Газета Республика Издание Правительства
и Государственного Совета
Республики Коми
Герб Республики Коми
Главная страница | Архив | Редакция | Подписка | Реклама | Напишите нам | Поиск
Общество
12 сентября 2008 года

По следам экспедиции Георгия Седова

/ намерены пройти опытные туристы Николай Рочев и Сергей Семяшкин

Николай Рочев из села Гам Ижемского района и эжвинец Сергей Семяшкин – заядлые туристы. Познакомились они три года назад, хотя до этого не раз слышали друг о друге. «Пойдем вместе на полюс!» – при первой же встрече ошарашил Сергей нового знакомого.

 

«На полюс сходить – не по бульвару прогуляться, – ответил ему видавший виды Николай. – Ты сначала докажи, что с тобой можно идти на край света». Сергей доказал, в одиночку пройдя трудный маршрут в условиях Заполярья. Только после этого они принялись готовиться к походу на Северный полюс.

 

Маршрут, которым они планируют туда дойти, пройдет по пути экспедиции Георгия Седова. Прошлой зимой Николай и Сергей совершили первый совместный поход, который должен был ознакомить их с условиями перехода через арктические льды. Николай Рочев рассказал мне о трудностях этого похода и дальнейших планах двух энтузиастов.

 

«За веру и верность»

 

Чтобы доказать, что «в разведку с ним идти можно», в тот же год Сергей в одиночку сходил на остров Вайгач. Минувшей зимой они хотели двинуться на полюс. Готовили снаряжение, продукты, совершали походы по Ижемскому району. В этих походах пробовали силы в перетаскивании веса, который должны были взять с собой в экспедицию: каждому придется тащить по 110 килограммов на волокушах. Волокуши загружали песком и таскали по ижемским лесам. Потом решили заменить их специальными пластиковыми лодками-каяками, которые можно использовать не только в качестве волокуши, но и как плавсредство для преодоления полыней в арктических льдах. Такие каяки у нас в России не производят, пришлось их покупать по спецзаказу.

 

Свой туристический проект товарищи решили посвятить 100-летию путешествий Седова, Брусилова и Русанова и назвали его «В честь и память российских полярников. За веру и верность». По замыслу экспедиция должна состоять из двух частей: сначала по следам экспедиций знаменитых путешественников Рочев и Семяшкин пройдут от Новой Земли до Земли Франца Иосифа, а затем от земли Франца Иосифа – на полюс.

 

– Этим маршрутом до полюса еще никто не доходил. Если нам удастся, это будет первый случай, – сказал Николай.

 

Далее по проекту они должны обогнуть на каяках всю Землю Франца Иосифа. Но один из летчиков заполярного авиаотряда сказал им: «Ребята, я 9 лет там летаю, и от Новой Земли до Земли Франца Иосифа ни разу не видел устойчивых льдов». Именно у Земли Франца Иосифа корабль Седова попал в ледовый плен, но, видно, глобальное потепление коснулось уже и арктических льдов. В общем, путешественники решили способ продвижения изменить и тот отрезок пути, который Седов прошел на собачьих упряжках, преодолеть на судне. По словам Николая, возможно, даже придется судно строить самим.

 

Научное сопровождение экспедиции взялся вести сотрудник Российского научно-исследовательского института природного наследия профессор Боярский, который давно изучает все, что связано с путешествием Георгия Седова. Участники экспедиции должны пройти путь Седова по его сохранившимся дневниковым записям, отыскать место гибели путешественника и по возможности восстановить картину его смерти. Но осуществить свой план в этом году Рочеву и Семяшкину не удалось. В первую очередь из-за отсутствия средств: на экспедицию требуется не менее пяти миллионов рублей. Но главная причина все же не в этом.

 

– Сергей еще молодой, – пояснил Николай Рочев, – но я-то понимаю, что мы еще недостаточно готовы к такому переходу. Ведь каждый год на полюс идет множество экспедиций, а достигают его очень немногие. Чтобы проверить свои силы, нужен был для начала пробный ознакомительный маршрут и достаточное время для основательной подготовки.

