Общество |
22 мая 2014 года |
Парадоксы автогражданки/ Почему страховщики "бегают" от клиентов?
Если бы пару лет назад вас попросили описать страхового агента, наверное, получился бы словесный портрет человека, навязчиво предлагающего свои услуги: «Застрахуйте жизнь, здоровье, квартиру, машину…» Но в последнее время наблюдается небывалое явление: клиент хочет застраховаться, а агент от него буквально отбивается. Правда, странность эта проявляется только тогда, когда речь заходит о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Бланки в дефиците Клиент приходит в страховую компанию, но – ах, какая незадача! – вдруг выясняется, что бланков договоров ОСАГО нет, и «автогражданку» оформить никак нельзя. Человеку рекомендуют зайти через несколько дней, что он и делает, но бланков снова нет – не привезли, снова закончились, они у директора в сейфе, а она в отъезде и т.п. Клиент идет в другую компанию. Но там все та же история. Или же агент уверяет, что он может оформить ОСАГО только «пакетом», в комплексе с другой страховкой. А одному моему знакомому страховщики вообще заявили: у вас нет тех- осмотра! Знакомый недоумевает, какой техосмотр, если машина новая? Сообщения о таких полисных аномалиях появились на форумах российских автовладельцев еще прошлой осенью. Похоже, раньше всего дефицит бланков случился на Дальнем Востоке. В декабре об этом начали говорить автомобилисты нашего региона, потом страсти слегка поутихли, но в последние недели вспыхнули с новой силой. Жители Сосногорска в социальной сети «ВКонтакте» на днях жаловались, что в их городе бланков нет ни в какой компании, кроме «Росгосстраха», где клиентам навязывают дополнительную страховку. Заметим, что антимонопольные органы по всей России, в том числе и в Коми, с небывалой частотой выносят в отношении этой компании различные предупреждения, предписания, а порой дело и до немалых штрафов доходит, но… Что там на самом деле творится на страховом рынке, «снаружи» и не поймешь, но рядовые агенты компаний, работающих в Коми, на условиях анонимности могут рассказать много любопытного. Одна из причин в том, что в последнее время наблюдается активный приток в страховые компании новых клиентов-автовладельцев. Нет, это не значит, что у нас бум покупки машин, просто очень многие в прошлом году «обиделись» на «Росгосстрах» с его политикой продажи «довесков» к ОСАГО и решили уйти к другому страховщику. Кроме того, закрылось несколько крупных компаний, так что и их клиенты оказались «ничейными». – Те, кто раньше в нашей компании не страховался, просто валом пошли, бланков, которые мне выдает руководитель, стало не хватать. Вот сейчас получила пять бланков, завтра у меня их уже не будет, – рассказала одна из сыктывкарских страховых агентесс. – «Своих» клиентов, которые у меня уже оформляли страховку, я, конечно, принимаю, пролонгирую договоры. Но вот новичкам приходится отказывать… Кстати, они и сами, бывало, не соглашались оформлять у меня полис: в компании, где они его раньше делали, они получали скидку за безаварийное вождение. Соответствующие данные компания должна была вносить в единый реестр Российского союза автостраховщиков (РСА), но почему-то этого не делала. Вот приходит ко мне человек, а я ему скидку за «безаварийку» сделать не могу – информации нет, значит, права не имею. Клиент кричит: «Грабители! Я на вас в суд подам!» И – уходит. В другой компании агентам просто-напросто запретили оформлять договоры ОСАГО, если клиент отказывается докупить страховых продуктов на сумму не менее двух тысяч рублей. Как хотите, так и уговаривайте. Сельских не брать! Рядовым агентам в последнее время вообще очень много ограничительных распоряжений «спускают сверху». Тут и категорический запрет оформлять ОСАГО «людям с улицы» – «перебежчикам» из других компаний или свежеиспеченным автовладельцам. И указание ссылаться на отсутствие бланков, если мощность машины клиента меньше ста «лошадей». И строжайшая рекомендация не связываться с клиентами из сельской местности: «там машины старые, аварийность высокая, а страховщиков, кроме РГС, нет, вот они к нам и рвутся». Понятно, что страховые компании начали «бегать» от желающих оформить ОСАГО, как черт от ладана, не от хорошей жизни. Тарифы и коэффициенты, формирующие стоимость этого полиса, у нас регулирует государство, а итоговые суммы страховщиков не устраивают, поскольку выплат по «автогражданке» столько, что дохода эта услуга уже не приносит. В то, что у начальства в сейфе бланков совсем нет, верят не все агенты. Иные полагают, что эти документы решили попридержать, возможно, не на уровне региональных филиалов, а в головных офисах, поскольку ходит слух, что государственные мужи вот-вот согласятся поднять расценки на ОСАГО. И, похоже, надежды эти не безосновательны. Как сообщает «Коммерсантъ», Банк России предложил повысить тарифы на «автогражданку» на 18,9-23,6 процента. Страховщики, впрочем, считают, что этого мало, нужно как минимум на 40 процентов. Но пока вопрос с тарифами не решен, можно ли что-то сделать с бланками? 