Экономика |
30 октября 2014 года |
Ни в эскизе, ни в бюджете/ Реконструкция театра оперы и балета потребует больших денег
28 октября в Госсовете РК, во время обсуждения государственной программы «Культура Республики Коми», был поднят вопрос о реконструкции Государственного театра оперы и балета РК. Вопрос этот в последнее время обсуждает не только театральная общественность. В докладе и.о. министра культуры региона Анастасии Прокудиной реконструкция театра была упомянута буквально одной строкой, в плане выделения 422 тысяч рублей на эскизный проект. Но депутат Александра Бушуева попросила доложить об этом поподробнее, поскольку «год назад мы все так радовались, что запланирована реконструкция, и понимали, что это будет больше, чем реконструкция, мы увидим новый, красивый, востребованный театр». Напомним, вопрос глубокой реконструкции или строительства нового здания театра оперы и балета начали обсуждать в 2012 году. Старому зданию четыре десятка лет, оно уже не отвечает современным требованиям, да и просто изрядно обветшало. Планировалось, что новый театр должен стать двухзальным (большой зал на тысячу мест и камерный на полторы сотни), увеличиться в размерах и значительно осовремениться в техническом плане. Несколько месяцев назад разговоры эти начали вроде бы обретать очертания проекта: объявили конкурс на разработку эскизов, который должен был завершиться этой осенью. Но четкой определенности, когда начнется реконструкция, как будет выглядеть обновленное здание и во сколько это обойдется, пока нет. Прояснить нынешнюю ситуацию с реконструкцией театра взялась заместитель министра Лариса Ушакова, сообщившая депутатам Госсовета РК, что все идет по плану, проведено техническое обследование здания, инженерные изыскания. На конкурс эскизов поступили девять предложений (четыре из Сыктывкара, остальные из Пензы и Кирова), но подвести итоги первого этапа отбора пока не получилось «по техническим причинам». Конкурс продлили до 19 декабря. А поскольку нет не то что проекта, а даже реального эскиза, нельзя назвать точную сумму, во сколько обойдется обновление театра. Хотя примерный порядок цен известен, и уже понятно, что с финансированием дела будут обстоять непросто. По словам исполняющей обязанности министра финансов Галины Рубцовой, потребуется порядка двух миллиардов рублей. Сумма немалая, так что нужна федеральная поддержка. Но… – Софинансирование, которое предоставляет Федерация, мизерное, порядка 200 миллионов рублей. И его еще урежут, федеральный бюджет сейчас сильно сокращается. От идеи реконструкции мы не отказались, но объект пока «отодвинут», – сильно разочаровала депутатов Галина Рубцова, рассказав заодно историю о софинансировании строительства в Коми одного спортобъекта. Сначала Федерация обещала 300 миллионов рублей, потом убавила сумму до 140, а потом и вовсе раскошелилась только на сто. Впрочем, как пояснила и.о. министра финансов, совсем от идеи реконструкции театра власти региона не отказываются и все же надеются на федеральную поддержку. Или, возможно, реконструкция будет проведена методом государственно-частного партнерства (напомним, таким образом у нас планируют построить два участка трассы Сыктывкар – Нарьян-Мар). ПОКА реконструкция нашего театра отодвигается в туманную даль, мы решили посмотреть, как обстоят в последние годы дела с реконструкцией и строительством театров в других регионах. На слуху в первую очередь московские и санкт-петербургские, известные на всю Россию театры. Недавно завершившаяся реконструкция исторического театра БДТ им Г.Товстоногова в Санкт-Петербурге обошлась в 6,2 млрд. рублей. На перестройку театр закрыли в 2011 году, открытие несколько раз отодвигалось, потому что артисты просили переделать еще и сцену, что изначально не было заложено в бюджет. Можно вспомнить историю с возведением второй сцены Мариинки, которое вылилось в 22 миллиарда рублей, хотя изначально планировалось в шесть раз меньше, так что счетная палата заявила о неэффективном расходовании средств федерального бюджета. Этот же надзорный орган заявлял о завышенной в шестнадцать раз стоимости реконструкции Большого театра, которая обошлась в 35,4 миллиарда рублей. В регионах, конечно, суммы расходуются в разы меньшие. Но проблемы все равно схожие: сроки строительства или реконструкции все время смещаются, а цены растут. Так, красноярский драматический театр имени Пушкина, как пишет приложение «АиФ» этого региона, должны были реконструировать за 650 миллионов в декабре прошлого года, но не завершенные до сих пор работы уже оценивают в 1,3 миллиарда. Брянские власти, пообещавшие было новое здание для местного театра кукол, решили реконструировать за сто миллионов старое, сообщает «БрянскToday». Есть, впрочем, и обратные ситуации: в Удмуртии реконструкцию театра оперы и балета планируют завершить на полгода раньше, причем за счет регионального бюджета, хотя надеялись на федеральную поддержку. На днях объявлен электронный аукцион на право заключения контракта на строительство здания новой сцены Пермского академического театра оперы и балета имени Чайковского. Максимальная цена контракта – 2,78 миллиарда рублей. В целом же реконструкция театра, которая должна завершиться к 2020 году, по данным разных СМИ, обойдется в сумму от пяти до восьми миллиардов рублей. Остается только позавидовать жителям соседнего региона, хотя и у них вопрос реконструкции театра решался и непросто, и небыстро. А пока у нас в республике определенности порой нет даже на уровне строительства куда более скромных очагов культуры. Например, как выяснилось в ходе обсуждения «культурной» госпрограммы, откладывается строительство ДК в Летке. Со средствами плохо, а этот населенный пункт нуждается еще и в новых школе и садике, поэтому сначала займутся ими. А школа потом может предоставлять актовый зал под культурные мероприятия. Депутат Алексей Цыпанов, правда, тут же запротестовал: мол, школа – это одно, а Дом культуры – совсем другое, на что его коллега Михаил Брагин резонно заметил, что тут соглашайся с позицией минфина или нет – денег все равно не прибавится... Анна ПОТЕХИНА. На реконструкцию БДТ в Санкт-Петербурге ушло почти четыре года и более 6 млрд. рублей. |