Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
18 сентября 2009 года

Унижение недоверием

/ Почему Елене Сорокиной из Койгородского района отказывают в создании приемной семьи?

Чуть больше года прошло с момента принятия федерального закона

об опеке и попечительстве, работает и республиканский закон о господдержке при передаче ребенка на воспитание в приемную семью. Однако вопрос создания института приемной семьи остается дискуссионным.

До сих пор не определено, что лежит в основе этой формы решения проблемы сиротства – альтруистический порыв или возможность дополнительно заработать? Тому подтверждение – конфликтные ситуации, которые показывают, что «обкатка» закона о приемной семье проходит сложно.

 

Корысть или любовь?

Жительница поселка Койдин Койгородского района Елена Сорокина обратилась в редакцию нашей газеты с просьбой помочь  разрешить спорную ситуацию, возникшую на уровне отдела опеки и попечительства районного управления соцзащиты. Чиновники, по словам Елены Васильевны, безосновательно отказывают ей в оформлении статуса приемной семьи.

«Я уже девять лет являюсь опекуном своей внучки Валюшки, – пишет Е.Сорокина. – Когда девочке было три года, ее мать, мою старшую дочь Ирину, лишили родительских прав. С тех пор Валя живет у меня. Беда пришла к нам неожиданно. Ира в детстве училась хорошо, у меня до сих пор хранятся ее грамоты из школы, помогала мне по дому. Получила профессию кассира-продавца. Я оставила по квартире в Сыктывкаре Ирине и сыну Антону, а сама после смерти мужа переехала жить в Койдин. Подумала, что она уже взрослая, 20 лет все же, должна сама устраивать свою жизнь. Но оказалось иначе. Замужество резко изменило ее. Вместе с супругом она пристрастилась к бутылке. Что мы только не делали с детьми, чтобы не дать Ире с головой уйти в омут пьянства! Беседовали, кодировали, но она не свернула с этой дорожки. Четыре года назад, ничего не сказав нам, Ира родила мальчика и отдала его в дом малютки. Мальчик родился с различными патологиями, с нарушением развития. На семейном совете решили, что не можем оставить Темку сиротой, постараемся вырастить мальчишку. До трех лет его не давали мне под опеку, так как он нуждался в лечении. В октябре прошлого года я его забрала из ухтинского дома ребенка, оформила опеку. С тех пор мы с моим вторым мужем делаем все возможное, чтобы вылечить Артемия. В мае этого года подала заявление на оформление статуса приемной семьи, но после долгих месяцев ожидания, прохождения всевозможных тестирований, осмотров условий проживания пришел немотивированный отказ. В беседе со специалистами койгородского отдела опеки и попечительства выяснилось: они считают, что меня на этот шаг подвигла корысть, желание пополнить семейный бюджет за счет государства. Мне сказали, что я бабушка и по закону обязана заботиться о внуке. Поэтому подавать заявление на оформление приемной семьи было неэтично с моей стороны. Меня попросту унизили, забыв, видимо, что я на пенсии, работает только мой муж. А содержать, лечить двоих детей сегодня очень трудно...»

 

Бабушка-мама

Чтобы разобраться в ситуации, я встретилась с Е.Сорокиной у нее дома. Первым делом поразили условия, которые созданы для детей в этом небольшом сельском доме. Во дворе помимо хозпостроек, где содержатся овцы, индейки, куры и гуси, оборудована с фантазией детская площадка. В доме сделан ремонт, есть игровая комната с развивающими элементами для Артемия. Чтобы выделить уголок для мальчика, пришлось разобрать печь. В комнате внучки Вали фортепиано, на котором Елена Васильевна занимается по специальной методике. В одной из комнат «японский уголок», где собраны атрибуты культуры этой страны. Есть аквариум с рыбками и камнями, привезенными из разных концов света знакомыми Елены. Одна из стен отдана под семейную фотогалерею. Кроме того, везде, где только есть свободное место, расставлены куклы – куклы-вазы, куклы-кувшины, куклы-брелки, фарфоровые статуэтки, а также куклы-красавицы, обшитые руками хозяйки дома.