20 мая на официальном сайте Российского союза автостраховщиков появилось сообщение о том, что правление РСА решило обратиться в президиум РСА с предложением «установить особый порядок выдачи бланков полисов ОСАГО сверх установленных размеров обеспечения для использования в проблемных регионах». Проще говоря, в РСА собираются «допечатать» бланки, чтобы их получили те, кому их не хватает. А те, кто «экономит» бланки в ожидании повышения тарифов, по идее уже не смогут ссылаться на их отсутствие. «Не возникнет ли проблемы с контролем этого дополнительного тиража бланков?» – задается вопросом «Российская газета». Дело в том, что в России уже который год «гуляют» поддельные полисы ОСАГО на настоящих бланках – «наследство» закрывшихся страховых компаний. Но, как пояснили «РГ» в РСА, предполагается, что контролировать распределение допполисов будут через систему АИС ОСАГО. И если по номерам бланков выяснится, что они ушли не в регион назначения, в отношении виновных в этом страховщиков будут приниматься самые жесткие меры. Нужны доказательства Тем временем автовладельцы делятся рецептами: как заставить страховщика «найти» бланк и оформить полис без «довеска». Можно, например, изобразить наивность, поверить в то, что к «автогражданке» сейчас в обязательном порядке прилагается, к примеру, страхование жизни, на все согласиться. Но как только на столе появится бланк ОСАГО, «прозреть» и требовать только такой полис. – В прошлом году я поверила страховому агенту, что ОСАГО подорожало, заплатила больше. А на следующий день узнала, что меня обманули, – рассказывает сыктывкарка Алла. – Я позвонила в компанию, высказала все, что про них думаю, пригрозила судом, а потом пришла к ним аннулировать лишнюю страховку. Все сделали, даже и не пикнули! Такой метод в принципе тоже годится, если вы, конечно, умеете быть весьма убедительны и настойчивы в своих претензиях. Еще одна рекомендация – фиксировать разговор со страховым агентом, не желающим оформлять договор (а по закону он клиенту, у которого все в порядке с документами, не имеет права отказать), на видео или хотя бы записывать звук. Чтобы потом жаловаться на неисполнение закона, нужно иметь доказательства. – К нам уже поступали жалобы на страховые компании, которые отказываются оформлять ОСАГО, но ни одного дела мы пока не завели, – рассказал пресс-секретарь УФАС по Коми Евгений Изотов. – Во-первых, потому что у людей нет доказательств отказа. Во-вторых, наша компетенция – это субъекты, доминирующие на рынке. В случае со страховыми компаниями – это «Россгострах», но как раз на него таких жалоб нет. С «РГС» проблемы другого рода: отказ от снижения платы в связи с безаварийным вождением, навязывание дополнительных услуг. Так что, рекомендую тем, кто пострадал от действий других страховых компаний, запастись доказательствами и обращаться, к примеру, в Роспотребнадзор. Между тем ФАС России взялась помочь тем, кто не знает, как получить пресловутые доказательства. На сайте ведомства появилась рекомендация написать заявление о заключении договора ОСАГО с приложением всех необходимых документов, и отправить его почтой на официальный адрес филиала приглянувшейся страховой компании. Причем заказным письмом с уведомлением о вручении адресату, последнее будет являться доказательством получения страховщиком направленного гражданином предложения-оферты. В течение тридцати дней страховщик должен либо так же письменно ответить вам о своем согласии или несогласии в заключении договора. Если его отказ не имеет под собой законных оснований – письменный ответ в руки, и вперед, писать жалобу в Российский союз страховщиков, либо в УФАС (если обидчик – страховщик-монополист), либо в Банк России. А дальше – в суд. Пока другого пути нет. Анна ПОТЕХИНА. 20 мая на официальном сайте Российского союза автостраховщиков появилось сообщение о том, что в РСА собираются «допечатать» бланки, чтобы их получили те, кому их не хватает. А те, кто «экономит» бланки в ожидании повышения тарифов, по идее уже не смогут ссылаться на их отсутствие. |