Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
10 декабря 2010 года

Следы беспамятства

/ Ни одна из изуродованных вандалами мемориальных досок в Сыктывкаре пока не восстановлена

Общественность столицы республики на этой неделе была шокирована сообщением об осквернении вандалами на городском кладбище могил известных людей. Как мы уже сообщали, злоумышленники под покровом ночи сняли барельефы с памятников первого секретаря Коми обкома КПСС Ивана Морозова и народного артиста Коми АССР Эраста Попова. Судя по всему, орудовали так называемые охотники за цветными металлами. Именно они
в последние годы стали причиной исчезновения множества памятных знаков
в столице Коми. Около 20 мемориальных досок были вырваны с корнем, похищены, сданы в пункты приема цветмета за последние 10-15 лет. Горожане, особенно старшего поколения, задаются вопросами: будут ли восстановлены исчезнувшие
от рук вандалов знаки памяти, когда на фасадах зданий вновь увековечат имена достойнейших людей?

ТОЧНОГО количества мемориальных досок в городе сегодня, похоже, не назовет никто: по приблизительным подсчетам, их примерно около ста. Подсчитать точнее трудно, поскольку эти знаки памяти не стоят на госохране.
А раз так, то их могут снять на время реставрации здания, закинуть куда-нибудь в подсобку и надолго там забыть. К примеру, такая участь постигла доску, посвященную путешественнику и промышленнику В.Н.Латкину на стене автовокзала. Во время ремонта фасада здания ее сняли, а потом чуть не забыли повесить обратно. Только благодаря вмешательству краеведов в подсобках автовокзала удалось отыскать запылившуюся мемориальную доску и вновь повесить ее на отведенное место.

Но все это, как говорится, полбеды. Настоящей же бедой для фасадных памятных знаков  стали охотники за цветными металлами.

Академик Михаил Павлович Рощевский даже сейчас, спустя многие годы, без волнения не может вспомнить тот день, когда однажды утром при входе в президиум Коми научного центра не обнаружил на привычных местах сразу две мемориальные доски. Одна была посвящена работавшему в этих стенах с 1949 по 1957 год известному ученому-генетику, академику Академии наук Белоруссии Петру Рокицкому. На другой увековечено имя легендарной женщины-геолога, исследователя недр Тимана и Урала Веры Варсанофьевой.

– В горельефе Рокицкого, окрашенном под цвет алюминия, даже сотой доли цветмета не было, – вспоминает Михаил Павлович. – Так что сорванный знак где-то за ненадобностью воры тут же выкинули. Немногие знают, что мы по какому-то наитию ли, из предосторожности ли заказывали сразу две отливки этого горельефа. Другой позднее передали вдове Петра Фомича Рокицкого, который она установила на его могиле в Москве. Теперь у нас ничего не осталось.

Схожие с академиком Рощевским ощущения испытала и директор Литературно-мемориального музея Ивана Куратова Диана Холопова.

– В конце ноября 2003 года, после выходных, на фасаде нашего музея предстала изуродованная мемориальная доска Ивану Куратову. Она была установлена в 1985 году. На том самом месте, где в XIX веке стоял дом Екатерины Казариновой, у которой квартировал Куратов. В 60-е годы ХХ столетия деревянный дом снесли, на его месте возвели кирпичную четырехэтажку. На ее первом этаже с 1969 по 2009 год и располагался наш куратовский музей. Взамен изуродованной доски мы установили временную. Обновить же, восстановить ее в первоначальном виде ни у кого средств не нашлось. А теперь кто-то снял и временную доску, – рассказывает Диана Холопова.

Еще одну грустную историю поведал путешественник, руководитель Центра биосферного воспитания «Биармия» Владимир Королев. По его словам, доска в честь известного финского языковеда и этнографа Матиаса Александра Кастрена была установлена летом 1991 года (скульптор В.Рохин). Средства на ее изготовление выделили Министерство культуры РК и финно-угорский фонд. Знак установили на здании, располагающемся за столичным кинотеатром «Парма». В то время там учились студенты филологического и финно-угорского факультетов Сыктывкарского университета. Особенность состояла в том, что текст на доске был отлит на коми языке. Надо ли уточнять, что памятный знак постигла та же участь, что и ему подобные. Все попытки привлечь внимание к судьбе доски руководства университета закончились ничем. «На нашем балансе знак не стоял, мы за него ответственности не несем», – отвечали и комендант, и другие руководители гуманитарного корпуса.

СПИСОК утрат можно продолжать и продолжать. Со здания колледжа искусств исчезла доска памяти коми композитора и ученого-музыковеда Прометея Чисталева. Был изуродован знак памяти народному артисту СССР и Коми АССР Ивану Аврамову на доме, в котором он жил много лет. Бесследно исчез барельеф основателя детской республиканской больницы Ильи Кельнера, установленный на стене его детища. Куда-то подевались две доски в память поэта и драматурга Виктора Савина. Давно отсутствуют на привычных местах и мемориальные информационные доски на некоторых исторических зданиях Сыктывкара. Исчезла мемориальная доска Герою Советского Союза Ивану Маркову, чьим именем названа в Сыктывкаре примыкающая к Сысольскому шоссе улица. В 1977 году знак памяти был установлен и бывшему председателю Президиума Верховного Совета Коми АССР Евгению Катаеву на пересечении улицы, носящей его фамилию, и Октябрьского проспекта. Теперь его тоже нет.

