Общество |
29 октября 2010 года |
Сочетание горячего и холодного/ На заседании общественного совета по ЖКХ обменялись опытом взыскания долгов
Жители республики должны предприятиям ЖКХ уже около трех миллиардов рублей. Об этом сообщил заместитель Главы республики Иван Поздеев 27 октября на очередном заседании общественного Совета РК по вопросам реализации жилищного законодательства. О том, как преодолеть рост количества должников и неплательщиков жилищно-коммунальных услуг, и шла речь на заседании. ТРИ миллиарда – сумма астрономическая, хотя в неплательщиках числится всего 10 процентов населения. В свою очередь долг предприятий ЖКХ за топливно-энергетические ресурсы в начале лета (на конец отопительного сезона) составлял 3,6 миллиарда рублей. Проблема неплатежей застарелая, об этом в республике говорят из года в год, но, несмотря на все предпринимаемые усилия, остается актуальной. – Сумма неплатежей населения стала столь большой, что непосредственным и очень негативным образом влияет на общие экономические показатели не только жилищно-коммунальных организаций, но и в целом городов и районов, – заметила в своем выступлении на заседании общественного совета начальник департамента ЖКХ Мин-архстроя РК Марина Рудавина. Люди не платят по разным причинам. У некоторых и деньги есть, но они считают, что не стоит платить за проживание в ветхом аварийном доме. Кто-то недоволен качеством услуг, кто-то потерял работу или кормильца семьи. Как отметила Марина Рудавина, первыми оплатить коммунальные счета спешат пенсионеры, у которых, как известно, весьма невысокие доходы. К сожалению, среди должников достаточное количество состоятельных людей. – Похоже, что в нынешних рыночных условиях квартира – это единственная роскошь для россиянина, за которую он может позволить себе не платить. Объяснения для этого находят легко, начиная с риторического вопроса «А за что платить?» и заканчивая философским «Зачем платить сегодня, если можно сделать это завтра или не платить совсем», – заметила М.Рудавина. Как заставить людей платить? Некоторые выступавшие на заседании совета ставили этот вопрос иначе. По их мнению, необходимо попытаться найти дополнительные стимулы для того, чтобы должник начал платить. Начальник правового отдела Управления Федеральной службы судебных приставов по РК Татьяна Шибакова посвятила этому практически весь свой доклад. Брандмейстеры любят приговаривать, что пожар легче предупредить, чем потушить. Т.Шибакова считает в том же духе: «Долги легче предотвратить, чем их выбивать». В иных случаях достаточно отправить квартиросъемщику дополнительное извещение, уведомив попутно о крайних мерах, вплоть до выселения, чтобы он погасил долг. В Эжвинском районе Сыктывкара, как рассказала специалист по связям с общественностью и СМИ МУП «Жилкомхоз» Ольга Носова, весьма действенной оказалась рассылка должникам цветных (ярко оранжевых) квитанций. Эффективным средством эжвинские коммунальщики считают и телефонный автообзвон должников. БЫВАЕТ, что должнику надо просто помочь оформить субсидию, составить соглашение о реструктуризации долга, помочь найти работу. Некоторые управляющие компании предлагают отработать долг, устроившись временно в обслуживающей организации. Но среди должников немалая доля тех, кто злостно уклоняется от уплаты квартплаты. Понятно, что в таких случаях увещеваниями уже не обойтись. К таким применяют уже принудительные меры, ограничивая или и вовсе перекрывая доступ к подаче тепла, воды, электроэнергии и прочих благ цивилизации. Однако, как отметил начальник отдела управления по надзору за исполнением федерального законодательства Прокуратуры РК Алексей Комаров, отключение и ограничение доступа к коммунальным услугам – это грубое и недопустимое нарушение прав добросовестных плательщиков. А в многоквартирном доме практически невозможно отключить подачу тепла или воды отдельно взятому квартиросъемщику. Представитель службы судебных приставов рассказала о том, что служба активно сотрудничает с сотовыми операторами, чтобы взыскать долги по коммуналке, снимая деньги с телефонных счетов. Должникам ограничивают передвижение по стране, отказывая им в продаже железнодорожных и авиабилетов до погашения долгов. ЧТОБЫ найти должников, некоторые управляющие компании, как рассказала председатель Ассоциации ТСЖ и ЖСК Нина Мамаева, нанимают сотрудников детективных агентств. Но это в крайних случаях, а чаще всего, как утверждает Н.Мамаева, людям надо просто объяснять, за что они платят. Доброжелательный тон и исчерпывающая информация в большинстве случаев эффективнее репрессивных мер. В Печоре и Сыктывкаре взысканием долгов по коммунальным платежам занимаются коллекторские агентства. Правда, и тут, и там их возглавляет один и тот же человек – Олег Шматов. Занимается именно взысканием долгов, а не выбиванием. Сотрудники коллекторских агентств изучают ситуацию каждого должника и стараются не доводить дело до суда, стимулируя добровольное погашение задолженности, например учреждая конкурсы. Кстати, в одном из таких конкурсов между должниками разыграли путевку за границу. Стоит ли уточнять, что конкурс оказался действенным… – Демократические, человеческие формы действенны, но без фискальных мероприятий тоже не обойтись. Должно быть сочетание горячего и холодного – так подытожил заседание председатель общественного совета, заместитель Главы РК Иван Поздеев. В каждом муниципалитете должна быть создана комиссия, в которую И.Поздеев предложил включить представителей всех заинтересованных структур, от предприятий ЖКХ и до общественных организаций, включая центры занятости и банки, а не только службы судебных приставов и прокуратуры. Ольга САЖИНА. Абсолютным лидером по неплатежам населения является Воркута, где сумма долга составила 1,9 миллиарда рублей. Жители Инты задолжали ЖКХ 254,4 млн. рублей, Печоры – 69,8 млн. рублей, Ижемского района – 12,6 млн. рублей, Удорского – 78,5 млн. рублей, Усть-Цилемского – 9,5 млн. рублей. |