– Это еще не вся моя кукольная коллекция, – рассказывает она. – Остальные упакованы в ящики. В свое время я делала кукол из маковых головок, чаги, коряжек, перьев, цветов и пластиковых бутылок. В Сыктывкаре в доме самодеятельных художников «Серпас» у меня были выставки живописных и берестяных картин. Я ведь по образованию учитель труда, увлекалась рукоделием, рисованием. Пришлось оставить хобби, так как много времени и сил уходит на занятия с Темой. Подвижки уже есть – он ходит в детсад, самостоятельно кушает, говорит с десяток слов. Врачи говорят, что любовь и постоянные тренировки дадут результат, и наш мальчик сможет догнать в развитии  сверстников, пойдет не в коррекционную, а в обычную школу.

На обследования, консультации врачей и курсы лечения уходит вся пенсия бабушки-мамы. А посещать специалистов приходится раз в два-три месяца. Когда забирали Артемия из дома ребенка, пришлось взять кредит, чтобы купить вещи для мальчика. Не так давно Елена Васильевна выхлопотала пенсию по инвалидности в размере 5523 рублей. Эти деньги пойдут на оплату проезда и проживания в Сыктывкаре, обследования, лекарства, пособия по логопедии.

– Нас спасают домашние заготовки и то, что муж у меня работает, а также охотится и рыбачит, – заметила Е.Сорокина. – Помогает средняя дочь Марина, которая живет с семьей в Усинске. Скоро вернется из армии сын Антон. Но он сам еще только три курса СГУ окончил, нужно доучиваться. Имея за плечами 18-летний педагогический стаж, опыт работы в сыктывкарской школе № 41 при РДБ с онкологическими детьми, а также педагога-организатора в начальных классах, худрука в Доме культуры, устроиться в школу не могу – нет вакансий, да и времени свободного. В такой ситуации, сами понимаете, дополнительные средства не помешают. Ведь приемным семьям выплачивается пусть и небольшая, но зарплата – 4700 рублей в месяц.

Нехватка средств сказывается в мелочах. К примеру, во время поездки к столичным врачам Елене Васильевне приходится оплачивать два места в автобусе. Тема – мальчик подвижный, любознательный, не может сидеть на коленях три часа подряд, пока автобус прибудет в Сыктывкар. А кондуктор невзирая на возраст малыша требует оплатить билет. Да и городские детские забавы в копеечку влетают. Аттракционы, посещения кафе, игрушки, новые книжки – все хочется купить Теме и Валюшке. Был бы статус приемной семьи, траты на культурно-развлекательные мероприятия компенсировались бы государством. Вот и приходится бабушке-маме себе в чем-то отказывать, чтобы детей порадовать.

 

«Городская выскочка»

Проблемы у Сорокиных начались с приходом в местный отдел опеки и попечительства новых сотрудников. Прежние сотрудники давали добро на оформление статуса приемной семьи. Но пока ребенок в течение полугода адаптировался к жизни в домашних условиях, ситуация изменилась. Одна из специалистов отдела вышла в декретный отпуск, а пришедшая ей на смену посчитала, что бабушка хлопочет ради получения денег и без статуса приемного родителя она должна поднимать больного внука.

– Мне даже не дали ознакомиться с текстом закона о приемной семье, – рассказывает Сорокина. – При этом уличили в материальной заинтересованности, сославшись на проведенное психологическое тестирование. Вердикта «отказать» пришлось ждать с 21 мая этого года, когда я подала заявление о создании приемной семьи, до получения письма 29 июля этого года. В нем не указывалась причина отказа. И только 21 августа этого года Управление соцзащиты населения Агентства РК по соцразвитию по Койгородскому району прислало отказ с обоснованием. В частности, в письме говорилось, что «...как следует из Вашего заявления, заключения по результатам диагностического обследования, основным мотивом при организации приемной семьи для Вас является получение дополнительных льгот и увеличение материальной поддержки со стороны государства, тогда как семейное законодательство РФ исходит из необходимости построения семейных отношений на чувствах любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов (в том числе и бабушек). Кроме того, Вы имеете негативный опыт воспитания собственных детей, так как Ваша дочь Гаврилова И.А. лишена родительских прав в отношении двоих детей. Начальник Г.Р.Шатрыкина. Дата и подпись». Вот так, не разбираясь в нюансах, вынесли приговор. Да если бы не многочисленные болезни Темы, то за помощью я бы не стала обращаться! Хотя воспитывать ребенка – это тяжелый труд. И что плохого в том, что эта работа будет оплачиваться? Ведь в конечном итоге дети получат то, чего они лишены в интернате...

