Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Из первых уст
6 августа 2010 года

Маргарита Колпащикова: "Инвалиды - люди здоровые"

Очень часто инвалидов называют людьми с ограниченными возможностями. Увы, нередко возможности эти ограничены лишь отношением общества к гражданам с физическими проблемами. Банальный пример: из-за отсутствия пандусов инвалидам-колясочникам требуется посторонняя помощь для того, чтобы попасть в некоторые учреждения или магазины.
По организации комфортных условий для инвалидов
в республике безусловно лидирует Ухта.

Немалая заслуга в этом принадлежит председателю ухтинской городской организации инвалидов, депутату совета города Маргарите Колпащиковой.

– Маргарита Михайловна, как вы возглавили организацию инвалидов?

– Это долгая история. Все проблемы людей с инвалидностью я испытала на себе. Из-за серьезного воспаления суставов в двадцать три года я получила инвалидность первой группы пожизненно. Шесть лет просидела не выходя из дома. Тогда и подумать не могла, что когда-нибудь буду заниматься общественной работой. Задача была одна – встать на ноги. Врачи поставили на мне крест, поэтому занялась самолечением. Изучала нетрадиционную медицину, методом проб и ошибок искала то, что подходит мне. Придумывала себе различные ванны, составила комплекс гимнастических упражнений. Поначалу выполнять их было не просто сложно, а невозможно. Но остались некоторые суставы, не затронутые болезнью, поэтому я получала удовольствие от того, что, хоть и с большим трудом, могу производить какие-то движения.

В конце концов мое самолечение принесло результаты: через шесть лет я сумела выйти из дома. В это время остро встал жилищный вопрос, поскольку в маленькой квартирке жили фактически три семьи. Имея инвалидность первой группы, я обратилась в администрацию города для решения этой проблемы. Конечно же, пришлось ждать.

В это время я познакомилась с Марией Александровной Троханович. К сожалению, ее уже нет в живых. Она оказалась прикованной к инвалидной коляске в тридцать лет – после серьезной автомобильной аварии. Когда мы с ней встретились, она занималась реализацией своей идеи: созданием инициативной группы, которая решала бы проблемы инвалидов Ухты. Так как Мария Александровна была в городе известным человеком, работала в горкоме комсомола и в горкоме партии, в эту группу вошли влиятельные люди – руководители предприятий, организаций, работники администрации. Руководство этой группой взял на себя народный депутат СССР, директор «ПечорНИПИ» Виктор Павлович Филиппов. Но координировала всю работу Мария Александровна. Я обратилась к ней за помощью в решении квартирного вопроса. Она пригласила меня к себе, рассказала, чем занимается инициативная группа, и предложила войти в ее состав. Так началась моя общественная деятельность – в 1988 году. Через два года меня избрали председателем ухтинской городской организации инвалидов.

– Ваша работа на новом посту началась в трудный для страны период. Наверное, вы вспоминаете то время как самое сложное?

– Наоборот, мне кажется, что тогда в чем-то было легче. Все шло кувырком, никто не знал, как надо действовать правильно в финансовой и производственной сфере, не было необходимости в оформлении множества бумаг, получении разрешений и так далее. Мы ведь тогда тоже создали достаточное количество предприятий. Какие-то из них жили, какие-то закрылись. У нас были помещения, создавались, например, швейные производства. То есть тогда была возможность обеспечить хотя бы часть инвалидов работой. Существовало льготное налогообложение, государственные заказы. Сегодня уже все совсем по-другому. Но все равно мы подошли к созданию собственного предприятия по оказанию услуг населению, где смогут работать инвалиды. Все документы для этого уже готовы.

– Но сейчас, вероятно, серьезную поддержку оказывают спонсоры?

– У нас есть постоянные спонсоры. Нам помогают депутат Госсовета республики Виталий Анатольевич Габуев, глава города Александр Петрович Макаренко и руководитель администрации Ухты Олег Владимирович Казарцев. Их поддержку, и финансовую, и моральную, мы чувствуем.

