Общество |
6 августа 2010 года |
"Камwа": продолжение следует?/ В Перми прошел юбилейный фестиваль этнофутуристов
"Волынки и барабаны Санкт-Петербурга".
Игорь Самохвалов представил свои изделия.
"Золотая туба" Европы Клаус Бургер.
С 29 июля по 1 августа в Перми прошел V Международный энтофутуристический фестиваль «Камwа». Коми делегация в этом году была не столь многочисленной, как в прошлые годы. В Перми побывали художники Павел Микушев и Юрий Лисовский, народный мастер России Валерий Торопов, главный специалист республиканского Миннаца Маргарита Низовцева, ученый-этнограф Павел Лимеров, начинающий модельер Валентина Сундукова, известный своим бронзовым литьем мастер Игорь Самохвалов, журналисты и просто те, кому интересна народная культура и этнофутуризм. Юбилейная и последняя? Идейный вдохновитель и директор фестиваля Наталия Шостина несколько лет назад сообщила, что первоначально проект «Камwа» был рассчитан на три года. Но праздник настолько понравился пермякам и гостям, что даже финансовый кризис не смог его остановить. Конечно, со средствами стало сложнее, делегации и программы стали более компактными, но фестиваль шел, и это главное. В 2008 году фестиваль был назван лучшим этнофутуристическим фестивалем финно-угорских регионов России. При этом организаторы фестиваля постарались показать, что этнофутуризм – это не замкнутое в себе движение финно-угорской творческой интеллигенции, а нечто более масштабное, способное объединить народы почти всех континентов. В этом году организаторы форума снова объявили, что прошедшая юбилейная, пятая «Камwа» вполне может стать последней. Но многие участники и гости фестиваля в это уже не поверили. Сами организаторы утешали публику тем, что даже если привычной «Камwы» не останется, то новые проекты, возникшие на ее основе, окажутся не менее интересными. На фестиваль приехал Глава Коми-Пермяцкого округа Игорь Бекариз. Он отметил, что округ сотрудничает с «Камwой» и народное мастерство коми-пермяков становится более востребованным благодаря фестивалю. Республика Коми также тесно сотрудничает с организаторами фестиваля, и наши делегации активно участвовали во всех пяти фестивалях. Отметим хотя бы тот факт, что автором символа юбилейного фестиваля – фигурки Кад изки – стал сыктывкарский художник-этнофутурист Юрий Лисовский. Мелодии Тувы и Грузии Основная часть «Камwы» традиционно была посвящена этномузыке. Выступили музыканты из Дании, Германии, Венгрии, Эстонии, Грузии, Тувы, Карелии, Удмуртии, Мордовии и т.д. В концертах и перформансах участвовали «золотая туба» Европы, известный исполнитель современной музыки, композитор и педагог Клаус Бургер. Музыкант солидного возраста ходил по городским улицам только босиком и щеголял дредами (то бишь «африканскими» косичками). Второй раз в Пермь приезжали «Волынки и барабаны Санкт-Петербурга». Кстати, этой группой руководит наш земляк, уехавший несколько лет назад из Сыктывкара Владимир Молодцов. «Волынки и барабаны» открывали почти все концерты и мероприятия фестиваля. Это единственный на cеверо-западе России коллектив, профессионально исполняющий традиционную военную музыку шотландских горцев на подлинных инструментах и в настоящих костюмах. На этот раз ребята в килтах представили программу традиционной военной и церемониальной музыки шотландских горцев. Сохранилась и ориентация на финно-угорские коллективы. Из Карелии приехали группы «Ва-Та-Га» и «Yarga sound system», из Венгрии – фольклорный коллектив «Zeng\», из Эстонии – «Laudaukse Kааksutajad», из Мордовии – «Тoorаma», и т.