 

Кроме того, до недавнего времени ни тот, ни другой не страховали свою жизнь, поэтому потенциальные спонсоры проекта не рисковали вкладывать деньги в это начинание: ведь никто не может гарантировать, вернутся ли друзья из столь опасного похода. В этом году Николай и Сергей застраховались. Есть и попечительский совет их будущей экспедиции, который возглавил министр промышленности и энергетики республики, тоже опытный турист, Николай Герасимов.

 

В ледяном мешке

 

Испытать свои силы Сергей и Николай решили в месячном путешествии от Воркуты до Харасавея. Маршрут проходил через северную оконечность Урала – Пайхой к ненецкому поселку Усть-Кара. Оттуда через Байдарацкую губу по льдам друзья планировали выйти на Харасавей. В походе нужно было опробовать снаряжение, проверить, насколько правильно подобраны продукты и как они расходуются в этих условиях, рассчитать свои силы. Но главная задача – знакомство с дрейфующими льдами. Этот маршрут им посоветовал знакомый полярный путешественник из Москвы.

 

– Если хотите узнать, что такое арктические льды, советую вам прогуляться по Байдарацкой губе. Там вы найдете все: и огромные торосы, и большие полыньи, и припаянные льды, – сказал он.

 

Весь маршрут протяженностью 600 километров предполагалось пройти за 30 дней – по 20 километров в сутки. Путешественники прошли его за три недели, причем целую неделю, по словам Николая Рочева, они «прокувыркались в Байдарацкой губе», которую иначе еще называют «ледяным мешком» Карского моря.

 

По рассказам своих предшественников, друзья знали, что Байдарацкая губа полна опасных неожиданностей. Подвижки льда в центральной части происходят в основном во время сильных ветров и в приливы. Но шторма Карского моря поднимают волну в глубокой части губы и зачастую взламывают лед в северной части даже в безветренную погоду. То есть предугадать, насколько надежное место выбрано для стоянки, бывает практически невозможно. Вполне можно ожидать того, что льдина под палаткой треснет. Когда ночью рядом со стенкой палатки поднимается торос, который грозит либо раздавить, либо вытолкнуть в полынью, это испытание не для слабонервных. Со всем этим пришлось столкнуться Н.Рочеву и С.Семяшкину за неделю пути по Байдарацкой губе.

 

Друзья придумали свой способ переправы через полыньи. Они соорудили специальную сцепку и для большей устойчивости сцепляли два каяка вместе. Получался катамаран. Сами садились в этот катамаран и гребли на веслах, а гермомешки с поклажей привязывали сзади, бросали в воду и тащили за собой. Поначалу, пока не освоились, вдвоем не садились: один переправлялся на своем каяке, а другой подстраховывал веревкой с противоположного берега. Потом веревка тянулась обратно, и переправлялся тот, кто остался на берегу.

 

За время похода Сергей два раза во всем обмундировании и на лыжах уходил под воду, и Николаю приходилось его вытаскивать. В таких случаях привязанный сзади груз, который друзья тащили в каяках, очень выручал, играя роль противовеса. Мокрого и продрогшего товарища нужно было срочно отогревать, ставить палатку, разводить огонь.

 

Неприятность на финише

 

Казалось бы, купание в ледяной воде в сорокаградусный мороз, после которого сразу не забежишь в тепло, чревато серьезной простудой. Но, как ни странно, ни Сергей, вынужденный находиться довольно долго в сырой одежде, ни Николай, которому приходилось одну ночь спать даже без спального мешка, ни разу не простыли. По мнению Николая, причина в том, что организм настраивается на работу в экстремальном режиме. В походах Николай категорически не признает никакого спиртного. Он и в обычной жизни не любитель выпить, а в суровых условиях считает, что алкоголь – самый опасный враг.