Когда я начинала работать, спонсорскую помощь оказывали крупные предприятия. Они очень здорово помогали. Сейчас этого нет. Так сложилось, что теперь крупные предприятия напрямую помогают администрации города, которая уже решает, кого поддержать.

В основном выживаем мы за счет грантов. Наша организация более десяти лет участвует в реализации различных международных программ, которые обеспечиваются финансовой подпиткой. Мы представляем и защищаем какую-то программу и по ней работаем. У нас есть очень хорошие партнеры. Это, например, региональная организация «Перспектива» в Москве. Она получает основной грант, а мы уже защищаем свой проект по выполнению части работы на территории Республики Коми и под этот проект получаем финансирование. Мы получали гранты на реализацию своих проектов в международных фондах. За счет этого нам удалось создать команду активной молодежи, выучить многих. У нас молодые люди, передвигающиеся в инвалидных колясках, получают высшее образование, потом находят хорошую работу. Это очень важно для них – чувствовать себя востребованными в обществе, найти свое место в жизни.

– А легко ли это для людей с ограниченными возможностями?

– Мне совсем не нравится, когда нас называют людьми с ограниченными возможностями. У нас есть другой статус – люди с инвалидностью. Физические проблемы у нас есть, от этого никуда не денешься. С этим надо просто научиться жить. Но возможности у нас неограниченные. Главное – решиться реализовать свои мечты.

Вот, например, один из членов нашей организации – Светлана Канева. Она передвигается в инвалидной коляске, живет в десяти километрах от Ухты, но, несмотря на все сложности, ведет очень активный образ жизни. Сейчас она является студенткой третьего курса УГТУ, в будущем станет специалистом по связям с общественностью. Вы представляете, как сложно ей добираться на занятия? Иногда подбросит кто-то из знакомых, иногда сумеет с чьей-нибудь помощью попасть в автобус… Насколько я знаю, сейчас на уровне Главы республики решен вопрос о выдаче Светлане кредита на покупку автомобиля. Она имеет водительские права, но ей не выдавали кредит. Пришлось обращаться к Главе республики. Он помог.

С передвижением, конечно же, возникают проблемы, но мы стараемся их решать. Например, тех, кто работает в нашей организации, на работу подвозят на машине.

– Какой работой занимается организация инвалидов?

– Например, мы пытаемся изменить общественное мнение. Ведь, будем говорить откровенно, в нашей стране народ относится к инвалидам либо с жалостью, либо с брезгливостью. Мы уже более десяти лет ведем уроки в школах города, давая учащимся понимание того, что же такое инвалидность и кто такие инвалиды.

Десять лет назад, в самом начале этой работы, школьники характеризовали инвалидов словами: «попрошайки», «убогие», «больные». Сейчас мы слышим совершенно другие определения: «инвалиды – это люди с ограниченными возможностями», «им трудно передвигаться». Это абсолютно другое отношение к нам, и изменили его мы сами. Мы выпускаем свою газету, проводим различные консультации для тех, кого интересуют вопросы инвалидности и образа жизни инвалидов. У нас есть библиотека, видеотека, тренажерный зал, бильярдный клуб. Существует спортивная команда, у которой есть свой тренер. Наши спортсмены выезжают на российские, республиканские соревнования, да и в городе проводится множество состязаний.

И все же первая и основная наша задача – защита прав инвалидов. Может быть, лоббирование – слишком громкое слово, но мы именно лоббируем интересы инвалидов во власти. Я уже шестнадцать лет являюсь депутатом совета города. Возможно, именно благодаря этому у нас сохранились социальные программы, направленные на защиту прав инвалидов. Я – человек с наглядной инвалидностью. Депутаты видят, как я передвигаюсь, какие у меня есть проблемы, поэтому, когда речь идет о выделении денег на обеспечение условий доступности социальных объектов, то есть на строительство пандусов, пристройки отдельных выходов к квартирам инвалидов, средства выделяются.

