая не работает на правилах. Здесь можно преуспеть, если вкладывать в дело прежде всего самого себя и обязательно работать с душой. Клиенты это очень чутко улавливают.

·       В среднем в Лапландии, например, пребывание туриста стоит 300 евро в сутки. Кстати, российские туристы обычно оставляют куда больше 300 евро. Хотя можно обойтись и несколькими десятками евро в день.

·       Приятно, что у вас безопасно: и русские, и коми, все, кто живет на Севере, встречают гостей очень дружелюбно. Надо только продвигать бренд Коми на международный рынок, чтобы в Европе знали о вас, как о туристическом регионе.

·       При создании положительного имиджа Коми и продвижении республики, не районов в отдельности, а в целом региона, непременно необходимо участие государства.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 71 (4468)
8 апреля 2011 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»