 

На мой вопрос, какие человеческие качества больше всего необходимо развивать в себе путешественнику, Николай ответил: «Терпение и терпимость». Трудные условия, большие физические нагрузки, необходимость 24 часа в сутки находиться в обществе одного и того же человека все время держат на пределе. Раздраженность, вызванная усталостью, может легко спровоцировать конфликт. И очень важно удержаться и не выплеснуть негативных эмоций. Это, пожалуй, самое сложное в походе. Поэтому Николай и Сергей сразу договорились общаться только строго по делу, не допускать никакой болтовни. «Там, где много разговоров, всегда недалеко до конфликта», – говорит Николай. А такой сложный поход – почти как разведка в тылу врага, когда товарищ должен стать продолжением тебя и вовремя подставить плечо или уметь простить твою оплошность. Таких ситуаций трудно избежать. И в этом походе они тоже были.

 

Когда тяжелейший переход через Байдарацкую губу подходил к концу и товарищи почувствовали, что вышли на припаянный лед, радости не было предела, и они припустили вперед, чтобы до вечера добежать до берега. Пробежали довольно много, когда Николай решил остановиться на перекур. Закурил сигарету, оглянулся назад и обомлел: большой рюкзак, привязанный на самом верху поклажи, исчез! А в нем были стойки для палатки и спальный мешок. Без стоек невозможно поставить палатку, а идти до Харасавея было еще очень далеко, и не одну ночь предстояло провести на лютом морозе. Что такое возвращаться назад, когда долгожданная цель уже почти рядом, объяснять излишне. Но самое печальное было в том, что искать этот рюкзак нужно было среди ледяных торосов, где следы заносит моментально.

 

В первый день пропажу они не нашли. Ранние полярные сумерки заставили думать о ночлеге. Выкопали берлогу в торосах, кое-как накинули сверху палатку и улеглись спать, справедливо решив, что утро вечера мудренее. Николай спал в одной одежде, без спального мешка. На следующий день разошлись в разные стороны искать рюкзак. Чтобы не потеряться в этом царстве льдов и снега, на самый высокий торос – место встречи – водрузили красный каяк. Николай вернулся к месту встречи ни с чем. Сергея еще не было. «Стою, жду. Смотрю: идет. Тяжело идет, будто что-то тащит, – вспоминает Николай. – А я даже боюсь поверить, что он нашел. Говорю себе: не может быть, это же невозможно! Он ко мне подошел и говорит: «В общем, ты отныне мой вечный должник за те пять минут слез, которые я пролил над этим мешком. Я как увидел его, так сел над ним и разревелся».

 

Часть обратного пути от Харасавея до Бованенково благодаря знакомству с полярными летчиками друзьям удалось пролететь на вертолете. Пролетая над Байдарацкой губой и увидев сверху путь, который проделали, они пережили чувство, похожее на гордость: «Неужели мы это сделали?!» По словам Николая, пробный поход они выполнили более чем удачно.

 

– Главное: мы теперь знаем, как ведут себя арктические льды, научились выживать в условиях дрейфующих льдов, – подытожил он. – Если все сложится удачно, то, возможно, в следующем году пойдем на Северный полюс.

 

Галина ГАЕВА.

 

Фото из архива Николая Рочева.

ТАКЖЕ В РУБРИКЕ

 №163 (3837) - 12 сентября 2008 года

Мир после войны / заново строят жители Южной Осетии с помощью россиян

Константин Мальцев: "В инвестиционном море немало подводных камней"

Cтали почетными гражданами Сыктывкара

"Твоя параллель" гостила у "братушек"

На языке народной дипломатии

"Лишние" деньги уйдут в регионы

Медикам помогли газовики

Муниципалы обменялись опытом

 №162 (3836) - 11 сентября 2008 года

Ноу-хау для сбора отходов / Сыктывкарские депутаты утвердили муниципальную программу по улучшению экологии

Второго дефолта не будет!

Премии молодым дарованиям

Формула успеха Сергея Щукина

Глава Роспотребнадзора отметил Коми

Красноармейский мемориал обновляют

Нашу тройку включили в команду округа

 №161 (3835) - 10 сентября 2008 года

В столице стартовала операция "Автобус"

За парламентскими "партами" / посидели сыктывкарские старшеклассники

Слет юных "трудармейцев"

 Архив рубрики

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
№ 384 (3837)
12 сентября 2008 года
пятница

© Газета «Республика»
Телефон (8212) 24-26-04
E-mail: secr@gazeta-respublika.ru
Разработка сайта: «МС»