– В нашем доме когда-то жили народная артистка России Юлия Трошева и первый председатель Союза коми художников Валентин Поляков, – рассказывает один из старожилов дома 227 по улице Карла Маркса. – Их барельефы стали добычей вандалов. Гранитная доска памяти Трошевой разбилась при ее демонтаже. Какое-то время следы от двух исчезнувших плит выделялись на фасаде здания. Пока к очередному празднику его не покрасили. Теперь ничто не напоминает о двух замечательных людях, живших здесь. Выходит, нет плит – нет и проблемы?

ВЫЯСНИЛОСЬ, что за прошедшие годы горожане успели позабыть и местонахождение некоторых мемориальных досок, и перипетии, связанные с их исчезновением. Невозможно оказалось найти и организации, которые несли бы ответственность за их сохранность и восстановление. «Это действительно так, – развел руками начальник отдела по охране объектов культурного наследия Министерства культуры РК Сергей Павлюшин. – Законодательство не относит мемориальные доски к памятникам, и на государственной охране они не стоят. Отсюда и вытекают многие проблемы».

Из разъяснений С.Павлюшина удалось почерпнуть немало любопытного. К примеру, то, что для увековечения памяти выдающихся деятелей законодательством определена длительная временная рамка. Скажем, дом или квартира, в которой проживал знаменитый человек, мемориальными могут быть объявлены сразу же после его кончины. А вот его могила в разряд историко-культурного объекта может быть отнесена лишь 40 лет спустя после захоронения. Что же касается открытия мемориальной доски, то согласно положению, принятому в Коми в 2007 году, такое увековечение памяти возможно только пять лет спустя после кончины знатного лица. Наверняка логика в таких «ножницах» какая-то имеется. Но разъяснить ее так никто и не смог.

В положении оговаривается и порядок размещения мемориальной доски. Инициатива по ее установке может исходить как от органов государственной власти и местного самоуправления, так и от общественных организаций, частных лиц. Предоставленные материалы направляются и рассматриваются Министерством культуры РК. Это же министерство обеспечивает проектирование и изготовление памятных знаков, если расходы на их создание выделяются из республиканского бюджета. Окончательное же решение по их размещению принимает Глава республики.

НО ни в республиканском положении, ни в российском законе никак не оговорен порядок восстановления мемориальных досок, изувеченных вандалами. Похоже, такие ЧП, принявшие всероссийский масштаб, совсем не учитывались законотворцами, принимавшими документы. Законодательным пробелом считает это и С.Павлюшин. Он искренне признался, что пока не видит реальных путей по выправлению ситуации. На балансе тех зданий, на которых располагались мемориальные доски, они не стояли, ничьей собственностью не являлись. В разрабатываемую в республиканскую программу «Культура» их включить также нельзя, так как статусом памятника они не обладают. Никакая структура или организация на основе благотворительных взносов восстановлением утраченного в нашей республике наследия тоже пока не озаботилась.

Единственная в Сыктывкаре организация, которая намеревается-таки восстановить исчезнувшие памятные доски, – Коми научный центр. По словам академика М.Рощевского, память и В.Варсанофьевой, и П.Рокицкого на здании президиума КНЦ УрО РАН будет увековечена вновь. Об этом есть договоренность и с мэром Сыктывкара Р.Зенищевым. «Встает вопрос: повлечет ли замена утраченных досок ту же процедуру, что и на установку новых? Вопрос не праздный, если иметь в виду длительность разных утрясок, увязок, бюрократическую волокиту», – опасается Михаил Павлович. Этот вопрос пока законодательно тоже не проработан. Единственное, чем можно утешить, – для восстановления исчезнувших досок ту же процедуру обоснования проходить не придется. Можно ограничиться  лишь предоставлением в Министерство культуры РК первоначальных документов, которые наверняка отыщутся в архивах.

Единственной же преградой для охотников за цветными металлами, видимо, может стать только отсутствие цветных металлов на мемориальных досках. А горельефы и барельефы на них, видимо, придется делать из композитных и прочих «непривлекательных» для воров материалов. Художественная ценность при этом, очевидно, пострадает. Зато память останется...

Анна СИВКОВА.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №227 (4384) - 10 декабря 2010 года

Барельеф Героя разместят на стене его школы

"ПродМаг" для малоимущих

Без дров не останутся

Коптильный цех на три тони

На валенки пошел спрос

"Прописались" в колодце / Пристанище бомжей на улице Коммунистической шокирует всю округу

Вопрос - ответ

"Актированное" оповещение / Как узнать, что занятия в школе отменены?

Проглотили - не вернуть? / Как в Усть-Куломском районе распоряжаются муниципальными имуществом и деньгами

 №226 (4383) - 9 декабря 2010 года

Борьба с туберкулезом стала эффективнее

Более тысячи поправок в законопроект об образовании внесли в ходе общенародного обсуждения

Народная фотолетопись может стать многотомной / Первая книга будет издана следующим летом

Льготные тарифы предложено сохранить

Жители Коми выберут лучшее название для этнопарка

Без новогоднего "макияжа" главной елке республики осталось стоять недолго

Прописка по интернету / В процедуре регистрации граждан появились новшества

Не потеряйте госдобавку / В Пенсионном фонде тревожатся за участников программы софинансирования пенсий

 №225 (4382) - 8 декабря 2010 года

Из породы тверже гранита / Анатолий Неверов работает над памятником Юрию Спиридонову

Все уроки - на коми языке предлагают вести в школах района удорские общественники

Автомобили буквально все заполонили / Оставленный на ночь автотранспорт мешает очистке улиц от снега

Назначен срок уплаты транспортного налога

Ненормированный лов / Несмотря на все усилия государства, рыболовство в республике остается без должного контроля и разумных правил

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 227 (4384)
10 декабря 2010 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»