д. Хедлайнером фестиваля стали грузино-молдавская джаз-группа «The Shin» и тувинская «Huun Huur Tu». Их выступления с аншлагом прошли на сцене знаменитого оперного театра Перми. Коллектив «The Shin» объединяет сразу несколько стран: Грузию, Молдавию и Германию, где живут и работают музыканты. В Пермь коллектив приехал с танцовщиком, который «зажигал» публику своим искрометным выступлением. Коллектив «Huun Huur Tu» необычайно популярный на Западе. Во всех известных музыкальных энциклопедиях этот проект называется самым выдающимся музыкальным явлением России за последнее десятилетие. Открыла фестиваль музыкальная программа «Душеполезные песни на каждый день», исполнители которой – признанные мэтры отечественной музыки: Леонид Федоров – лидер группы «Аукцион», Андрей Котов – руководитель ансамбля духовной музыки «Сирин», Сергей Старостин – собиратель и исполнитель аутентичного фольклора, а также легендарный контрабасист Владимир Волков. Некоторые музыканты провели свои мастер-классы. Владимир Молодцов показал азы игры на волынке и самые распространенные ошибки новичков. Александр Леонов из Карелии познакомил с удивительным музыкальным инструментом – пилой. А молдованин Марио Кандарару рассказал зрителям о различных экзотических ударных инструментах, большая часть которых была изготовлена им самим. Не были забыты и народные коллективы из глубинки. Одним из основных достояний проекта стал выпуск музыкальной коллекции на шести дисках «Золотой фонд Пермского края. Антологии традиционного фольклора народов Прикамья». Проект, работа над которым шла четыре года, включает произведения устного народного творчества коренных народов Прикамья: коми-пермяков, удмуртов, марийцев, татар, башкир и русских. И, все исполнители традиционного фольклора были представлены на фестивале. Бабушки из глубинки «зажигали» не хуже известных музыкантов. Этномода и этнофутуризм Показ этномоды уже стал традицией для фестиваля. Свои модели представили кутюрье из десятка городов России и ближнего зарубежья – Узбекистана. Почти ежегодно свои коллекции показывают и модельеры из Коми. На этот раз в фестивале «Этномода» участвовала выпускница факультета искусств СГУ Валентина Сундукова. «Коллекция, которую я представила, родилась из желания видеть в одежде жителей Коми национальные компоненты, – рассказала модельер. – Это комплекты мужских и женских аксессуаров по мотивам пермского звериного стиля, к которому я обратилась как к одному из наиболее ярких и самобытных явлений нашего прошлого. Эта работа стала и моим дипломным проектом». В этом году в Пермь приехали ключевые персоны этнофутуристического движения России и Эстонии. В составе эстонской делегации были член Международного консультативного комитета финно-угорских народов от Эстонии Андрес Хейнапуу, автор манифеста этнофутуризма Марья Лыхмус, писательница, журналистка и этнограф Юлле Каукси. В рамках фестиваля был организован круглый стол «Культурная археология этнофутуризма», который завершил трехдневный форум «ETHNOFUTURE». На заключительной встрече поднимались такие темы, как прошлое и будущее этнофутуризма, этнофутуризм как объект культурологического анализа, художник и миф в этнофутуризме, обрядовый комплекс финно-угорской мифологии. Также на встрече поднимался вопрос об этнофутуризме как о психотерапевтическом явлении. Под открытым небом «Хохловки» Завершился фестиваль 1 августа масштабным open-air’ом в музее под открытым небом «Хохловка». Здесь прошли пятичасовой гала-концерт и реконструированный народный праздник «Нового хлеба». Заранее было засеяно хлебное поле, чтобы все гости и участники «Камwы» смогли собрать свой сноп. По подсчетам организаторов, сюда приехали несколько тысяч зрителей. Чтобы публика окончательно не сгорела под жарким солнцем, во время концерта на площадке с помощью пожарной машины был устроен искусственный дождь. Кстати, многие музыканты жаловались, что инструменты не выдерживают такого зноя, приходится их перенастраивать. До начала гала-концерта на главной сцене зрителям отводилось около двух часов для экскурсии по музею. Во всех уголках «Хохловки» посетителей ждали разнообразные сюрпризы: и пляшущие бабушки, и красочно сложенные снопы пшеницы, и сувенирные лавки – мастера различных дел представили свои творения. Среди прочих умельцев свои изделия из бронзы представил выльгортский мастер Игорь Самохвалов. Пермяков почему-то особенно заинтересовал символ фестиваля «Завалинка»: старик и старушка на завалинке. Артур Артеев. Фото автора. |