Домашний Очаг |
18 сентября 2014 года |
Открываем нового себя
Дневник у многих вызывает ассоциации из школьной жизни. В период детства и юности дневник служил предметом регистрации школьной успешности. У тех, кто справлялся с учебной программой и получал желаемые отметки, дневник служил предметом гордости. Для других, кто был менее успешен в освоении наук, дневник, наоборот, был тем грузом, от которого хотелось избавиться. Если не от всего сразу, то от тех страниц, на которых красной пастой красовались неудовлетворительные отметки. Школьный дневник служил и средством связи между учителем и родителями. Учитель писал замечание, отметки, родители ставили подпись о том, что ознакомились. Дневник выступал и напоминанием: заглядывая в него, можно было вспомнить, что задали на дом. Но школьная пора заканчивается, и дневник уходит из жизни большинства людей до тех пор, пока собственные дети не переступят порог школы. Но только ли в школьной жизни полезен дневник? Вовсе нет, дневник может служить одним из эффективных инструментов саморазвития. Это происходит за счет того, что, записывая конкретные события, переживания, цели, человек имеет возможность остановиться, задуматься и лучше понять себя. Какие дневники можно вести и во взрослой жизни, развивая и усиливая собственные качества и особенности? 1.? Дневник благодарности. Благодарность – один из самых мощных источников энергии. Когда человек умеет быть благодарным за малое, он получает и большее! В дневнике записываются слова благодарности: А) себе; Б) другим людям; В) миру в целом, господу Богу. 2. Дневник личных переживаний. Данный дневник помогает разобраться в эмоциональном мире человека. Увидеть, какие чувства он испытывает чаще всего, с чем или с кем они связаны и что является источником негативных переживаний и реакций. Дневник личных переживаний удобнее вести в виде таблице, в которой фиксируются: А) дата; Б) эмоции и чувства, которые возникали в течение дня; В) события, которые вызвали эти эмоции; Г) люди, с которыми это было связано; Д) собственная реакция на личное переживание. 3.? Дневник успехов. В данном дневнике записывается все то, что относится к личным достижениям, и не важно, это «маленький» успех или глобальное достижение. Дневник успехов служит своеобразным сбором урожая, который позволит «перезимовать», справиться с периодами «холода», кажущейся личной неуспешности или незначительности. 4.? Дневник радостей. Дневник радостей помогает замечать необычное в обычном, видеть то, что чаще всего в суете дней ускользает из внимания людей. Ведение дневника радостей способствует развитию наблюдательности и открытости человека. Дневник удобнее вести в виде таблицы, в которой записываются продолжения предложений: А) Я сегодня увидел(а)… Б) Я сегодня услышал(а)… В) Я сегодня почувствовал(а)… Г) Я сегодня рассмеялся(ась)… Д) Я сегодня удивился(ась)… Важный момент: писать нужно только позитивные, положительные наблюдения. 5.? Дневник целей и планов. В данном дневнике по месяцам, неделям и дням записываются основные дела, которые необходимо выполнить, чтобы достигнуть поставленной цели или продвинуться в ее достижении. Это позволяет эффективно использовать личное время, расставляя приоритеты относительно главной цели. Каждый из описанных видов дневника выступает доступным и действующим инструментом саморазвития. Несколько правил ведения дневника: Дневник ведется как минимум в течение 3-4 недель и заполняется ежедневно. Для усиления эффективности желательно иметь искренний интерес к этому инструменту и понимать его смысл. Для заполнения дневника выбирайте время, когда вы находитесь в работоспособном состоянии, когда нет спешки в выполнении других дел (это может быть время в течение дня, по завершении дня или утром нового дня). Дневник при грамотном ведении способен расширить представления человека о самом себе, он также развивает навыки самоанализа, служит материалом для саморазвития и источником личных ресурсов. Выберете свой вариант дневника и сделайте шаг на пути интересного и увлекательно открытия нового себя! |