– Вам сложно было начинать работу в совете города?

– Очень. Прежде всего из-за того, что коллеги меня не приняли. Они проявляли ко мне жалость. Например, формируется какая-то комиссия из депутатов, и кто-нибудь непременно заявит: «Ой, нет, Маргариту Михайловну не надо, ей тяжело». И это проявлялось во всем. Они меня сторонились, и я практически все время была одна. Депутатами первого созыва были в основном врачи, педагоги, работники культуры. Вот они относились ко мне, как к больному человеку. Но ведь инвалид – это не больной человек. Больной – тот, у кого сегодня температура, грипп, ангина. Пройдет несколько дней, и он вылечится. А инвалиды – просто люди с физическими проблемами. Кто-то из нас не видит, кто-то не слышит, кто-то не ходит, но мы не больные – излечить-то нас в большинстве случаев уже невозможно. Мы просто другие, и нас надо принимать такими, какие мы есть.

Вот это отношение как к больному человеку меня очень ранило. Настолько, что я во второй раз даже не хотела идти на выборы. Но во втором созыве в совет города пришла гвардия молодых предпринимателей. Они сразу приняли меня как старейшину. Я стала секретарем депутатской группы «Город», возглавила комиссию по социальной политике. Молодежь из второго созыва во главу угла поставила не то, что я – инвалид, а то, что у меня есть опыт работы в совете города.

– Что вы могли бы сейчас назвать основной проблемой инвалидов?

– Это неприспособленность окружающего мира к нашим специфическим потребностям. Здоровые люди свободно выходят из дома, ходят по магазинам, ресторанам. Сейчас благодаря работе нашей организации все это стало доступно и для нас. Кстати, мы с молодежью очень любим посидеть в ресторане. Пока в Ухте только один ресторан с пандусом, туда мы и ходим. Там я отмечала свой день рождения.

Если человек может без посторонней помощи купить продукты, лекарства, принять ванну, приготовить еду, спокойно передвигаться на коляске по квартире, не боясь, что не попадет на кухню или в туалет, то он будет изо всех сил стремиться к тому, чтобы получить образование, найти работу. А если у него этих возможностей нет, то он будет не жить, а выживать.

– Как относятся владельцы магазинов, аптек и прочих учреждений к требованиям установить пандусы?

– Есть закон, и они обязаны его выполнять. Ухта в этом отношении выгодно отличается от других городов республики. Много лет назад на уровне совета города было принято решение: когда вводится в строй объект, в комиссии по приемке присутствую я. Если нет моей подписи, объект не будет введен в строй. Для того чтобы не возникало неприятных нюансов, мне предоставляют проекты зданий еще до начала строительства.

Только ведь зачастую как происходит? Проект вроде бы замечательный, но начинается строительство, экономия на всем, и в результате мы получаем не пандус, а «американские горки», которые никто не может преодолеть. Строители экономят на поручнях, ступени делают не десять-пятнадцать сантиметров, как положено, а все тридцать.

Кстати, я не считаю, что пандусы должны быть абсолютно во всех магазинах и на всех социальных объектах. Прежде всего город должен быть красивым. А многие пандусы, которые надстроили, просто уродуют его. Нам нужны минимальные условия доступности: хорошие поручни, ступени «правильной» высоты, беспороговый вход.

В этом направлении мы тоже проводим работу в городе. На ближайшее будущее запланирована встреча с межведомственным советом, от которого зависит состояние многих объектов. А потом состоится встреча с советом предпринимателей города. Я попытаюсь еще раз доказать, что все это нужно не только инвалидам. Ведь есть еще пожилые люди, которым сложно подниматься по лестнице без поручней, есть беременные женщины, есть мамы с колясками. Давайте создавать комфортные условия для них всех. И тогда всем будет хорошо.

Людмила ВЛАСОВА.

Фото автора.

 

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 143 (4300)
6 августа 2010 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»