Поддержки со стороны чиновников Елена Сорокина так и не получила. Вместо этого по поселку поползли грязные слухи, ее стали называть «городской выскочкой», хотя она уже 10 лет живет в Койдине.

– Мне кажется, что здесь сработала чисто человеческая зависть, – говорит Елена Васильевна. – Мне средняя дочь Марина подарила красивую шубу в благодарность за то, что я выручила ее и нянчилась с ее дочкой, пока сама Марина работала. Видимо, не простили мне сельские кумушки столь дорогой подарок. Решили, что я богачка и ни о чем, кроме денег, не мечтаю. Обидно, ведь в районе около 30 приемных и опекунских семей. Я знаю примеры в Койгородке, когда старшая незамужняя сестра стала приемным родителем для своих брата и сестры после смерти родителей. Меня же унизили недоверием. А ведь ни для кого не секрет, что приемные семьи, как и опекуны, находятся под жестким контролем прокуратуры, родители сдают отчеты о расходовании  средств, проводятся регулярные обследования жилищно-бытовых условий.

 

Другое мнение

Поговорила и с заместителем начальника управления соцзащиты по Койгородскому району, начальником отдела по делам семьи, опеки и попечительства Галиной Майбуровой. По ее словам, сегодня люди не видят разницы между понятиями «опекун» и «приемная семья». Принципиальная разница, дескать, заключается в том, что у приемного родителя должен быть не только педагогический стаж, он должен не просто заботиться о ребенке, но и создать развивающую среду, иметь собственные наработки, методики воспитания, обладать знаниями в области психологии, медицины, педагогики. Фактически подразумевается, что те, кто решил создать приемную семью, должны быть своего рода «профессиональными родителями», поднимающими не одного, а нескольких сирот, причем преимущественно не из числа родственников. Кроме того, у приемного родителя должна быть безупречная репутация. Поэтому перед вынесением решения органы опеки проводят тщательный отбор, чтобы предотвратить случаи отказов и возврата детей в интернаты или жестокого обращения.

Дочь Елены Васильевны была повторно лишена родительских прав, пояснила Г.Майбурова. «Если она не смогла нормально воспитать дочь, можно ли ей доверить воспитание внука?» – задается вопросом чиновница. Хотя безвыходных ситуаций не бывает, и местные специалисты выразили готовность пересмотреть дело, может быть, появится возможность найти и компромисс...

Марина ЛЫСАКОВСКАЯ.

Фото Дмитрия НАПАЛКОВА.

Койгородский район

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №171-172 (4085-4086) - 18 сентября 2009 года

Молодым сыктывдинцам покажут краски жизни

Прививок хватит на всех / Медики республики надеются справиться с пандемическим вирусом

Военный оркестр сыграет в честь юбилея джаз и рок

Молзаводу вернули скважину

Обратная связь

Неурожай второго хлеба / Смогут ли победить природу современная техника и хорошие семена?

Всем ношульским миром / В прилузском селе прошедшим летом появились герб, флаг и памятник герою "Варяга"

 N170 (4084) - 17 сентября 2009 года

Спорные территории / Сыктывкарские власти "прошлись" по проблемным стройкам города

Разминка перед "Кроссом наций"

В Колве обновили храм искусства

Поправки в пользу наследников

 №169 (4083) - 16 сентября 2009 года

В память о святых земли Коми

Пошел на выставку - прошел флюорографию

Должникам грозят выселением

Новые автобусы ждут хозяев

Кормозаготовка завершается

"Урожай-2009" откроется 26 сентября

Косари остались без денег / За титаническую борьбу с борщевиком им никто не заплатил

Несостоявшееся переселение / Покинуть родной поселок согласились не все жители Иван-Чомъя

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 171 (4085)
18 сентября 2009 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»